Медиановости

10 июля 2007 18:46

Общественная значимость

Ниша деловых и общественно-политических журналов всегда занимала прочное второе место на журнальном рынке после женского глянца по доходам от рекламы и по праву считалась одной из самых богатых. Однако в отличие от своего основного конкурента, который год за годом увеличивал свои доходы быстрыми темпами и выступал локомотивом всего рынка прессы, деловые журналы в последнее время показывают темпы прироста меньше среднерыночных, претендуя, таким образом, на звание тормоза этого поезда.

Издательская группа "Эксперт" приступила к выпуску журнала "Русский репортер". Разговоры о новом проекте ходили очень давно, но его появление откладывалось. Запуск нового делового издания требует очень больших инвестиций — для достижения коммерческого успеха журнал должен быть широко представлен в рознице, что в настоящее время весьма накладно. Покупатель информационного еженедельника капризный, он хочет, чтобы издание можно было купить в ближайшем киоске у дома или у метро, а количество таких покупателей у отдельно взятого киоскера — единицы. Еженедельник не дает киоскеру большой прибыли с продажи одного номера, продается журналов мало, поэтому киоскер норовит засунуть журнал куда-нибудь подальше, загородив его желтой газетой или толстым глянцем.

Позиции лидеров ниши практически непоколебимы. На четыре ведущих издания ("Ъ Деньги", "Эксперт", "Итоги" и Forbes) приходится более 50% рекламных доходов всех деловых и общественно-политических журналов. Еще 32% пирога съедают другие пять старожилов рынка: "Секрет фирмы", "Профиль", "Ъ Власть", "Русский Newsweek" и "Компания", таким образом, на всех остальных остается менее 18%. А ведь среди этих остальных, есть журналы таких сильных игроков, как ИД Independent Media, ИД "РБК Медиа", ИГ "Эксперт", ИД "Компьютерра" и др. На что же рассчитывать новичку?

Pусский экспериментатор

Закрытие целого ряда деловых и общественно-политических изданий в последние годы ("Еженедельный журнал", "Новый очевидец", "Русский фокус", и т.д.), а также многолетняя нерентабельность некоторых других изданий этой ниши показали, что сегмент стал очень сложным для освоения. Только очень уверенные в своих возможностях издательства могут теперь рисковать выводом новых журналов (таких как SmartMoney от ИД Independent Media, РБК или D’ от ИГ "Эксперт"), однако отдельные попытки предпринимаются и издательствами второго эшелона. Так, появилась газета журнального формата "Номер Один" (ИД "Огонек"), "Евразийская Медиа Группа" возродила газету "За рубежом", а ИД Creative Media запустил журнал "Личный бюджет".

На фоне почти стагнации рассматриваемой ниши в центральном сегменте прессы региональные сетевые СМИ развиваются вполне успешно. Издательские дома "Компьютерра" ("Бизнес-журнал"), "Шеф" (журнал The Chief) постоянно рапортуют об увеличении числа городов, в которых издаются их деловые издания. Аналогичные планы строит ИД "Бонниер Бизнес Пресс", выпускающий ежедневную газету "Деловой Петербург" (22 мая в Краснодаре уже вышел первый из запланированных региональных проектов — "Деловая газета. Юг").

Таким же путем решила пойти издательская группа "Эксперт", выводя на рынок свой новый проект "Русский репортер". 17 мая первый номер нового еженедельника появился в четырех российских городах — Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Самаре. Однако первое сходство обманчиво. Для "Русского репортера" указанные города всего лишь испытательный полигон, где издатель планирует провести пробу сил и подтвердить жизнеспособность выбранной концепции издания ("Русский репортер" позиционируется как издание "с патриотическим и позитивным настроем, но при этом независимое, объективное, острое", "вдумчивое чтение для активной аудитории"). Если эксперимент будет успешным, то осенью "Русский репортер" появится и в Москве, где навязывание формата "патриотический с позитивным настроем" в "Русской службе новостей" недавно вызвало целую лавину протестов в журналистской среде. "Русский репортер", по словам издателей, также должен пригласить читателей к диалогу, настроить их на разговор. Учитывая, что "разговорчивые" читатели сейчас все чаще перекочевывают в интернет, эта часть концепции печатного СМИ также вызывает некоторые сомнения. Однако в "Эксперте" уверяют, что провели "ряд многофакторных исследований", и за один год в ИД предполагают достичь тиража в 300 тыс. экз. Это будет (если будет, конечно) совершенно уникальный показатель для платного общественно-политического журнала, самый массовый из которых ("Итоги") имеет тираж 85 тыс. экз.

Несмотря на определенный застой в последние годы, будущее деловых и общественно-политических журналов представляется относительно безоблачным. Их благополучие базируется на двух китах - доходах от рекламы автомобилей и финансовых услуг (только эти две категории обеспечивают нише почти 42% рекламных поступлений). За 2006 год сократились бюджеты двух других важнейших для ниши товарных категорий - компьютерной техники и недвижимости, однако уже в первом квартале 2007 года это сокращение сменилось положительной динамикой (особенно по недвижимости).

Источник: "Индустрия рекламы"