Медиановости

5 июля 2007 12:46

Отдать блогу душу

По данным "Яндекса", на протяжении последних шести лет блогосфера Рунета ежегодно увеличивается примерно в три раза. Если существующие темпы роста сохранятся, к 2008 году в Рунете будет примерно 10 млн дневников.

Столь внушительные цифры позволяют игрокам этого рынка заявлять о привлекательности блогов в качестве рекламной площадки. Аудитория читателей интернет-дневников действительно может быть интересна для рекламодателей, считают эксперты.

Но заработать на блогах не так просто, как это кажется на первый взгляд, предупреждают они.

По состоянию на апрель этого года в русскоязычной блогосфере было зарегистрировано 2 млн блогов (осенью 2006-го их было 1 млн 150 тыс.).

А в конце июня счетчики самого популярного в России блогсервиса Livejournal.com зафиксировали 1 млн зарегистрированных пользователей в кириллическом сегменте "Живого журнала" (ЖЖ). Блоги прочно вошли в жизнь российского интернета. Многим россиянам они заменяют традиционные СМИ: их читают как газеты или журналы. Иногда блоги даже опережают по посещаемости интернет-версии традиционных бумажных массмедиа.

Люди, ведущие собственные дневники, по данным "Яндекса",— в большинстве своем достаточно обеспеченные, социально активные граждане. Для многих компаний они представляют собой довольно четкую целевую аудиторию.

В интернете есть свои "звезды": численность их читателей составляет несколько десятков тысяч. Нередко случается, что тексты "тысячников" выходят за рамки пространства личного блога и начинают гулять по Сети, принося известность авторам популярных сообщений.

Таким образом, виртуальный дневник начинает восприниматься как весьма перспективная рекламная площадка. Ведь, сотрудничая с десятком-другим лидеров в блогосфере, теоретически можно выйти на тысячи потенциальных потребителей.

И такая тенденция действительно существует. По данным американской исследовательской фирмы PQ Media, в 2005 году мировой рынок рекламы в блогах составил $16,6 млн.

А к 2010 году она будет приносить по $300,4 млн.

Среди преимуществ этого вида коммуникации эксперты называют большую интерактивность, высокий уровень доверия читателей, гибкость и настраиваемость информационных потоков, близкое знакомство вещателя с аудиторией. "Основное отличие блогов от других площадок в том, что содержание дневников, их контент генерируется самими пользователями сервиса. Вкупе с „эмоциональной привязанностью” владельцев дневников это формирует весьма лояльную аудиторию с высокой степенью доверия к размещаемой информации",— говорит Руслан Чачанов, медиадиректор компании LiveInternet, владеющей собственным блог-хостингом. Кроме того, отдельные блоги оказываются намного оперативнее и точнее, чем традиционные СМИ, добавляет эксперт Rambler Михаил Чеканов. Правда, практика показывает, что речь идет скорее об исключениях, чем о правилах.

Получить доход из блога вполне реально, но рассчитывать на сверхприбыли не стоит.

Пока эксперты единодушно утверждают, что развитие рекламного рынка в блогосфере находится в зачаточном состоянии. "По-настоящему заработать, конечно же, можно. Ровно так же, как можно хорошо заработать на обычном бумажном личном дневнике, продав его на аукционе через сто лет после своей смерти,— рассуждает генеральный директор компании-разработчика собственных интернет-проектов „Болоtov.ru” Антон Болотов.— Но интересные и популярные блоги ведут те, кто не ставит себе цель заработать. Скорее наоборот— он осознанно и безвозмездно затрачивает свои временные и интеллектуальные ресурсы".

С ним согласна автор и создатель проекта Tattler.ru Татьяна Никонова, известная пользователям ЖЖ под псевдонимом kbke: "Блоги чаще заводятся для развлечения или самопрезентации, и возможные доходы — приятный, но необязательный плюс".

По словам Антона Болотова, подавляющее большинство "коммерческих" блоггеров оперируют доходами $1–10 в месяц, устанавливая на страницы своего дневника код системы контекстной рекламы, например "Бегуна", "Яндекс. Директ", Rorer или Google AdSense. Такая реклама способна приносить заметный доход (более $100) лишь самым популярным блоггерам, и она широко распространена на Западе, рассказывает руководитель службы "Поиск" по блогам "Яндекса" Антон Волнухин. "Там блогосфера развита больше, чем в России, и, кроме того, там чаще встречаются автономные блоги.

В России, за редкими исключениями, публикация такой рекламы остается прерогативой блогохостинговых площадок",— добавляет он. Для каких-либо существенных доходов необходим хорошо раскрученный блог с большим количеством постоянных читателей и высокой посещаемостью, подтверждает Руслан Чачанов.

Действительно, блог-сервисы, подобные ЖЖ, ничего не требующие от открывшего дневник пользователя, рассчитывают заработать, размещая на страницах блогов рекламу.

Первыми, кто рискнул стать рекламодателем в русскоязычном сегменте ЖЖ, стали компании Nokia и SUBMiller: в конце февраля они начали рекламировать соответственно модель Nokia 5300 Xpress music и пиво Miller — оба товара ориентированы на молодую аудиторию. Стоимость рекламы вЖЖ— $12–14 за 1000 показов. Эти деньги достаются компании "Суп", владеющей правами на кириллический сегмент ЖЖ.

Совокупная аудитория популярного блог-хостинга, по мнению его владельцев, может быть интересной рекламной площадкой за счет большой аудитории и развитого таргетирования по профилям (пол, возраст, интересы). "Проблема в том, что системы контекстной рекламы монетизируют блоговый трафик в ничтожных масштабах ввиду частого отсутствия в блогах контекста как такового",— сетует Антон Болотов.

По словам экспертов, автономные дневники, или standaloneблоги (не входят ни в один общий сервис, имеют собственный домен и собственную систему управления контентом), также могут быть кандидатами на размещение рекламы. Ведь они, как правило, имеют узкую направленность и поэтому крайне привлекательны для рекламодателей, ищущих в интернете определенную целевую аудиторию.

Те дневники, которые могут рассчитывать на стабильный доход в несколько тысяч долларов в год, существуют довольно давно и фактически являются сильными авторскими проектами по определенной тематике. Успешными примерами таких блогов эксперт Rambler Михаил Чеканов называет авторский проект Алекса Экслера (www.exler.ru), где всегда есть рекламные баннеры, или новостной портал "Интернетные штучки" (www.internetno.net), авторы которого публикуют рекламу "любимых спонсоров".

Другое дело, что stand-aloneблоги зачастую не имеют достаточной посещаемости, чтобы в них приходили крупные рекламодатели. "Stand-aloneблоги могут быть привлекательной площадкой для продажи нескольких экземпляров чего-либо потенциально интересного аудитории этого блога.

Например, футболок с изображением автора блога",— говорит Антон Болотов.

В целом же, отмечают эксперты, рынок рекламы в Рунете пока дикий и неразвитый.

С развитием российского сегмента интернета, полагают они, возможности блогов как рекламных площадок будут переоценены.