Медиановости

6 июля 2007 11:44

Не забудьте выключить телевизор

Если общероссийские средства массовой информации и намерены участвовать в операции "Преемник", то время для этого явно еще не наступило. Об этом свидетельствуют данные информационно-аналитической системы "Медиалогия" за прошедший месяц. Основные политические фигуры, которых еще в начале года прочили в будущие президенты России - как лидеры этой "гонки", так и аутсайдеры - по-прежнему топчутся в медиапространстве далеко позади Владимира Путина. Возможно, таким образом Кремль оставляет себе пространство для маневра, чтобы незадолго до выборов сделать ставку на неожиданную кандидатуру.

Информационное затишье по поводу вероятного преемника Владимира Путина на президентском посту, предсказанное "Медиалогией" и "Лентой.ру" по результатам мая, продолжилось и в июне. СМИ всех видов - телеканалы, печатные издания, радиостанции и интернет-сайты - аккуратно сообщали россиянам о текущей деятельности ключевых фигур российского политического истеблишмента, но при этом никого из них не выделяли настолько, чтобы можно было говорить о целенаправленной кампании в поддержку будущего кандидата в президенты.

На этом фоне тему предстоящих президентских выборов охотно перехватили потенциальные соперники неизвестного пока ставленника Владимира Путина. Напомним, что по традиции российская модель выборов российского президента предполагает наличие официального преемника, поддержанного Кремлем и всей мощью государственной пропагандистской машины, ключевым узлом которой выступают общефедеральные телеканалы. Рядом с преемником ожидается наличие санкционированных и несанкционированных соперников - первые нужны для того, чтобы придать выборам демократически-легитимный вид, вторые рассчитывают не столько на победу, сколько на укрепление своих политических позиций и "раскрутку" в прессе, преимущественно западной, своих имен. Ни тем, ни другим государственная информационная машина ничем помогать не будет, а будет, напротив, активно мешать, поэтому они спешат заявить о себе, пока она работает на холостом ходу.

Видимо, июнь 2007 года подходил для этого как нельзя лучше, потому что именно в этом месяце страсти по президентству среди санкционированных и несанкционированных кандидатов развернулись вовсю. Возможно, этому способствовал сам Владимир Путин, который в начале месяца, 4 июня, дал большое интервью журналистам западных СМИ перед своей поездкой в Хайлигендамм на саммит лидеров "Большой восьмерки". В ходе интервью Путин в очередной раз пообещал уйти в 2008 году и традиционно отказался назвать имя своего преемника. Однако при этом он сделал и неожиданное заявление: по его мнению, президентский срок в России можно было бы увеличить с нынешних четырех лет до пяти-семи (идею, как водится, тут же поддержал спикер Совета Федерации Сергей Миронов, пообещавший превратить ее в закон уже к 2012 году).

После этого о своих президентских амбициях заявили три политических "тяжеловеса" - лидер "Яблока" Григорий Явлинский, председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов и глава ЛДПР Владимир Жириновский. Все трое не в первый раз будут участвовать в выборах президента РФ, поэтому можно не сомневаться, что и на этот раз препятствий им никто чинить не будет - в качестве санкционированных соперников Преемника они пройдут регистрацию и в первом туре получат причитающиеся им проценты голосов. Небольшие.

Несанкционированных соперников в июне также прибавилось. В середине мая их было трое: бывший премьер-министр РФ, председатель Народно-демократического союза Михаил Касьянов, мэр Архангельска Александр Донской и бывший председатель Центробанка Виктор Геращенко. Через месяц их стало пятеро - о своем намерении побороться за Кремль заявили проживающий в Великобритании советский диссидент Владимир Буковский и бывший член законодательного собрания Петербурга Сергей Гуляев. Кто из них действительно будет зарегистрирован кандидатом и попадет в бюллетени для голосования, сейчас сказать сложно. Донской уже несколько месяцев находится под следствием и вообще практически выпал из большой политики, Буковский последние десять лет не проживал на территории РФ (как того требует по конституции статус кандидата в президенты), а Касьянов, Геращенко и Гуляев фигурировали в сообщениях СМИ как претенденты на роль "единого" кандидата от оппозиции, что не столько прибавляло им шансов, сколько свидетельствовало об отсутствии согласия между оппозиционерами. Гуляев честно предупредил, что если движение "Другая Россия" не выберет его своим "единым", он пойдет на выборы самостоятельно, а Касьянов и вовсе не стал ждать никаких оппозиционных "праймериз" и в начале июля покинул "Другую Россию", с треском хлопнув дверью.

До начала официальной избирательной кампании (по конституции - не раньше чем за 100 и не позже чем за 90 дней до голосования, которое в этот раз назначено на 12 марта 2008 года) расклад среди соперников Преемника может много раз поменяться. Одни, например Донской, могут окончательно сойти с дистанции, другие, тот же Касьянов - перейти в разряд санкционированных. То есть с точки зрения реальных электоральных возможностей все эти заявления, разногласия и политические разводы, вроде бы, еще ни о чем не говорят. Но свою долю внимания со стороны СМИ все упомянутые лица в июне получили сполна, и пока это главный результат их предвыборных маневров.

Как же в это время СМИ освещали противоположный лагерь - президента и его возможных преемников? По данным информационно-аналитической системы "Медиалогия", в июне, как и в мае, медийным полем безраздельно владел Владимир Путин. В абсолютных цифрах его присутствие на телеканалах, в печатной прессе и в эфире радиостанций даже увеличилось, особенно если обратиться к динамике количества сюжетов, в которых глава государства фигурировал в качестве главного действующего лица. Так, в мае на телевидении о Путине рассказывали 1211 раз, а в июне - 1344 (рекорд с начала года), причем главным лицом Путин был в 512 майских сюжетах, а в июне - в 530-ти (по этому параметру президент "не дотянул" до своего февральского показателя - 573 сюжета). В газетах и журналах о Путине писали 932 раза в мае и 1051 раз в июне (снова рекорд), а главным героем публикаций он выступал 173 и 243 раза соответственно. На радио - та же картина: всего 1071 (май) и 1148 (июнь) сообщений, а целиком посвященных Путину - 435 и 483. Лишь интернет-СМИ, которые и в мае не вполне подчинялись общей тенденции, снизили общий июньский рейтинг Путина по сравнению с майским. Так, на 2006 майских упоминаний президента в Сети приходится лишь 1925 июньских, однако главным действующим лицом Путин и в интернете был, соответственно, 782 и 886 раз.

Остальным участникам выборки, которую осуществляет "Медиалогия", до президента далеко. Июньские показатели двух главных кандидатов в преемники - первых вице-премьеров Сергея Иванова и Дмитрия Медведева - несколько подросли, особенно на телевидении и на радио, но в целом разрыв между ними совсем не велик, причем по общему числу упоминаний в газетах, журналах и в интернете премьер-министр Михаил Фрадков даже обошел своих непосредственных подчиненных. В июне телеканалы упоминали об Иванове 231 раз, о Медведеве - 174 раза и о Фрадкове - 140 раз. В качестве главных действующих лиц сюжетов они фигурировали, соответственно, в 96, 71 и 44 сюжетах. Те же данные по печатным изданиям: общее число упоминаний 169, 161, 174, упоминание в качестве героев публикаций - 25, 17, 29. То есть по ранжиру выстроить их можно, но делать серьезные прогнозы на его основании - пока нет.

Четвертый политик, который в предыдущие месяцы был условно причислен нами к группе "лидеров" - спикер нижней палаты парламента и глава "Единой России" Борис Грызлов - в июне значительно отстал от первой тройки (всего 83 упоминания по телевидению, 94 - в бумажной прессе). Лишь в интернет-СМИ, которые уже традиционно "недолюбливают" Медведева и "любят" Грызлова, общие показатели у двух политиков можно считать сопоставимыми - 166 упоминаний Медведева против 136 у Грызлова (в мае спикер Госдумы обгонял по этому показателю куратора нацпроектов).

Видимо, Кремль, наблюдая за предвыборной возней оппозиционеров, занял выжидательную политику и не спешит предъявлять общественности настоящего преемника Путина. Возможно, решение президентом даже еще не принято. Не приходится сомневаться, однако, что когда это произойдет, СМИ отреагируют первыми и информационный рейтинг избранника оторвется от рейтинга неудачников, приблизившись, а то и обогнав рейтинг самого Путина. Остается гадать, когда это случится. Медведева или Иванова, каждый из которых является хорошо узнаваемой фигурой и отвечает за важный блок правительственных вопросов, можно будет выдвинуть и после выборов в Госдуму, то есть практически с началом президентской избирательной кампании. Если же, как предполагают некоторые аналитики, у Путина в запасе есть совершенно неожиданная кандидатура, вывести ее из тени придется раньше, снабдив к тому же неким ответственным (и беспроигрышным) участком работы для зарабатывания электоральных очков (в свое время именно так выдвинулся сам Путин, но то было совсем, совсем другое время...). Словом, у президента есть еще пространство для маневра. Подождем до осени.

"Медиалогия" и "Лента.ру" продолжают следить за публикациями отечественных СМИ. L