Медиановости

6 июля 2007 17:11

"Чтобы донести до покупателя один экземпляр газеты или журнала, нужно затратить массу сил"

7 июля компании "Желдорпресс", крупнейшему распространителю печатной продукции на московских железнодорожных вокзалах, исполняется 15 лет. О деятельности компании, об успехах и достижениях, о проблемах и планах корреспонденту "Газеты" Светлане Казанцевой рассказала гендиректор компании Наталья Якушева.

- Из названия вашей компании можно предположить, что вы находитесь в особых отношениях с РЖД. Так ли это?

- Почему в особых? С РЖД у нас нормальные договорные отношения - мы арендуем у них территорию, на которой стоят наши торговые объекты на железнодорожных платформах и вокзалах.

- Вы начинали именно как сеть киосков?

- Начиналось все с торговли прессой со столиков в Москве. Затем приобретались собственные киоски, и мы разрослись в достаточно серьезную компанию. На сегодняшний день мы имеем сеть из более чем 70 киосков на всех железнодорожных вокзалах Москвы, кроме Рижского.

Три года назад предприятие разместилось в новом помещении, где воедино связали офис и склад. Сейчас в компании работает более 450 человек.

- И все они работают на 70 киосков?

- Ну что вы! Киоски - только часть нашего бизнеса. Мы, например, распространяем СМИ в электропоездах. Конечно, не в обычных электричках. Наша ниша - поезда повышенной комфортности Калужского, Рязанского, Ярославского направлений, аэроэкспресс Москва - Домодедово, экспрессы Москва - Мытищи и Москва - Раменское. Сейчас планируем выйти на аэроэкспрессы Москва - Шереметьево и Москва - Внуково.

Кроме того, у нас есть городская сеть киосков в Восточном и Северо-Восточном округах Москвы. Естественно, любому предприятию хотелось бы быть эксклюзивным распространителем и иметь минимум конкуренции.  

Наконец, мы издаем и распространяем "Газету про все" через собственную торговую сеть и другие сети Москвы, Московской области и регионов. "Газета про все" - наш маленький рупор.

- И каковы экономические итоги?

- Прибыль у предприятия есть, мы неубыточны, но, конечно, хотелось бы большего. Мы торгуем не нефтью, газом или драгметаллами. Для того чтобы донести до покупателя один экземпляр газеты или журнала, нужно затратить массу сил, энергии, времени и денежных средств.

- Есть ли у вас конкуренты?

- На Московской железной дороге мы являемся крупнейшим распространителем печатной продукции. Но не единственным. С нами бок о бок работают и другие агентства, распространяющие печатную продукцию, например "Московский железнодорожник".

- Как вам удается удерживать лидерство?

- Прежде всего у нас приятно покупать. Киоски "Желдорпресса" отличаются от остальных киосков по качеству, по дизайну, по характеру выкладки продукции, которая продается в киосках. Наши продавцы одеты в чистую форменную одежду: на предприятии оборудована собственная прачечная. За стационарными киосками постоянно ведется контроль на предмет ремонта, внешнего вида, соответствия нормам технического и противопожарного состояния. Для этого мы даже создали специальный технический отдел. У нас такое правило: киоск должен быть не просто чистым, а идеально чистым. Если вы подойдете к нашим киоскам, то увидите, что нижние фризы киосков сверкают и блестят.

Кроме того, мы берем оперативностью. Уже 15 лет «Желдорпресс» работает круглосуточно.

Время доставки продукции на торговую точку - не позже четырех часов утра. Я думаю, что мы единственная розничная организация в Москве и Московской области, которая доставляет прессу на свои торговые объекты в такой ранний час. Самые дальние киоски предприятия находятся в Шатуре и Можайске.

- Кто занимается доставкой?

- У нас есть отдельный логистический центр. Мы сами формируем пакеты с печатной продукцией, которые доставляем ко всем поездам дальнего следования. Пассажир, приобретая билет, получает право на бесплатную услугу в виде комплекта печатной продукции, в который входят ежедневные газеты и еженедельники. Этим видом деятельности "Желдорпресс" занимается уже более двух лет. Возим прессу на собственных "Газелях" - их у нас семь - и привлеченном транспорте. Около четырех лет мы работаем с Первым автокомбинатом Москвы. Но в целом компания не пользуется услугами сторонних организаций и делает все самостоятельно.

- И киоски вы тоже сами разрабатываете и строите?

- У нас есть действительно собственные дизайнеры. Но строим, конечно, не сами, работаем с фирмами, которые воплощают творческие идеи в жизнь. У предприятия есть надежный строительный подрядчик, с которым оно работает более пяти лет. А самый главный дизайнер всех проектов предприятия - это Анатолий Александрович Гольдин. Его наработками и идеями мы пользуемся до сих пор и будем пользоваться еще долгое время, потому что мысли и творческие планы этого человека опережали время на много шагов вперед.

- Анатолий Гольдин умер год назад. Как прошел год без него?

- Для нас это огромная потеря. После его смерти мы в течение года доказывали, что компания способна работать так же полноценно, качественно и эффективно. Сейчас уже можно сказать, что справились, полностью сохранили весь состав менеджмента и киоскеров.

- Есть ли у вас планы по расширению бизнеса за пределами Московской области?

- А мы уже работаем в регионах. Полтора года назад мы выиграли тендер на Юго-Восточной железной дороге. Уже открыты киоски в Воронеже, Тамбове, Белгороде, Липецке, Валуйках, Борисоглебске, Богоявленске, Лисках, Грязях-Воронежских, Ельце и Ртищево.

- То есть можно сделать вывод, что Москву вы уже освоили?

- Нет, нельзя. Сейчас открывается множество торговых центров, а соответственно, и множество дополнительных возможностей. Мы уже работаем в этом направлении.

- Как вы считаете, в Москве достаточно распространителей печатной продукции?

- Естественно, любому предприятию хотелось бы быть эксклюзивным распространителем и иметь минимум конкуренции. Политика правительства Москвы такова: одна торговая точка должна обслуживать прессой до двух тысяч человек.

В Москве появляется много новых торговых точек, но с увеличением конкуренции в погоне за читателем выжить смогут только организации с профессиональным подходом к делу. Спрос населения на газетно-журнальную и книжную продукцию сейчас широк и разнообразен. И естественно, очень сложно, имея ограниченную торговую площадь киоска, удовлетворить покупательский спрос на весь ассортиментный ряд, представленный на рынке сегодня. Это, как мне кажется, основная проблема распространителей СМИ.

- Есть и другие?

- Есть, и очень много. Одна из главных - низкая зарплата киоскеров. Если раньше люди стремились работать в киосках по распространению печатной продукции, то сейчас жители Московского региона считают непрестижной работу на таких должностях, как киоскер, продавец, экспедитор, сортировщик, мойщик, прачка. Работа тяжелая, а заработная плата невысока. Год от года идет рост арендной платы. Увеличиваются тарифы на электроэнергию. Для того чтобы установить новый киоск, необходимо пройти долгую цепочку согласований, что порой занимает около 12 месяцев работы.

- И все эти расходы в итоге ложатся на покупателя.

- Когда-то цены на газеты и журналы в киосках "Желдорпресс" были одними из самых низких в Москве. Но, к сожалению, складывающаяся рыночная ситуация вынуждает нас повышать цены. Это обусловлено тем, что растут затраты на содержание и обслуживание торговой сети на должном уровне: увеличение заработной платы, затраты на аренду, электроэнергию, транспорт и так далее. Несмотря на это, цены на СМИ в наших киосках находятся на среднем уровне, а на некоторые издания даже ниже среднего.

Отличие нашей торговой сети от остальных - наличие большого книжного ассортимента.

В продаже книг мы делаем акцент на новинки.

- Кто вообще решает, что продавать, сколько продавать, какие газеты, журналы, книги?

- Квалифицированные специалисты, многие из которых работают в компании более 10 лет и имеют профессиональное образование.

- Как будете развивать бизнес и в каком направлении?

- Мы пришли к выводу, что необходимо совершенствовать технологии продаж прессы. Улучшать сервис обслуживания покупателя. Модернизировать торговые объекты в соответствии с требованиями времени. Предприятие готово к новым этапам развития.  GZT

Светлана Казанцева