Медиановости

4 июля 2007 12:14

Не все IPO одинаково полезны

По оценкам АКАР, российский рекламный рынок в первом квартале 2007 года вырос на 33%, на третьем месте по объему оказался сегмент наружной рекламы, на него за год рекламодатели потратили примерно 350 млн. долл. Недавно компания Gallery заявила о намерении разместить свои ценные бумаги на Лондонской фондовой бирже. Какие компании только начинают подготовку к первичному размещению? Каковы последствия приобретения публичности и прозрачности активов для тех, кто уже вышел на IPO?

Рынок рекламы, в прошлом году выросший на 30%, и в 2007-м не сбавляет темпов роста. На поддержание высоких темпов развития и желание рефинансировать кредиты требуется все больше заемных средств. Перед менеджментом крупных медиа-компаний встает выбор: или искать крупного инвестора "на стороне", или проводить IPO.

Плюсы первичного размещения акций, по мнению аналитиков, в следующем: "Это дополнительное финансирование, которое может быть использовано для сделок слияния и поглощения, это статус публичной компании со своей кредитной историей, кроме того, акционеры могут зарабатывать на выкупе собственных акций в периоды ценовой коррекции при хороших фундаментальных показателях", - объясняет Дамир Сухов, консультант отдела корпоративных финансов КПМГ.

На медиа-рынке результат размещений 2006 года таков: четыре компании - холдинг РБК, Gallery Group, канал ТНТ и "Проф-Медиа" - разместили евробонды и ценные бумаги на общую сумму $585 млн., а "Каро-фильм" и "Аргументы и факты" вышли на российский фондовый рынок и поделились акциями на общую сумму 2.2 млрд. руб.

Готовятся к полету

Еще две компании планируют выйти на IPO: холдинг "Газпром-Медиа", назначивший возможный срок выхода на 2009 год, и телеканал ТНТ, разместивший в прошлом году CLN. Капитализация "Газпром-Медиа" после выхода на IPO может составить 2.5-4 млрд. долл., считают аналитики. Стоимость "Газпром-Медиа" сравнима со стоимостью "СТС-Медиа" - компании, разместившей свои акции на бирже в мае прошлого года и увеличившей капитализацию с 2.12 млрд. до 4.045 млрд. долл. Эксперты считают, что "Газпром-Медиа" разместит около 20% своих акций.

О размещении акций канала ТНТ рассказывает Роман Петренко, генеральный директор ТНТ: "В прошлом году мы разместили CLN. Стоимость привлеченных денег была гораздо дешевле, чем если бы мы брали их на внутреннем рынке. Мы разместились под 9.25% годовых и привлекли $60 млн. от 11 инвесторов, в основном хедж-фондов и фондов управления активами. После нас размещались "Проф-Медиа", но уже под 10.75%. Деньги нам понадобились на развитие, но в процессе возникли некоторые сложности. Оказалось, что сумма $60 млн. маловата для размещения, так как в соответствии с корпоративными правилами инвесторы не могут приобретать более определенного процента кредитных нот от выпуска. Если бы мы занимали $300 млн., то все было бы намного проще".

Удачный старт

В июне прошлого года компания "СТС-Медиа" вышла на IPO, разместив свои акции на американской бирже NASDAQ. Ценовой коридор холдинг определил в 16-18 долл. за акцию, таким образом, объем размещения должен был составить 470-530 млн. долл. В итоге в ходе IPO акционеры "СТС-Медиа" привлекли 345.9 млн. долл., а капитализация компании на момент размещения составила 2.1 млрд. долл. "То, что капитализация компании за год, прошедший после размещения, выросла практически вдвое и сегодня составляет более $4 млрд., наверное, говорит о многом, - убеждает Александр Роднянский, президент "СТС-Медиа", и добавляет: - Наше размещение на бирже предоставило точку отсчета для оценки всех российских медийных компаний". Обратной стороной медали явились проблемы, возникшие после первичного размещения. "Как и у любой другой публичной компании, у нас появилось множество новых обязательств и ограничений. Например, в отличие от частных компаний, мы очень жестко ограничены в нашей стратегии слияний и поглощений. Мы не рассматриваем даже вполне заманчивые активы, если у них нет аудированной финансовой истории или если они оцениваются не по рыночным коэффициентам. При этом публичность дает нам и огромные преимущества. Например, как публичная компания, мы можем привлекать финансирование на значительно более выгодных условиях. Для компаний, развивающих прозрачный, структурированный бизнес, мы более выгодный партнер", - рассказывает Александр Роднянский.

Неудачно приземлились

Затраты для выхода на IPO несут в себе существенные риски для рекламных компаний. Об этом свидетельствует два примера выхода на IPO специфических рекламных российских компаний - IMSG и Trader Media East.

В декабре 2005 года на альтернативной площадке LSE разместило бумаги российское BTL-агентство IMSG. Вначале эксперты и участники рынка признавали оглушительный успех IPO IMS Group. Во время первого размещения компании удалось получить 26.3 млн. долл. за 26.4% акций. Второе размещение в апреле 2006 года оказалось еще более успешным: 11.5% акций были проданы за 15.1 млн. долл.

Вскоре капитализация компании составила 150 млн. долл., что на треть превосходило первоначальную стоимость. Однако после публикации IMSG прогноза прибыли осенью 2006 года инвесторы пожалели о своих вложениях - запланированные показатели оказались намного ниже обещанных. Перед первичным размещением Грег Тейт, основатель компании, заявил, что выручка в 2006 году возрастет до $126 млн., а чистая прибыль - до $7 млн., уже в августе прогнозы были не столь радужны: $100 млн. и $4.7 млн. соответственно.

В итоге акции IMSG осенью 2006 года втрое уменьшились в цене. В декабре того же года капитализация компании сократилась более чем в два раза и составила всего 70 млн. "Мы думаем, реакция рынка была слишком жесткой", - оценил тогда ситуацию владелец компании Грег Тейт. По мнению Татьяны Бобровской, аналитика ИК "Брокеркредитсервис", снижение темпов развития бизнеса IMSG и падение стоимости ее акций могут быть связаны не только с внешними факторами, такими, как изменения в российском рекламном законодательстве или кризис на алкогольном рынке.

Эксперты предупреждают игроков рынка о том, что минусов публичного размещения акций практически столько же, сколько и плюсов. "В случае размещения на IPO возможны потеря контрольного пакета акций и размывание капитала, при выпуске евробондов появляется зависимость компании от фондового рынка. Кроме того, подготовка к выходу на мировые площадки может занять полтора года и потребует больших финансовых затрат", - утверждает Дамир Сухов.

Еще более печальная история произошла с компанией Trader Media East (ТМЕ) - с рекламной газетой "Из рук в руки" - в 2006 году. По данным Dresdner Kleinwort, ее IPO стало наиболее невыгодным для эмитентов из всех размещений российских компаний за 2006 год.

Акции, которые в 2005 году были проданы по цене $13 за штуку, в июне 2005-го стоили уже в два раза меньше - $6.25. Участники рынка говорили о том, что резкое падение стоимости акций (и капитализации компании) также было вызвано неоправдавшимися ожиданиями от экономических прогнозов, которые TME представила в инвестиционном меморандуме. В итоге Trader Media East была скуплена турецкой компанией Dogan Yayin Holding, которая приобрела 100% ее акций по цене в $10 за штуку. Фактически новый инвестор сделал владельцам TME большой подарок, поскольку на тот момент реальная цена на акции компании колебалась в районе 8 долл. за акцию.

Причины провальных IPO обеих компаний практически одинаковы: инвесторы, вначале привлеченные блестящими прогнозами развития эмитента, в короткий срок обнаруживают несоответствие заявленных показателей реальным показателям.

На одном крыле

Оператор наружной рекламы - российская компания Gallery выходит на Лондонскую биржу. В отчете за первый квартал 2007 года в преддверии IPO говорится, что выручка Gallery по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 107% и составила $24.1 млн. Прибыль увеличилась на 94% и равна $10.8 млн., показатель EBITDA вырос на 44% - до $4.3 млн. Менеджмент компании довольно оптимистично оценивает свои финансовые результаты, которые должны уверить будущих инвесторов в надежности компании. Учитывая и положительные стороны финансовой отчетности компании, инвесторам стоит обратить внимание и на негативные аспекты: на уровень чистого убытка компании в $1.7 млн. по сравнению с $1.8 млн. прибыли за первый квартал прошлого года, а также на растущий долг Gallery, который составляет сегодня уже $186 млн.

В то же время рекламный рынок в России нестабилен с правовой точки зрения. В Госдуме до сих пор ведутся споры по поводу принятия поправок к закону "О рекламе", касающихся размещения наружной рекламы - билбордов, придорожных щитов, плакатов и т.д. Если поправки пройдут, то всем операторам рекламного рынка придется после окончания срока договоров выкупать свои места на конкурсной основе. Положение отечественных рекламистов осложняет и действующий ГОСТ Р52044-2003, который требует установки щитов не ближе 5 метров от проезжей части. Требованиям ГОСТа, по оценкам экспертов, не соответствуют до 90% рекламных конструкций. Вполне вероятно, что эти факторы будут восприняты в Лондоне как негативный сигнал по отношению к российским медиа- компаниям. Это может ухудшить их перспективы при выходе на IPO или вовсе привести к снижению капитализации компаний после первичного размещения. ФИ