На первый взгляд отличить пьющего интеллектуала от непьющего довольно просто — достаточно лишь иметь какое-то представление об их образе жизни и ближайшем окружении. Но еще одним определяющим моментом с некоторых пор является и тот набор печатных изданий, который они регулярно читают.
Год назад в Петербурге появилась газета с весьма интригующим подзаголовком: "Газета для пьющих интеллектуалов". Ее название — "999" — также наводило на некоторые ассоциации: начиная от марки известного алкогольного напитка и заканчивая пресловутым звериным числом. Однако, как выяснилось, название появилось в результате размышлений создателей газеты по поводу 12-й статьи Закона о СМИ, согласно которой периодическое печатное издание тиражом меньше 1000 экземпляров не требует регистрации. Первый номер "трех девяток" вышел из типографии 13 июля 2006 года, но тем не менее уже 14 августа газета была официально зарегистрирована в УФС по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций. Объяснить этот парадокс оказалось весьма просто — "газета для пьющих интеллектуалов" сразу привлекла к себе большое внимание, что спровоцировало и увеличение ее тиража. В декабре 2006 года "999" выходит уже в количестве 3000 экземпляров, а на данный момент тираж составляет 5000.
Газета была создана по инициативе известного петербургского журналиста Ильяса Васипова, который является и ее бессменным редактором. Сначала она существовала исключительно как личный проект Ильяса — совершенно некоммерческий, и как следствие — убыточный. Но с течением времени стала трансформироваться во вполне респектабельное городское издание. Например, редакция ввела весьма привлекательную традицию — ежемесячное открытое празднование выхода свежего номера в одном из ночных клубов Петербурга. Как и следовало ожидать, дата каждого подобного мероприятия напрямую связана с цифровым брендом газеты — это 9-е число месяца.
Разумеется, июльское празднование годовщины "трех девяток" также проводилось 9-го числа. На этот раз создатели газеты пригласили своих друзей и коллег в известный петербургский клуб "Грибоедов". Выбор места празднования также определялся недавними изменениями в редакционной стратегии. В марте 2007 года создатели "999" и администрация клуба заявили об учреждении нового издательского дома. Сообразуясь с "интеллектуальной" ориентацией "трех девяток" и с литературной направляющей "Грибоедова", новое детище получило весьма остроумное, хотя и достаточно известное название — "Горе от ума".
Июльское празднование происходило в характерной для летней поры атмосфере расслабленного отрешения от трудностей бытия. Гости получали удовольствие от взаимного общения, а организаторы прилагали немалые усилия для увеселения аудитории. Как рассказал Lenizdat.ru Ильяс Васипов, годовщина отнюдь не подразумевала каких-либо "официальных речей и протокольных мероприятий". Все планировалось как дружеская вечеринка: концерт известных петербургских групп ("Препинаки", "2ва самолета"), аукцион, забавные перформансы и т. д.
Аукцион подразумевал продажу всего одной черной футболки с логотипом газеты. Ильяс Васипов вел торги, подбадривая аудиторию восклицаниями о том, что "эта футболка уникальна и что она в равной степени может украсить и мужчину, и женщину". Стартовая цена была предложена вполне предугадываемая — 99 рублей. Торг шел довольно вяло, несмотря на очевидную эксклюзивность футболки и на чрезвычайно дружелюбное настроение публики. Однако с помощью близких соратников Ильясу удалось направить аукцион в нужное русло. Сначала цена футболки подскочила до 199 рублей, затем — до 599. Финал получился кратким и тоже весьма предсказуемым: известный петербургский диджей Денис Медведев в азартном порыве приобрел футболку за 999 рублей. К восторгу присутствующих счастливый обладатель уникального лота немедленно разделся и облачился в свое вожделенное приобретение.
Дальнейшие развлечения выглядели более фантасмагорично. Из глубин клуба неожиданно появились девушки и молодые люди, затейливо разукрашенные нарядами в духе "Весны священной". Один из молодых людей своим одеянием напоминал одновременно Мефистофеля и Бэтмена. Другой — в шляпе наподобие шутовского колпака отбивал ритм на тамбурине. Под эту музыку одна из девушек растянулась на полу у сцены и стала исполнять нечто среднее между танцем и медитированием. Те, кого подобные изыски не привлекали, свободно расположились на открытой веранде и вели задушевные или просто светские беседы.
И, разумеется, для всех желающих предлагался последний номер "999". На первой странице можно было прочитать традиционную статью главного редактора. На этот раз она называлась "Коричневые очки" и содержала в себе несколько размышлений автора о причудливости человеческих органов чувств — в частности, зрения и обоняния. В номере присутствовала и традиционная рубрика "9 DRINKов". Здесь постоянный автор и преданный друг газеты известный телеведущий Александр Лушин интервьюировал не менее известную писательницу Татьяну Москвину. Судя по формату рубрики, встреч и бесед этих персонажей было как минимум девять. Обсуждение касалось самых распространенных среди "пьющих интеллектуалов" тем — об искусстве, о семейных ценностях, о парадоксальности мужской и женской психологии и т. д. Еще одна традиционная тема газеты — рассказ о каком-либо интересном или забавном алкогольном напитке. На этот раз статья посвящалась легендарному абсенту, хорошо знакомому всем любителям французской литературы и изобразительного искусства.
Таким образом, празднование годовщины "трех девяток" прошло с неизменным успехом. Как стало известно, издательский дом "Горе от ума" планирует и в дальнейшем устраивать подобные мероприятия. Кроме того, в планах издательства — выпуск литературных сборников, которые, видимо, по-своему продолжат тематику сочетаемости интеллекта и алкоголя.