Медиановости

2 июля 2007 20:49

Детское чтение — проблема социальная

Детское чтение — проблема социальная

Многие педагоги и общественные деятели с тревогой обращают внимание на падение интереса российских детей к чтению. Соответствующие социологические исследования во многом подтверждают эту тревожную тенденцию.

Чтобы попробовать разобраться в проблеме, Институт региональной прессы организовал дискуссию "Проблемы современного детского чтения".

На встречу были приглашены: главный редактор детского журнала "Костер" Николай Харлампиев, заведующая сектором обслуживания (отдел по работе с юношеством) Центральной городской Публичной библиотеки им. В. В. Маяковского Ирина Сидорова, детский психолог Ольга Бакановская, автор детской переводной литературы Наталья Мельник.

Первым слово взял Николай Харлампиев. По его мнению, падение интереса детей к чтению является тревожным симптомом глубоких социальных катаклизмов в обществе. Так, Николай Борисович напомнил, что еще в годы перестройки ему не раз приходилось сталкиваться с растущим равнодушием детей к литературе. За последние двадцать лет ситуация еще более обострилась, и не только в России. Такие мировые тенденции, как глобализация экономики, унификация и стандартизация жизни, не могли не отразиться на подрастающем поколении. Современные дети и подростки во всех развитых странах мира испытывают такое мощное информационное воздействие телевидения и интернета, что для чтения у них просто не остается интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Николай Борисович считает, что это "неизбежный процесс", и постепенно "литература заменяется комиксом, дружба — партнерством и так далее". Но ситуация все же не настолько безнадежна. По словам Николая Борисовича, сейчас в обществе нарастает обратная тенденция — педагогическое и библиотечное сообщество прилагают массу усилий, чтобы "вернуть детей к традиции чтения". В этом процессе по мере сил принимает участие и журнал "Костер".

Николай Харлампиев напомнил, что "Костер" создавался более 70 лет назад именно как литературный журнал для детей. За эти годы он стал своеобразным проводником качественной детской литературы: здесь впервые были опубликованы "Два капитана" Валентина Каверина, книги Астрид Линдгрен, Джанни Родари и многих других популярных отечественных и зарубежных авторов.

Николай Борисович заметил, что и сейчас "Костер" ищет и публикует интересных детских авторов. "Однако, — как горько посетовал главный редактор, — сейчас талантливых книг больше, чем талантливых писателей".

Несколько иную точку зрения высказала Ирина Сидорова. По ее мнению, нельзя категорически утверждать, что современная молодежь ничего не читает. Опираясь на статистику библиотеки имени Маяковского, она поделилась весьма интересными сведениями. Основными читателями библиотеки являются молодые петербуржцы в возрасте от 14 до 29 лет, большинство из которых являются учащимися средних и высших учебных заведений. Исходя из этого, они заказывают в основном учебные и специальные пособия. Довольно значительный круг чтения составляют произведения отечественных и зарубежных классиков — Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова, Шекспира, Сервантеса и т. д. Конечно, как заметила Ирина Сидорова, большинство этих произведений входит в школьную программу, и интерес многих молодых читателей обусловлен именно этим.

Но молодежь не отстает и от модных тенденций. Многие девушки активно потребляют так называемую гламурную литературу — книги Оксаны Робски, Ксении Собчак, многочисленные глянцевые журналы и специальную литературу "о красоте и по уходу за собой". Чрезвычайно востребована также литература о модных спортивных тенденциях — например, о бодибилдинге, фитнесе и т. п.

Многие молодые люди отдают предпочтение специальным компьютерным журналам и другим печатным изданиям, так или иначе освещающим проблемы современных компьютерных технологий. Но, как подтвердила Ирина, молодежь действительно мало интересуется журналами литературными. Даже такой известный журнал, как "Юность", которым зачитывались в 1960—80-е годы, сейчас настолько никому не интересен, что библиотека "была вынуждена отказаться от подписки на него".

Такое же равнодушие молодые люди проявляют к недавним кумирам предыдущих поколений — например, к творчеству братьев Стругацких. Гораздо популярнее жанр фэнтези — своеобразная смесь фантастики и приключений. Востребованы и все современные раскрученные авторы — Дарья Донцова, Татьяна Устинова. Более серьезные современные авторы — Татьяна Толстая, Людмила Улицкая — менее популярны. И разумеется, большим спросом пользуется культовый автор последних лет — Виктор Пелевин. Тем не менее "одна из немногих очередей, которая еще осталась — это очередь молодых читателей в нашу библиотеку", подытожила Ирина Сидорова.

Психолог Ольга Бакановская поделилась некоторыми своими наблюдениями о том, как и каким образом приучать к чтению детей. По ее мнению, для детей младшего школьного возраста лучше подбирать литературу, написанную "простым языком повседневной жизни". Очень важно, заметила Ольга, чтобы сюжет был прост настолько, что "ребенок смог бы воспринять и трансформировать его в своем воображении".

Эту тему подхватила и развила Наталья Мельник. По роду своей деятельности ей часто приходится переводить с английского разнообразную детскую литературу. Как посетовала Наталья, в основном это произведения, так или иначе засвеченные на каких-либо литературных конкурсах. А в то же время огромный пласт мировой детской литературы "совершенно не известен отечественному читателю", именно потому, что никто не занимается его пиаром среди местных издателей. Наталья Мельник обратилась ко всем собравшимся с просьбой — попробовать поднять этот вопрос на официальном уровне, потому что издание лучших отечественных и зарубежных книг для детей — это вопрос не коммерческий, а социальный.

Анна Данилевская