Медиановости

5 июля 2007 15:44

Развлекать ТВ научилось отменно

Главный итог сезона: зрители, согласно социологическим исследованиям, перестали искать в ТВ информацию и теперь ходят сюда исключительно развлечения ради. И они правы. Информация осталась лишь на РЕН ТВ — в "Новостях" и итоговой "Неделе" Марианны Максимовской. Окончательно стухла аналитика: "Времена" Владимира Познера превратились в селекторное совещание, на котором от скуки дохнут мухи. Так называемые общественно-политические дискуссии выродились в лучшем случае в шоу ("К барьеру", "Воскресный вечер" с Соловьевым"), а в худшем — в оголтелую пропаганду ("Судите сами"). Держится на уровне лишь "Народ хочет знать", несмотря на палки, которые программе время от времени вставляют в колеса (так, выпуск с участием "неформатного" по нынешним временам Владимира Рыжкова в эфир не вышел).

Все эфирное пространство буквально заполонено сериалами, но реально говорить практически не о чем. С треском провалился широко разрекламированный "Тихий Дон" на "Первом канале", без треска — "Герой нашего времени", которого "Первый канал", наоборот, тихо, будто стесняясь, засунул в эфир в начале лета.

Настоящее событие сезона — многосерийный фильм Николая Досталя "Завещание Ленина", который канал "Россия", во-первых, тоже "удостоил" не лучшего эфирного времени, а во-вторых, безбожно обезобразил рекламой. Впрочем, события это все равно не отменяет: фильмы такого качества — великая редкость на современном ТВ, берущим не умением и смыслом, а числом.

Документальное кино представлено тоже весьма обильно, но настоящих удач и в этом жанре единицы. Среди них, безусловно, "Рожденные в СССР" Сергея Мирошниченко — подробный, в развитии, портрет поколения, который режиссер творит уже 14 лет, "Исторические хроники" Николая Сванидзе" (оба — канал "Россия"), "Элегия жизни. Ростропович. Вишневская" Александра Сокурова ("ТВ-Центр"), "Брежнев" Леонида Парфенова ("Первый канал"), "Союз нерушимый" Алексея Поборцева (НТВ).

На удивление востребованными оказались ужасы, скандалы и различные человеческие патологии, ставку на которые сделал канал НТВ. Программа "Сука-любовь" с ведущим-трансвеститом показала, что на этом направлении "нет предела совершенству".

Ужас сезона — бездарный и бессмысленный долгоиграющий сериал "Сталин. Live", реабилитирующий кровавого тирана (НТВ).

Один из самых ярких проектов сезона — "Закрытый показ" с Александром Гордоном, позволяющий не только демонстрировать новое российское кино, но и говорить о смыслах, что по нынешним временам огромная редкость.

Зато развлекать ТВ научилось отменно. "Танцы со звездами", "Звезды на льду", "Цирк со звездами", "Минута славы", "Две звезды", "Король ринга" — все это премьеры одного лишь сезона, и почти все на "Первом канале". Зрелищно, масштабно, дорого. Все довольны.

Из внеэкранных событий отмечу фактическое закрытие фонда "Образованные медиа" (бывший "Интерньюс"), занимавшегося образованием провинциальных тележурналистов. Почти две с половиной тысячи журналистов всей страны, подписавшие письмо президенту России в защиту руководителя фонда Мананы Асламазян, так и не получили ответа, зачем и ради чего это сделано. Хотя вообще-то президент телевизионщиков очень уважает: дважды за год наградил их орденами и медалями за большой вклад в развитие отечественного телевидения. Мананы Асламазян в списке награжденных не оказалось. Ее за большой вклад в развитие отечественного ТВ вынудили уехать из страны.

Героями и персонами телеэкрана стали в основном великие люди, ушедшие из жизни: Мстислав Ростропович (сначала ТВ достойно отметило его 80-летие, а всего через месяц, увы, кончину), Михаил Ульянов и Кирилл Лавров и, конечно, Борис Ельцин, провожая которого в последний путь, ТВ словно прощалось с эпохой, подарившей журналистам свободу и достоинство. ВН

Ирина Петровская, "Известия"