Медиановости

5 июля 2007 16:17

Минуты славы королей эфира

Телевизионный сезон-2006/07 получился достаточно ординарным — не лучше, но и явно не хуже предшествующих. На каналах хватало ярких премьер, на телевизионном рынке — важных для индустрии событий, наверняка не замеченных большинством "рядовых" телезрителей. Чем обернется для всех нас очередной передел рынка, выразившийся в приобретении холдингом "Проф-Медиа" каналов "Муз-ТВ", MTV и "ТВ-3", возможно, станет ясно уже осенью. После чудесного превращения купленного в прошлом сезоне "Рамблера" в анимационный канал "2х2" от нового медиагиганта можно ждать самых немыслимых сюрпризов. Сенсационный старт "2х2" стал, пожалуй, главным индустриальным событием этого сезона. Успех немудреного мультяшного ресурса подтвердил очевидный факт: самая активная (и оттого самая привлекательная для телекоммерсантов) часть аудитории не хочет смотреть традиционные эфирные каналы, предлагающие в принципе один и тот же набор развлечений.

"Короли эфира", определяющие программную политику главных каналов страны, прекрасно понимают, чем грозит для них внешне благостный "телезастой". И потому делают все возможное и невозможное, чтобы хоть как-то отличиться от заклятых друзей и коллег. Одни каналы увлекаются сложнопостановочными шоу, другие — менее затратным трешем, выдаваемым за особую правду жизни. "Реалисты" зачастую добиваются более высоких рейтингов, чем мастера "большого стиля". Самые масштабные проекты в сфере телеразвлечений ("Минута славы", "Звезды на льду", "Король ринга") в этом сезоне прошли на "Первом канале". Самые скандальные ("Сук@любовь", "Русские сенсации" и очередные выпуски "Чистосердечного признания" и "Чрезвычайного происшествия") — на НТВ. Здесь, кажется, закончился ребрендинг, начавшийся с приходом гендиректора Владимира Кулистикова, — новостное НТВ окончательно превратилось в "криминально-новостной" канал, день и ночь пугающий зрителей. Странная участь для третьей федеральной кнопки...

Впрочем, трешем в чуть более деликатных формах не брезгуют нынче и "Первый", и "Россия". Там он идет под маркой "расследований" и "документального кино". "Первая тройка" пытается использовать приемы, работающие на "маргинальных" каналах, а маргиналы тем временем потихоньку смещаются в сторону телевизионного мейнстрима. Одним из главных сюрпризов сезона стал впечатляющий успех канала ТНТ, выпустившего сразу несколько ярких телевизионных шоу — "Кандидат", "Битва экстрасенсов", "Необъяснимо, но факт", "Наша Russia". Очевидно, что в следующем сезоне ТНТ будет главным конкурентом "первого развлекательного" — канала СТС. У СТС, сделавшего ставку на сериалы, сезон получился сумбурным. По-настоящему удалось только "Кадетство", вышедшее за рамки очередного "военного" формата и ставшее не только новым брендом канала, но и любопытным явлением в жизни российской молодежи. Той самой, за которую бьются все без исключения каналы страны. ВН

Елена Ланкина, "Московские новости"