Медиановости

9 июля 2007 16:11

Олег Третьяков: В нашей стране очень интересно работать в СМИ

В эфире "Эха Москвы в Петербурге" главный редактор газеты "Деловой Петербург" Олег Третьяков.

Николай Нелюбин: У микрофонов, как и с утра, Лев Гольдштейн и Николай Нелюбин. Добрый день еще раз!

Лев Гольдштейн: Добрый день!

Н.Н.: Со звуком нам помогает весь день Сергей Бабайкин. И представляю нашего гостя. У нас сегодня главный редактор газеты "Деловой Петербург", член Общественной палаты Олег Третьяков. Здравствуйте!

Олег Третьяков: Добрый день, уважаемые радиослушатели!

Н.Н.: Да. И будем общаться, собственно, обо всем. Начнем, наверное, с газеты "Деловой Петербург", которой вы отдали большую часть жизни. С 93-го года вы были главным редактором, но потом покидали этот пост, и вот снова вернулись. Все верно, да?

О.Т.: Да. Так и есть.

Н.Н.: Почему вернулись? Злые языки шептали, что газета после вашего ухода чуть ли не посыпалась, и вас попросили вернуться.

О.Т.: Здесь есть два аспекта всегда - правда и неправда. Почему я вернулся. Я свои соображения - почему я вернулся - изложил во вчерашнем номере. И одно из соображений таково, что акционеры видят, как бурно развивается экономика в стране, какие есть возможности для развития деловой прессы. Опять же, инвестиции в СМИ показывают, что это так, и мы могли бы развиваться быстрее и динамичнее. Поэтому, если у акционеров есть возможность развиваться быстрее - они этой возможностью пользуются. Поэтому меня и попросили вернуться. Но, вернуться не просто в качестве главного редактора, а как руководителя газеты, которая будет центром регионального нашего развития по всей стране. Вообще, вот если посмотреть Петербург - он является родиной многих сетевых форматов, которые завоевывают страну - это "Лента", это сеть магазинов "Пятерочка", и таких, допустим, сеть магазинов "Адамант", которые работают в регионах под разными вывесками. И таких примеров очень много. Кстати, "Пятый канал" тоже претендует на федеральное вещание со штаб-квартирой в Петербурге. Поэтому мы считаем, что у нас есть силы и возможности, интеллектуальные возможности, стать центром регионального развития в Петербурге.

Н.Н.: Ну, и тем более ваша газета о бизнесе и для бизнеса.

О.Т.: Да. Вот у нас в мае открылся первый проект - в Краснодарском крае - называется "Деловая газета. Юг". Мы там реализуем нашу концепцию, наши подходы, и часть процессов, они централизованы - это наши знания, наш опыт и независимая журналистика, которую, можно сказать, экспортируем в другие регионы. Потому что одно из условий успеха - мы посылаем туда команду, которая живет и работает в Краснодарском крае; которая создает, можно сказать, заново культуру деловой журналистики.

Л.Г.: То есть вы возвратились, по сути, несколько в ином, в новом качестве. И это приведет к обновлению не только газеты, но и к появлению новых газет. А что касается самой газеты? В чем новизна, в связи с вашим возвращением, будет здесь, в Петербурге?

О.Т.: Новизна в том, что прошло полтора года, пока я работал директором по региональному развитию, работал в Общественной палате, и я много ездил по стране - встречался с общественностью, как принято говорить, или с представителями бизнеса -  и создалось ощущение, что России нужен не только московский формат и московские подходы, но и петербургский подход. Потому что петербургские менеджеры, они занимают ключевые посты на многих государственных должностях и в госкомпаниях, и в частных компаниях - поэтому у нас есть, что показать России.

Н.Н.: Ну, получается, в принципе, такая ниша, скажем так, от Москвы - это "Коммерсантъ", с их приложениями тематическими - у них масса приложений. Но, вот я посмотрел - и теперь и у вас будет масса различных тематических приложений. Чуть поподробнее можно об этом?

О.Т.: Ну, могу сразу сказать, что мы ни с кем не собираемся воевать.

Н.Н.: А соревноваться?

О.Т.: Соревноваться - очень хорошее слово, нам очень нравится, потому что это только создает хорошие условия для рынка СМИ. Потому что когда мы друг друга грызем, то мы, в конечном итоге, проигрываем. Дело-то все в том, что наше отличие простое - мы очень локальная газета. То есть в каждом миллионнике мы создаем именно газету, которая представляет интересы местного бизнеса. Мы не являемся проводником Москвы или Петербурга. Мы просто даем возможность местному бизнес-сообществу сформировать свою позицию вокруг газеты и получить некий рупор. Потому что здесь 90% газеты - это только локальное содержание, то есть местные новости, местная бизнес-жизнь.

Н.Н.: Хорошо. Мы сегодня упомянули, скажем так, такую легкую, что ли экспансию все-таки петербургского взгляда на происходящее на всю страну. И "Пятый канал" вспомнили. Вот сегодняшние, последние новости, ... влияние (?), скажем так, друзей президента. Глава БМГ Олег Руднов возглавил совет директоров издательского дома "Комсомольская правда". И теперь "КП" планирует создать региональную радиосеть "Общее радио" - это более чем 50 городов они планируют охватить. Мы обсудили это сегодня утром со слушателями. Нашелся один, который сказал, что все эти вещи накануне думских выборов - случайное совпадение. А что думаете вы?

О.Т.: Мне кажется, все, что сейчас будет происходить в стране - это будет иметь отношение к будущим думским, президентским выборам. И убеждать слушателей и себя - можно потратить много времени. Я бы предложил посмотреть на эту ситуацию с точки зрения бизнеса. Путешествуя по стране, у меня сложилось впечатление, что филиалы и дочерние предприятия "Комсомольской правды" в регионах - они смогли привлечь очень успешных менеджеров, и они в большинстве регионов достаточно успешны, и приносят прибыль. То есть, есть уже на местах у них хорошие менеджеры, которые имеют связь с рекламными клиентами - первый момент. Второй момент - проблема нашей стране в том, что нет кроме телевидения другого носителя, который покрывает всю страну. Почему у нас растет так быстро телевидение, развивается? Потому что это единственная возможность для того, чтобы рекламодателю предоставить эти услуги. И, естественно, все проекты, связанные с развитием газет - "Российская газета", у них есть такой проект - с радио - они направлены на то, чтобы тем рекламодателям, которым нужна радиореклама, печатная реклама - дать возможность покрыть всю страну. Это наша особенность. И если в советские времена была такая возможность покрыть всю страну сетью журналов, радиоточек и газет, то теперь она утрачена и идет процесс восстановления.

Н.Н.: То есть, скажем так, ситуация с "Комсомольской правдой" она назрела просто потому, что, действительно, люди переросли некий уровень поставленный изначально или все-таки есть некая такая политическая составляющая в этом моменте?

О.Т.: Политическая составляющая, наверное, помогает утверждать бизнес-планы - у меня такое ощущение - первый момент. Второй момент - у них есть все предпосылки для того, чтобы развивать этот бизнес. Единственное - вопрос только в том, что есть газетные менеджеры, есть радийные менеджеры, есть телевизионные менеджеры, и я здесь вижу только менеджерские проблемы. А политические аспект ... Еще раз повторюсь, что выборы - они всегда помогают быстрее утверждать на совете директоров бизнес-планы.

Н.Н.: В общем, грех не воспользоваться ситуацией.

Л.Г.: А вы не собираетесь радио заняться? Я имею в виду "Деловой Петербург".

Н.Н.: И были ли такие предложения, может быть?

О.Т.: Нет. У нас в компании очень четкое разделение кто чем занимается. И, в принципе, если так говорить, наша самая высокая компетенция в том, что мы умеем делать хорошие, деловые газеты, которые очень успешны на рынке и очень рентабельны. Радио - это не наша компетенция. Я лично этим заниматься не буду.

Л.Г.: Ваши издания в регионах, ну, вот, в частности, в Краснодарском крае - это что, такой способ, в том числе, лоббирования петербургского бизнеса?

О.Т.: В нашей стране очень интересно работать в СМИ, потому что все, что ты не делаешь - это привязывают к выборам или к лоббированию региональных интересов. Я бы даже так сказал, что мы не лоббируем петербургский бизнес - мы пропагандируем петербургский менеджмент, который заключается в том, что у нас всегда было мало ресурсов, у нас было мало возможностей развиваться. И петербургские менеджеры, они всегда следят за расходами, они оптимизируют процессы - за это их и любят в госкомпаниях и в других, частных компаниях. Поэтому мы бы хотели как раз говорить и показывать, как работает петербургский менеджмент, и те наработки, которые существуют в Питере, пропагандировать. Не лоббировать, а пропагандировать в других регионах.

Л.Г.: То есть, в том числе и через менеджмент региональных изданий вашей сети газетной, да?

О.Т.: В том числе. Если, опять же, говорить о свободе слова, то, допустим, оппоненты в сфере СМИ могут скептически относиться к словам президента о том, что свобода СМИ идет только через экономическую свободу. Вот наша задача - как раз в тех регионах показать, как СМИ могут зарабатывать. Потому что мы очень ведем активную работу - приглашаем на стажировки региональных издателей, региональных редакторов в нашу газету - рассказываем, как можно построить работу рекламного отдела, как можно построить работу отдела подписки. Почему? Потому что мы бы хотели, чтобы в тех регионах, где мы работаем, все-таки нас окружали, и мы работали с реальными конкурентами, с реальным медийным бизнесом, который зарабатывает деньги на рекламе и на читателях.

Л.Г.: А вот, в связи с этим, приходилось ли вам сталкиваться, ну, с определенным негативным отношением властей в регионах к такому, в общем, процессу, который вы пытаетесь внедрить? Насколько готовы власти допускать ту самую свободу информации, даже если там, у этого издания, допустим, есть все предпосылки стать экономически свободным? Насколько они при этом будут допускать в регионе - ведь это, все-таки, не Москва, не Петербург - возможность на критику тех же самых властей?

О.Т.: Есть, ну, определенные мифы, которые существуют, и которые нас тоже раньше пугали, связанные с взаимодействием с региональной властью. Да, у нас сфера СМИ очень политизирована. И любой губернатор, он, видя новое какое-то СМИ, которое появилось в его регионе, начинает искать, а кто за этим стоит. Пока мы не закончим поиски, кто за этим стоит, у нас не будет нормального медийного бизнеса. И мы стремимся показать региональным властям, что наш интерес только в том, чтобы честно зарабатывать деньги, с соблюдением всех законов о СМИ. Есть определенные законы о СМИ, которые нужно выполнять. И эти призывы, они постоянно звучат из уст президента, из уст депутатов. Вопрос в том, как это все исполняется на местах? Но из моего общения - и в работе в Общественной палате, и когда мы разбираем конфликты - такое впечатление, если ты не пришел в регион, чтобы свергнуть действующего губернатора, и не играешь в одной команде с его оппонентами, то у тебя не будет никаких проблем.

Н.Н.: Но, значит ли это, что нужно играть в команде губернатора?

О.Т.: Нет. Нужно соблюдать просто те законы о СМИ, которые существуют, и работать в рамках правового поля. Если ты не платишь налоги, работаешь на нелицензионном софте - а в Краснодарском крае, там просто газеты закрывают, если ты работаешь на нелицензионном софте. Если, так скажем, там идут материалы, которые почему-то появляются в центральной прессе, а потом и в твоей газете появляются, то, конечно, у любого человека накануне выборов возникает вопрос: а зачем это СМИ нужно?

Н.Н.: Про выстраивание отношений газеты "Деловой Петербург" с региональными властями на примере города Петербурга. На сайте администрации городской, Смольного, есть такая рубрика "Уточнения и опровержения" работников СМИ. И там целый перечень публикаций, к которым у них есть претензии. Если невооруженным взглядом посмотреть, то "Деловой Петербург", мягко говоря, лидирует в этом вопросе. С чем вы связываете, скажем так, такое количество ошибок, которые видит в ваших публикациях Смольный? Это просто с масштабами работы связано, или есть что-то еще?

О.Т.: Мы получаем очень много писем, не только от Смольного, но и от наших читателей, которые говорят, что здесь у вас есть ошибка, здесь есть ошибка. И предлагают уточнить. Здесь вы правильно произнесли такое слово "видят". То есть можно увидеть в любом тексте любой газеты определенные ошибки. Если вы откроете специальное место извинений перед читателями любой мировой газеты - "New York Times" или "Financial Times" - увидите очень большое количество ошибок и уточнений. Это особенность газеты. А то, что читатели и Смольный так пристально смотрят за нашей работой, просто говорит, что газету замечают и они, скорее всего, я надеюсь, хотят сделать так, чтобы газета была лучше. Потому что если продукт, товар, услуга, она равнодушна и ее рынок не принимает, то ее игнорируют. Если она интересна, увлекает, нервирует, вызывает обратную связь, то значит - это некое явление. Я думаю, что "Деловой Петербург" для нашего города - это явление.

Н.Н.: Отлично. Будем смотреть и следить за развитием явления "Деловой Петербург".

Л.Г.: Мы часто цитируем вашу газету.

Н.Н.: Да

О.Т.: Да, спасибо.

Н.Н.: Удачи вам. Спасибо большое. У нас в гостях был главный редактор газеты "Деловой Петербург" Олег Третьяков. Он снова главный редактор этого издания. Всего доброго.

О.Т.: Спасибо. До свидания!

Полный текст интервью