Достичь гармонии во взаимоотношениях между главными субъектами медийной индустрии, наверное, невозможно. Но договориться о принципах взаимодействия необходимо. В прежней системе аналогового ТВ отношения зачастую носили конфронтационный характер, а взгляды на то, как устранить конфликт интересов, были диаметрально противоположными. В условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, перехода к многопрограммному цифровому телевидению, предоставлению мультимедийных услуг прежние "недоговоренности" становятся контрпродуктивными. Найти основу для взаимовыгодных решений пытались участники "круглого стола", прошедшего по инициативе НАТ во вторник, 3 июля.
Проблемы взаимодействия вещателей и операторов связи, подчеркнул Президент НАТ Эдуард Сагалаев, мы обсуждали не раз. Но в свете Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2006 года № 785 "Об утверждении Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания", они приобрели особую остроту.
Э.Сагалаев обозначил опорные тезисы для обсуждения: взаимные обязательства и характер договорных отношений телекомпаний и операторов, состав или набор пакета обязательных программ и пакета каналов свободного доступа. Самой сложной оказалась проблема содержания возмездных договоров между операторами связи и вещателями по доставке контента до зрителей.
Крупнейшим представителем операторов на встрече была компания ОАО "Национальные телекоммуникации" (бывшие "Национальные кабельные сети"), генеральный директор которой, вице-президент НАТ Сергей Калугин, сформулировал следующие предложения: "Хотим или не хотим мы этого, но все стороны должны исполнять некие правила, которые нужно наконец установить. Мы строим сети и предоставляем компаниям-вещателям все большее количество абонентов, а значит, возможность получать больше доходов. Мы вправе рассчитывать на то, что этими доходами вещатели готовы делиться". Вещатели могли бы делиться и доходами от рекламы, которые зависят от размеров аудитории, а правообладатели - доходами от услуг и продукции, предлагаемой телезрителям.
Могут ли фундаментом для построения современных рыночных отношений вещателей и кабельщиков стать Правила оказания услуг связи для телевещания? Общий ответ на этот вопрос был отрицательный: в таком виде, в котором они утверждены, нет. Но С.Калугин, а затем и другие участники дискуссии решили не ограничиваться проблемой договоров, хотя ее действительно отличает особая острота в связи с поступающими офертами и предписаниями бывшего Россвязьнадзора, а искать новые подходы к совместному бизнесу. Прежде всего, в сегментах новых услуг, таких как video-on-demand и других, связанных с возможностями цифрового телевидения.
По мнению вице-президента НАТ, заместителя генерального директора телекомпании "ТВ Центр" Елены Злотниковой, на рынке сегодня существуют две проблемы. Первая связана с сегментом рынка, в котором уже идут некие процессы, но они пока не легитимные. Речь идёт о городах, где нет эфирного вещания, а есть кабельное телевидение, не имеющее законной возможности вещать. Е.Злотникова привела в пример украинский опыт: в этой стране есть целый ряд видов лицензий, в том числе на оказание провайдерской услуги- продвижения пакетов программ. В России пока не существует механизмов для заключения подобного рода договоров. Вторая проблема касается существующих эфирных лицензий. По мнению Е.Злотниковой, Постановление Правительства РФ № 87 о перечне лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания должно быть дополнено пунктом, согласно которому кабельные операторы доставляют до абонентов сигналы всех телерадиовещательных организаций, владеющих лицензиями на эфирное вещание на территории, указанной в лицензии кабельной сети, в неизменном виде, в режиме реального времени, из источников, осуществляющих наземное эфирное вещание, с использованием каналов, имеющих наилучшие характеристики по помехозащищенности. И, конечно, без заключения возмездных договоров.
Предложение своего рода обременения операторов связи не раз возникали в ходе обсуждения. Может быть, наиболее емкой оказалась формулировка Максима Ксензова, начальника Управления разрешительной работы в сфере СМИ Россвязьохранкультуры: формируются рынок контента и рынок распространения, надо стремиться не к тому, чтобы "зарегулировать" их, а к тому, чтобы между ними возникали рыночные отношения, чтобы были стимулы к производству контента, и чтобы он был конкурентоспособным. Вообще, М.Ксензов предложил новый взгляд нового ведомства на медиаиндустрию, которая не может ограничиваться одним лишь телевидением, даже многопрограммным. Сегодня речь должна идти о многофункциональной отрасли, включающей инфокоммуникации и телекоммуникации и собственно медиа, где вещатели и операторы связи являются равноправными субъектами.
В отношении Правил оказания услуг связи М.Ксензов сообщил, что Россвязьохранкультура может внести предложение приостановить действия территориальных органов по его исполнению до какого-то времени, но нужна и договоренность участников рынка между собой: что же делать дальше? Какие варианты взаимовыгодных отношений вы предлагаете? Далее – территория рынка и бизнес-планов, которыми должны руководствоваться те, кто вкладывает средства, например, в строительство кабельных сетей в том или ином регионе.
Вещатели считают несправедливой ситуацию получения прибыли операторами связи с двух сторон – от абонентов и вещателей. С.Калугин предложил вернуться к отношениям между двумя субъектами индустрии: правообладателями и операторами кабельного телевидения. Что же касается требования доставлять программы без взимания платы с вещателей, то оно, считает С.Калугин, не учитывает интересов операторов и не учитывает рыночных отношений.
Генеральный директор "НТВ-Плюс", вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Дмитрий Самохин заметил, что коллизия с применением Правил не может быть решена однозначно, так как сами сети кабельного телевидения разные и работают в разных условиях. В крупных городах, где ведутся измерения аудитории, вещатели готовы платить за доставку программ, но при условии что операторы кабельного ТВ имеют на свою деятельность лицензии, что касается небольших населенных пунктов, а их в России большинство, вопрос может быть сформулирован и так: кто кому и за что должен платить? В разных условиях тарифы на услугу "последней мили" будут очень разные. Необходимо также учитывать желание вещателя распространять программы в свободном доступе через РТРС или операторов кабельного ТВ. С другой стороны, если операторов обяжут пропускать все "социальные" каналы через свои сети без оплаты, то у них не останется средств для бизнеса.
Вице-президент НАТ, исполнительный директор "СТС Медиа" Владимир Ханумян охарактеризовал регулирование отношений между вещателями и операторами связи, которое осуществляется до сего времени, отражающим технологии 60-х – 70-х годов. Понимание новых реалий и технологий, отметил В.Ханумян, мы услышали в сообщении М.Ксензова. Так же необходимо поступать и в отношении бизнеса: отказаться от представлений о телевидении, как чем-то целом и неделимом, приступить к осмыслению разных его сегментов и системы взаимоотношений между ними. Общими должны быть политические задачи и социальные цели, преследующие создание единого информационного и культурного пространства, а способы доставки программ могут быть разными. В.Ханумян поддержал предложение С.Калугина о создании новых сегментов рынка и в качестве наиболее перспективного назвал рынок платного ТВ. Здесь и могут быть созданы новые модели взаимоотношений, так как возникнет потребность, с одной стороны, в больших объемах качественного контента и, с другой, в новых системах его доставки потребителям.
Если кабельные операторы будут поставлены в условия отсутствия доходов от своей деятельности и отсутствия инвестиций, то это означает консервацию застоя, - таково мнение генерального директора "Проф-Медиа" Рафаэля Акопова. Правила игры для коммерческих кабельных операторов не определены, это крупный регулятивный пробел и его надо заполнять. При этом необходимо понимать, что кабельное ТВ четко разделяется на "pay-TV" и "utility", из чего и следует исходить как при подготовке нормативно-правовых актов, так и в выстраивании правовых и бизнес-отношений между вещателями и кабельщиками.
Многопрограммное кабельное телевидение нельзя создать в ситуации, где в свободном доступе для зрителей 15 – 20 каналов, - заметила Е.Злотникова. – Необходима мотивация, предложение нового продукта и им является телевидение высокой четкости (ТВЧ). Но для него и других сегментов рынка, где имеется возможность развиваться, немедленно нужна регулятивная база, чтобы не повторилась история с кабельным телевидением.
"Обнулить" ситуацию с проблемой договоров, перестать "душить" друг друга и двигаться в направлении создания новых сегментов рынка: платного ТВ и платных услуг – таков общий смысл выступления члена Правления НАТ, заместителя генерального директора телекомпании ТНТ Игоря Ростова.
О принципах государственной политики в области телерадиовещания в связи с проблемами распространения и доставки телепрограмм в пакетах разного статуса рассказал заместитель начальника Управления телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Роспечати В.П.Стыцько.
Завершая обсуждение, Э.Сагалаев предложил выделить конструктивные идеи, сформулированные участниками круглого стола, на уровне экспертов подготовить предложения, направленные на совместное развитие рынка, регулирование отношений между его участниками.
***
Pay-TV (платное телевидение) - предложение пакета или единицы спутникового, кабельного, эфирного канала или продукта видеорынка, как отдельно оплачиваемая услуга.
Utility - (от англ. выгодность) - предоставление телесигнала с оплатой по принципу расчёта коммунальных услуг. Оплата за количество часов по соответствующим тарифам.
Video-on-demand - видео по запросу. Система индивидуальной доставки абоненту телевизионных материалов и/или видеофильмов по кабельной сети (или ISDN) с мультимедиа- или видеосервера, где они хранятся в сжатом (обычно в формате MPEG) виде. Ключевой элемент интерактивного телевидения (iTV).