Медиановости

12 июля 2007 13:40

Рынок прессы: монополия на распространение

Развитие сетей, распространяющих печатную продукцию, остановилось. Причем как в Москве, так и по стране в целом. Но в столице ситуация уже принимает угрожающие размеры.

Издатели и распространители возлагали большие надежды на постановление правительства Москвы "Об основных направлениях развития системы распространения периодической печати в Москве", вышедшее два года назад.

"Все надеялись, что многообещающий документ исправит ситуацию не только в Москве, но и станет ориентиром для всех регионов страны", – заявил сегодня на пресс-конференции "Распространение прессы в Москве: в опасности или в развитии?" в "Известиях" генеральный директор НП "Распространение прессы" Александр Оськин.

Но за это время ничего ровным счетом не изменилось. Количество киосков в столице как было около двух тысяч, так и осталось на этом уровне. Это притом, что по грандиозным проектам, которые якобы соответствуют европейским нормам, на каждую тысячу жителей должна быть одна торговая точка по распространению печатных СМИ.

"Государство устанавливает свои правила игры. Непонятно, почему отдельная группа издателей заняла лидирующие позиции в реализации этого постановления. К конкурсам допущены 15 из 2000 действующих в Москве издателей. И в итоге ничего не сделано", – уточняет генеральный директор ОАО "Краснопресненское агентство печати" Алексей Титов.

"Распространители хотят вкладывать свои деньги, – сказал он, – но им этого не только не дают, но и даже запрещают участвовать в открытых конкурсах на распространение печатной продукции. И это вообще нарушение антимонопольного законодательства. Программа правительства столицы остановилась".

Издательского мусора хватает, каждый сам по себе, уверены распространители. А в итоге умирает розничная сеть продажи прессы. И, как утверждают специалисты, Россия сейчас идет по американскому пути развития. Сейчас в США 90% тиражей распространяется по подписке. Причем все расходы берет на себя издатель. "И читателю это выгодно. Когда тот же журнал "Максим" приходит за 50 центов, а в рознице он стоит $6–7", – уточняет Оськин.

Также ФАС обязало ФГУП "Почта России" подписать документ, по которому в 2008-2009 годах должны быть унифицированы тарифы на распространение для всех типов изданий, как районных, так и федеральных и прочих.

"Никаких особенностей распространения нет, никто не должен выделяться на общем фоне без причин. В итоге за два года для районных распространителей тарифы вырастут почти в два раза", – подчеркивает руководитель дирекции по коммерческим операциям ФГУП "Почта России" Юлия Виноградова.

Сделать прессу надо социально значимым продуктом – таков вердикт специалистов. И тогда, мол, система распространения быстренько наладится, получив необходимые преференции от государства.

Впрочем, пока факты говорят об обратном, подтверждая американские симптомы: подписка на первое полугодие 2007 г. выросла на 4,1%, а на второе "Почта России" прогнозирует рост сразу на 6%. DP

Ирина Мелехова