Вы все еще думаете, что газеты, журналы, радио, телевидение и интернет конкурируют друг с другом за ваше внимание? Забудьте об этом. Главный козырь и отличительная черта любого современного СМИ — это контент. Нет умирающих медиаплатформ, есть правильные и неправильные способы доводить информацию до разных читателей. К такому выводу пришли участники состоявшейся на прошлой неделе в Москве издательской выставки Publishing Expo 2007 — крупнейшего события в индустрии, организованного Гильдией издателей периодической печати. Этот тезис — принципиально новый для отрасли, которая несколько лет жила под лозунгом обострения борьбы между разными типами медиа.
"За последние восемнадцать месяцев в мире запустили больше новых изданий, чем когда-либо за всю историю отрасли", — говорит гендиректор Всемирной газетной ассоциации (WAN) Тимоти Болдинг. Газетная индустрия — загнанная в угол интернет-технологиями и давно объявленная умирающей — стала одним из главных инноваторов на рынке СМИ. Газеты ищут новые форматы, выходят в интернет, экспериментируют с дизайном, используют агрессивные маркетинговые решения. За полтора года мировые издатели инвестировали в печатные технологии 6 млрд долларов — и тиражи пошли вверх.
На российском газетном рынке подобного пока не произошло. Что Тимоти Болдинг с удивлением и отметил: при таком экономическом росте во всех других странах газетные тиражи взлетают. По-видимому, широкому проникновению мешает качество продукции, предположил он. Российские издатели и редакторы слушали выступление г-на Болдинга и других докладчиков с большим вниманием, и это хороший знак, ведь совсем недавно на подобных международных мероприятиях они позевывали и пожимали плечами, заслышав про синергию и конвергенцию, — это, мол, у них, а у нас свои проблемы.
Мировые издатели уже заняли конструктивную позицию: если мы не можем побороть своих потенциальных врагов, сделаем из них союзников. Онлайн, мобильные технологии, бесплатная пресса — все теперь служит целям расширения аудитории и получения больших доходов от рекламы или подписки.
Во-первых, "традиционные" издатели смирились с успехами бесплатных газет и стремятся предлагать собственные бесплатные продукты. За год "бесплатные" тиражи по миру выросли на 46%, а за пять лет — почти удвоились. В таких странах, как Дания или Испания, как минимум каждая вторая газета бесплатна, в Европе — каждая пятая. Основной читатель — молодежь. Так, по данным гендиректора Международной ассоциации издательских и медиатехнологий (IFRA) Райнера Миттельбаха, молодые читатели на 60% больше склонны читать бесплатные СМИ. И дело тут не в нежелании платить за информацию — молодых привлекает прежде всего новый принцип организации контента. Продукт похож на столь любимые молодыми людьми интернет-сайты — удобная навигация, небольшие и цепляющие тексты. Чтобы привлечь новые группы читателей, издатели вынуждены проводить редизайн платной прессы и делать бесплатные версии.
Во-вторых, поняв, что аудитория интернет— и печатных изданий разная, издатели по всему миру научились работать с онлайном: благодаря активному использованию интернета аудиторию можно увеличить на треть. Так, мультимедийная норвежская компания VG за 2006 год добилась того, что аудитории ее онлайновой и печатной версий сравнялись по размеру. В стране с населением четыре миллиона человек у VG миллион читателей — традиционных и онлайновых.
В-третьих, разобравшись с интернетом, издатели теперь осваивают мобильные технологии. Интерактивность — новая мантра мировой медиаиндустрии. Технологии меняют сам подход к журналистике. "Если раньше газеты были однонаправленными и объясняли читателю, каким должен быть мир, сегодня они должны измениться", — считает Райнер Миттельбах. Новые технологии должны помочь установить более близкие отношения между читателем и СМИ — читатель становится соавтором. В мире уже существуют издания, большая часть контента которых создана читателями, а не журналистами. Монополия СМИ сохраняется на агрегирование этих текстов, фото или видеоматериалов и на их сегментацию. По сути новая роль медиа сведется к управлению информационными потоками. По крайней мере, так предсказывает IFRA, а ее прогнозы имеют обыкновение сбываться. Э