Медиановости

21 июня 2007 13:40

Активные сети

Сегмент рекламы в супермаркетах продолжает расти. Пока на продажи прессы в супермаркетах, по разным оценкам, приходится около 20—30% рынка распространения. Основные продажи при этом приходятся на сеть "Седьмой континент". Заметную долю рынка также занимает X5 Retail Group, в которую входят сети "Перекресток" и "Пятерочка". Участники рынка отмечают стремительный рост распространения в супермаркетах и говорят, что постепенно распространение в супермаркетах должно заместить систему распространения в киосках.

По данным компании "Ритейлмедиагрупп", работающей в сети магазинов "Седьмой континент", ежегодный прирост рынка продажи прессы в супермаркетах составляет 14—15%. Помимо "Седьмого континента", сетей X5 Retail Group и "Ашана" пресса продается и в сетях "Билла" и "Патэрсон", но объемы продаж там не очень велики, отмечают издатели.

По оценкам гендиректора Центра дистрибуции прессы Дмитрия Гранкина, супермаркеты занимают около 20% рынка распространения прессы в Москве и городах-миллионниках. "Этот сегмент стремительно растет за счет экстенсивного развития (расширения сетей) и интенсивного (роста продаж)", — говорит он. С ним соглашается председатель совета директоров "Экспресс Медиа Маркет" Владимир Каспаров: "Этот сегмент становится приоритетным для издателей. Сети расширяются, а система лотков сокращается. Развитие рынка распространения смещается в сторону супермаркетов и минимаркетов".

Менеджер по распространению Axel Springer Russia Наталья Глущенко отмечает, что примерно 65% тиража журналов ИД в Москве распространяется в супермаркетах, в регионах же соотношение супермаркетов и киосков составляет 50:50. "Но с каждым годом процент распространения в супермаркетах растет. Журнал Forbes, например, всегда распространялся преимущественно в сетях, и в последнее время его продажи растут быстрыми темпами, особенно в "Седьмом континенте", — говорит г-жа Глущенко.

Директор по распространению ИД "7 дней" Александр Магатаев отмечает, что на американском рынке сегмент распространения в супермаркетах занимает 90%, а в России сильна традиция распространения через киоски и точки в метро. Вместе с тем, говорит г-н Магатаев, часть супермаркетов занимает активную позицию, которая способствует развитию рынка. Он напоминает, что год назад сеть "Седьмой континент" совместно с ИД "Московский комсомолец" создала компанию "Ритейлмедиагрупп" (РМГ), которая постепенно разрабатывает стандарты распространения. "Мы долгое время успешно сотрудничаем с этой компанией", — отмечает г-н Магатаев.

По словам гендиректора РМГ Нины Тютеревой, за год компания полностью обновила оборудование во всех магазинах, ввела ежедневную отчетность мерчендайзеров, дозаказ изданий, ночную поставку и увеличила метраж стеллажей. Все эти меры позволили значительно увеличить товарооборот: с октября 2006 по март 2007 года рост составил 17%. "Например, если в сентябре 2006 года продажи газет в штуках составляли 12%, то сейчас уже 35%", — отмечает г-жа Тютерева. Директор по распространению ИД "Комсомольская правда" Елена Федорович отмечает, что сегмент супермаркетов очень перспективен: "Мы начинали с нескольких магазинов, а сейчас уже охватываем большую сеть. У нас хорошие продажи, особенно еженедельников. С ежедневной газетой возникают сложности с развозом тиража, который тяжелее осуществлять в ежедневном режиме".

Сейчас, по словам г-жи Тютеревой, с РМГ на долгосрочных контрактах работает уже 44 издательских дома, на них приходится 84% рынка продаж в супермаркетах. Еще 7% — это издания, которые присутствуют в сети, но не используют активные услуги по продвижению. И только пять издательских домов, или 9% рынка, в сети не представлены. Впрочем, отсутствие изданий этих ИД пошло на пользу оставшимся. Так например, отсутствие близких конкурентов позволило увеличить тираж Elle на 11%, Forbes — в три раза, Newsweek — на 26%, Vogue — на 4%, журнала "Клаксон" — на 5%. "Мы сами не ожидали, насколько быстро произойдет замещение покупательского спроса. В каждой нише конкуренция очень высока. Вакуума на рынке не бывает, поэтому гордиться надо не отсутствием, а присутствием в торговых точках. Издатели это понимают, поэтому возвращаются к переговорному процессу", — говорит г-жа Тютерева. RBC