Россия превращается в Мекку для мировой прессы. В июне прошлого года здесь состоялся Всемирный газетный конгресс, саммит мировой прессы, как его часто называют. В июне этого года прошел Всемирный конгресс Международной федерации журналистов (IFJ), можно сказать, журналистский саммит. А на состоявшуюся на минувшей неделе конференцию Publishing Expo-2007 съехались со своими программами первые лица ведущих мировых издательских ассоциаций: Всемирной газетной ассоциации (WAN), Международной федерации журнальной прессы (FIPP), Международной ассоциации газетных и медиатехнологий (Ifra).
Т.е., с одной стороны, в многочисленных международных индексах свободы прессы Россия год из года скатывается все ниже, из страны вытесняются иностранные организации, оказывающие СМИ помощь на безвозмедной основе, с другой же – здесь саммит нон-стоп ведущих игроков мировой медиаотрасли.
Оба мероприятия этого года проходили в Международном торговом центре на Краснопресненской, что создавало почти сюрреалистическое ощущение: входя в одно и том же здание, попадаешь как будто в две разные страны.
На конгрессе журналистов, по крайней мере, в части посвященной России – сплошной плач по утраченной в последние годы свободе, жалобы на цензуру, нерасследованные убийства журналистов. Тоска, одним словом.
На форуме издателей – атмосфера гудящего улья. Такое ощущение, что люди вдруг проснулись от спячки, поняли, что отстали от мировых издательских тенденций и энергично наверстывает упущенное, жадно перенимая самый передовой иностранный опыт и присматриваясь к самым современным издательским технологиям. Динамизм и развитие.
На самом деле, конечно, это одна страна, идущая к созданию нормальной независимой прессы очень причудливым путем.
В первое десятилетие российской независимости терпимость властей к плюрализму в медиа было почти безграничным, зато экономическая политика удушала саму возможность независимости. СМИ оказались вытесненными на богатый черный рынок пропагандистских услуг, этот столь милый журналистскому сердцу плюрализм и оплативший.
На втором десятилетии экономические условия значительно улучшились. По обнародованным на выставке данным Агентства по печати и массовым коммуникациям, в 2006 году по сравнению с 2005 объем продаж печатной прессы вырос на 13,7%, достигнув 2, 42 миллиардов долларов, инвестиции – на одну треть, достигнув 2,05 млрд. долл, объем рекламного рынка всех видов СМИ – на 29%, достигнув почти 6,5 млрд. долл. Отрасль стала более прозрачной и инвестиционной привлекательной – отсюда интерес к ней и прямых иностранных инвесторов и поставщиков. Один из ведущих западных экспонентов выставки сообщил мне, что его компания, ушедшая с российского рынка 17 лет назад, решила, наконец, показать флаг в России, другой поделился радостью, что выставку пропустили главные конкуренты.
Зато терпимость снизилась. В результате, опять странности развития. Президент FIPP констатировал, что журнальная отрасль в России вышла на уровень мировых стандартов и развивается опережающими темпами, зато ген.директор WAN обратил внимание, что газеты по-прежнему в массе своей отстают от требований потребителей. Что и понятно. Журналы – это в основном образ жизни, бытовые потребности аудиторий, в которые никто, слава богу, сверху не вмешивается. Газеты – политика; здесь в отношениях издатель-читатель много привходящих факторов, к рынку отношения не имеющих.
Любые обобщения, конечно, хромают. Однако если говорить о "средней температуре по отрасли", то такой, видимо, ситуация и останется до 2008 года, когда, собственно, и начнется третье десятилетие российского независимого существования. Что ждет нас дальше?
Мне очень понравились слова генерального директора WAN Тимоти Болдинга: "С течением времени и по мере того, как российские издатели продолжат усваивать передовой опыт газетной отрасли в других странах, они будут все меньше стенать по поводу политических ограничений и все больше просто делать хорошие и прибыльные газеты".
Так что пусть Москва продолжает становиться, а другие регионы начинают превращаться в Мекку для мировых медиа.
Источник: The Moscow Times