Медиановости

15 июня 2007 18:42

Мыльные герои нашего времени

На минувшей неделе завершился один из главных проектов Первого канала в этом телесезоне – "Король ринга", длившийся несколько месяцев и посвященный любительским боям между известными актерами театра, кино и цирка. Отмечу, что организаторам удалось собрать сильную команду ведущих в лице Владимира Познера, представшего перед зрителями в новом амплуа спортивного комментатора, и Кирилла Набутова, который был в своей стихии. Но самое главное впечатление, конечно, произвели участники, которые, не щадя лица своего, шли к победе.

Любопытно, что во время финального выпуска программы канал "Россия", в пику давнему конкуренту, поставил в эфир блокбастер "Охота на пиранью" с Владимиром Машковым в главной роли.

Вообще, всю прошлую неделю между двумя основными государственными каналами не утихала яростная битва. Первый канал выступил с 6-серийной экранизацией "Героя нашего времени" Лермонтова под немудреным названием "Печорин", "Россия" же – с 12-серийной экранизацией "Колымских рассказов" Шаламова с более витиеватым названием – "Завещание Ленина". Оба проекта были поставлены примерно в одно и то же время, после вечерних новостей, и зрители должны были выбирать, кто и что им интереснее – Печорин или Шаламов, Кавказ времен 40-х годов ХIХ века или СССР 30-х годов ХХ века.

На Первом канале решили, судя по всему, осовременить образ Григория Печорина, дабы сделать его ближе, понятнее простому, не читавшего классики, юному поколению, пригласив на главную роль Игоря Петренко и слегка перемешав все лермонтовские новеллы в хронологическом порядке, которые снимались примерно в тех же местах, что описаны в романе. Отмечу хорошую операторскую работу с замечательными планами мрачной, вздымающейся предштормовым морем Тамани, однако по сравнению со знаменитой работой Анатолия Эфроса "По страницам дневника Печорина" (1975), где в главных ролях были заняты Олег Даль и Андрей Миронов, работа молодого режиссера Александра Кота проигрывает.

В первую очередь из-за того, что чернявый Печорин-Петренко не слишком похож на того "белокурого бестию", которого описал Лермонтов: "Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади". Он больше похож не то на Григория Мелехова в исполнении Петра Глебова, не то на флотского лейтенанта Сергея Артемьева в "Моонзунде", сыгранного Олегом Меньшиковым. Но самое главное, в отличие от Печорина-Даля, он – просто тусовщик, говоря современным языком. Потусовался с доктором (в исполнении Авангарда Леонтьева), пошел тусоваться к герлам. То есть, к княжнам. Нет в нем той внутренней, желчной злости и активного неприятия общества, которое было в Дале (и добавим, в самом Лермонтове), для которого этого роль удивительным образом совпадала с его внутренним ощущением. Петренко же, как я понимаю, был назначен на роль Печорина после "Водителя для Веры" главным образом из-за установившегося за ним клише "героя-любовника". На мой взгляд, этого маловато для героя нашего времени.

Экран такое не прощает. Там все видно. Особенно же "режет глаз" Колокольников-Грушницкий, который абсолютно выпадает из ансамбля, причем уже не первый раз. В свое время роль лейтенанта Маслова в "Августе сорок четвертого" Михаила Пташука оставила странное ощущение того, что это совсем не тот персонаж, коего описывал в своем романе Владимир Богомолов. К тому же невольно сравниваешь игру Колокольникова с Андреем Мироновым в той, давней постановке, и тот Грушницкий – намного более достоверен и убедителен.

В этом плане режиссеру-постановщику "Завещания Ленина" Николаю Досталю значительно проще, поскольку конкурировать ему ни с кем не надо. Ибо "Колымские рассказы" Шаламова читало в России намного меньше народу, нежели "Героя нашего времени".

Любопытно, но, несмотря на тяжелый материал, сериал смотрится на удивление остросюжетным. Во многом благодаря крепкой режиссуре и замечательно подобранному актерскому составу. Выделю исполнителя роли Варлама Шаламова в зрелые годы – неизвестного широкой публике актера Владимира Капустина и полузабытого Игоря Класса, играющего писателя уже после двадцатилетней отсидки в сталинских лагерях. А также Александра Трофимова и Ирины Муравьевой в роли родителей Варлама.

На фоне пустого прожигателя жизни Печорина практически документальная жизнь несгибаемого Шаламова смотрится как грозная притча-предостережение тем, кто ныне с удовольствием ностальгирует по ушедшим гулаговским временам. И в этом кардинальное отличие двух проектов. НИ