Медиановости

2 июля 2007 14:40

СМИ и закон

Перед стартом очередных выборов участники предстоящего процесса пытаются провести "ревизию" в Законе "О СМИ". Представители рынка средств массовой информации Удмуртии недовольны, что депутаты таким образом затягивают их в свои политические игры.

В преддверии выборов в представительные органы власти России и Удмуртии на самых различных уровнях развернулась дискуссия о степени ответственности СМИ в процессе информационного участия в выборах 2007–2008 годов.

ЦИК России предложил не трогать законодательство, накладывающее на телевизионщиков и прессу ответственность за "грязные предвыборные технологии". В то же время, местные СМИшники говорят, что и отказаться от кажущихся кому–то "грязными" материалов нельзя, и можно стать жертвой кандидата–экстремиста и ответить уже по другой статье…

"У меня создается впечатление, что, меняя законодательство о выборах, депутаты перестраховываются, поскольку очень хотят попасть во власть. Думаю, что напрасно, потому что жизнь есть жизнь…", – возмущается Людмила Прокошева, председатель Союза журналистов Удмуртии. Эксперт отмечает, что законодательство крайне нестабильно и меняется перед каждыми выборами. "Его невнятность создает серьезные трудности в работе и партий, и кандидатов, и особенно редакций печатных СМИ. Несколько легче телевидению и радио. Тут уж что сказал кандидат или представитель партии – то и сказал".

Сергей Васильев, министр печати и информации Удмуртской Республики, считает, что вся ответственность за соблюдение законодательства в предвыборной агитации должна лежать на редакции. "Сегодня высказываются идеи по введению цензуры на предвыборные материалы или отказа редакциям в праве вносить правки в тексты, которые требуют опубликовать партии или кандидаты. Я уверен, что всего этого делать не нужно". Министр отмечает, что все эти вопросы регулирует законодательство, в котором все четко прописано.

"Новым законом, по сути, предлагается дать полную индульгенцию средствам массовой информации, – говорит Владимир Пономарев, председатель Центральной избирательной комиссии УР. – Такое радикальное предложение вряд ли целесообразно.

СМИ в своей деятельности должны придерживаться принципов достоверности, объективности предоставляемой информации, соблюдая при этом равенство прав кандидатов и избирательных объединений". Кроме того, во избежание негативных последствий для СМИ г–н Пономарев рекомендует при заключении договоров с избирательными объединениями и зарегистрированными кандидатами отражать меру их ответственности за предоставление в СМИ для обнародования той или иной недобросовестной информации. При этом, например, в договоре четко фиксировать позицию о том, что за распространение информации, которая может быть квалифицирована как клевета и которую СМИ не могло проверить, ответственность будет нести кандидат или избирательное объединение.

По мнению г–на Васильева, в случае обнаружения редактором каких–либо нарушений, суд должен рассмотреть это и принять необходимое решение в течение дня. "Если ответственность лежит на редакции средства массовой информации, то и у редактора должно быть право определять, что и как печатать. В то же время нельзя превращать СМИ в арену сведения счетов, особенно в период выборов", – говорит эксперт.

Г–жа Прокошева поддерживает коллегу и считает, что нельзя урезать полномочия редактора, поскольку "редакция имеет полное право, по крайней мере, на литературную правку и приведение текстов в соответствие с общепринятыми нормами и просто культуры".

И все–таки, замечает Людмила Прокошева, основной закон для СМИ – это Закон "О средствах массовой информации". "В конце концов, есть десять заповедей, которыми и надо руководствоваться как на выборах, так и вообще в жизни", – добавляет эксперт.

Светлана Сентякова, главный редактор газеты "Удмуртская правда": "Меня несколько раз приглашали в качестве эксперта для оценки того или иного текста. Я всегда говорю, что никакой экспертизы не надо делать. Например, опубликовано интервью с VIP–персоной, в тексте которого персона сама же себя поливает грязью. То, что материал "заказной", это очевидно. Кто сам на себя наговаривать будет? Какая тут нужна экспертиза, если это не журналистика?" – вопрошает редактор.

По мнению г–жи Сентяковой, блюсти или нет свою репутацию – дело каждого СМИ, и каждая редакция решает, как и на какой политической рекламе – "грязной" или нет – зарабатывать.

Справка "bc"

В феврале на Всероссийской конференции "СМИ и выборы" представителями средств массовой информации были внесены предложения по изменениям в Законе "О средствах массовой информации". В частности, предлагалось полностью освободить редакцию, включая главного редактора и журналиста, от ответственности за распространение сведений, которые содержатся в агитационных материалах, представленных в период избирательной кампании зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями в рамках использования ими платного и бесплатного эфирного времени и платной и бесплатной печатной площади.

Источник: "Business Class Удмуртия" №10 от 2.07.07

Павел Ветров