Медиановости

12 июля 2007 11:48

Все каналы на одно лицо

Итоговые программы уходят в отпуск. На прошлой неделе со зрителями попрощались Владимир Познер, Марианна Максимовская, Петр Толстой. Энтэвэшники Кирилл Поздняков и Владимир Соловьев ушли на отдых еще раньше. И на этом отпускном фоне как нельзя кстати прозвучал заключительный аккорд сезона — праздничные сообщения о победе Сочи.

Ольга Белова и Александр Яковенко (они выходят в эфир вместо Кирилла Позднякова) сдержанно, в информационном ключе, объявили о победе в Сочи. "Такого единения в стране действительно давно не было, — более эмоционально сообщал Андрей Кондрашов в "Вестях недели". — Последние годы окрепшая Россия международным вниманием не избалована, она гораздо более стала привычной к критике, и результаты голосования в Гватемале — это не что иное, как признание статуса России на ее нынешнем этапе развития. И победу в Гватемале не просто заработали — ее просто вырвали из рук сильнейшего конкурента". "Главное событие даже не этой недели, а без преувеличения последних 5—7 лет развития России (выделено мной. — Н.Р.) — победа Сочи в борьбе за зимнюю Олимпиаду-2014", — восхищался Толстой.

Что касается роли первого лица в победе Сочи, то эйфория каналов имела разные оттенки. Главный официальный канал откровенно связал победу с президентом. "Вырвали во многом благодаря президенту Путину, или, как его называли в эти дни, капитану команды, — сообщил Кондрашов. — Проверить это невозможно, но, говорят, одно его обращение на французском языке могло привлечь те самые 4 голоса из числа франкоязычных африканцев". Неожиданно иронично для Первого канала смотрелся пассаж Петра Толстого. "Если обычно у любой победы много отцов, — говорил он, — то у этой — один, и, разумеется, без победы в самой Олимпиаде в 2014 году победа сегодняшняя будет смотреться как-­то неполно. И у нынешней победы России в далекой Гватемале, и у будущей победы нашей сборной на Олимпиаде в родном Сочи должен быть один автор. Разумеется, я имею в виду народ России". Впрочем, в сюжетах всех трех программ крупнейших каналов о главной роли президента в этой победе было недвусмысленно сказано устами Леонида Тягачева (на НТВ), Владислава Третьяка (в "Вестях") и корреспондента Первого (во "Времени"). "Все участники до голосования уже понимали, что победила Россия. Россия встала с колен, и это знак", — подлил масла в огонь Герман Греф, выступивший на НТВ.

На фоне всеобщей эйфории настоящим вызовом выглядит реплика Марианны Максимовской, которая, назвав победу "материализацией национальной идеи" и "самым крупным успехом на международной арене в недолгой демократической истории страны", обратила внимание и на "некоторые детали" — на "безудержное восхваление роли Путина в том, что Россия завоевала Олимпиаду". "Хотя, в общем-­то, представить страну (а именно это сделал в Гватемале Путин) входит в обязанности главы государства", — продолжала она.

Но с ведущей Рен ТВ не согласился и Владимир Познер. Оговорившись, что на протяжении существования программы он "никогда не хвалил власть, правительство, президента", что это "не журналистское дело" и что "никакого настоящего союза между властью и средствами массовой информации быть не может", именитый телеведущий все же счел нужным сообщить, что некоторые вещи, на его взгляд, "нужно признавать и хвалить за это". То есть нужно признать и похвалить за то, что "к победе непосредственное имел отношение президент Путин, кстати, так же, как имел отношение к победе Лондона премьер­министр Тони Блэр". И в который раз телеведущий обратился к неким журналистам, которых противопоставил себе ("Я, конечно, не пятая колонна"), раскритиковал их за "такой зубовный скрежет: что мол, ну да, конечно, все равно не получится, и вообще не о том речь, и деньги надо тратить не так". "Я еще не встречал страны, граждане которой так охотно, по крайней мере их часть, и с таким удовольствием поносят собственную страну. Я не очень понимаю, почему, но это так. Вот такие времена", — завершил он выяснение отношений с некими неназванными журналистами.

И на фоне этой эйфории обращает на себя внимание новый лейтмотив, появившийся в итоговых программах: "Лучше дома, чем за границей". В той же программе Толстого сообщили о "тенденции последнего времени" — "Россия из страны, в которой можно только работать, постепенно превращается в страну, в которой можно отдыхать, а значит, и просто жить". На неделе, когда все итоговые программы восхищаются своим президентом, и этот пассаж кажется оправданным. И теперь, после победы Сочи, отдых в Краснодарском крае можно считать не просто способом приятно провести время, но и актом патриотизма. Однако благостную картину портят эксперты, выступающие на том же Первом канале. Ирина Тюрина, пресс-­секретарь Российского союза туристической индустрии, например, говорит, что "за границу на отдых выезжает порядка трех процентов населения России. А по всем опросам процентов 45 вообще никуда не выезжают, а проводят отпуск на даче. Большинство россиян выбирают Россию". Но если нет сравнительной характеристики, доказывающей падение интереса к зарубежным вояжам, если эта цифра в 3% постоянна, то стоит ли говорить о том, что появилась меняющаяся тенденция?

На этом, пожалуй, стоит завершить — не хочется выглядеть пятой колонной. Н