Медиановости

13 июля 2007 15:40

Александр Олейников: "Задача номер один – не зависеть от бюджета"

Экранная и заэкранная жизнь Александра Олейникова на телевидении насчитывает более 20 лет. Свою деятельность он начинал на МТК – третьем канале. Шли годы, менялись каналы и должности – Олейников был ведущим, режиссером, документалистом (и даже побывал генеральным продюсером НТВ времен Йордана). С 2006 года он – главный продюсер и заместитель руководителя ТВ Центра. На том же третьем канале. Все возвращается на круги своя?

Александр, год назад новое руководство канала ТВ Центр объявило ребрендинг и активно приступило к его осуществлению. Есть уже чем гордиться?

– Поскольку это работа, а не спорт, никогда не горжусь чем бы то ни было в этой области. Мы обещали выйти на запланированный нами уровень, и пока все развивается по плану. Ребрендинг отторжения у общественности не вызвал. Процентное соотношение аудитории, рекламные сборы – увеличились. Отношение к каналу, безусловно, изменилось в лучшую сторону.

Так-то оно так, подвижки налицо, и даже телекритики признают: мол, канал развивается, ищет, много хороших начинаний, но то ли воплощение неумелое…

– Я был бы счастлив стать тем человеком, который за один год сумел бы сделать что-то из ничего, но – увы. Только каналу НТВ в его начальный период удалось совершить краткосрочную революцию, когда рынку был предложен абсолютно новый продукт – информация, который оказался востребован. Остальные каналы-лидеры потратили не менее 4–5 лет на поиски собственного лица. Не могу сказать, что изменения на ТВ Центре столь уж революционны пока. Мы лишь начинаем видоизменяться, и мы знаем, куда мы хотим прийти в результате намеченного трехлетнего пути.

За что отвечает продюсер канала?

– Когда все плохо – за все, когда все хорошо – разделяет успех. На разных каналах у продюсеров разные функции – в зависимости от направленности канала. На канале ТВ Центр я отвечаю за программирование, за оформление, дизайн, бренд, за закупки, за кинопроизводство и кинопоказ…

Кинопоказ, кстати, заметно улучшился – и тебе Альмодовар, и тебе Сокуров…

– Мне не хотелось бы давать оценки в отношении прошедшего сезона. Кинопоказ изменился. Да, был Альмодовар, да, показываем ретроспективу фильмов, в том числе и документальных, Сокурова. Это одна из тех акций, что, возможно, и не соберет огромной аудитории, но четко просигнализирует определенной ее части об изменениях, которые происходят на канале.

Тем не менее "Битва за Москву", "История государства Российского" – явно успешные проекты. Да и ток-шоу "Ничего личного" с Татьяной Малкиной тоже – если б дело не портили неудачные декорации.

– Мы будем их видоизменять, хотя меня лично они не раздражают.

Явная же перенасыщенность картинки: ведущая на фоне туда-сюда бегающих человечков, гости, переминающиеся с ноги на ногу возле каких-то сталактитов из папье-маше…

– Насчет визуального восприятия можно поспорить, но стоять гости будут и дальше. Во время дискуссии должно быть неудобно. Когда человек стоит – он эмоционально готов к агрессии или к ответу на нее. Сидя в уютном кресле, можно рассуждать, но не спорить.

Осенью вы говорили о привлечении женской аудитории возраста 40+. Но и ведущие у вас – сплошь дамы: Ольга Кабо, Татьяна Малкина, Ольга Бакушинская, и даже еженедельный информационный дайджест ведет женщина – Анна Прохорова. У канала ТВ Центр отныне – женское лицо?

– Да, это так. Мы решили идти к женщинам через женщин. Либо мы делаем более дорогой продукт, который на начальном этапе соберет меньшее количество зрителей, либо производим продукт более дешевый и работаем на аудиторию, которая и так здесь собирается, – вот в таких ножницах мы сейчас находимся. Мы делаем шаги по изменению аудитории, но они не настолько быстры и оперативны, как бы нам хотелось.

Один из удачных шагов – "Бойцовский клуб", который был, тем не менее, закрыт. Вместе с атмосферой, драйвом и молодежной аудиторией по обе стороны экрана.

– "Бойцовский клуб" не закрыт, а отложен. На этой передаче действительно был всплеск зрительского интереса – но к передаче были и претензии, на 95% лежащие вне области политики. Возникло много вопросов, связанных с ее неуправляемостью, местопроведением и ведением как таковым. Однако "Бойцовский клуб" – это история одного проекта. Надо понимать, что канал – это больше, чем один проект.

Социальной направленности канала очень способствует сотрудничество с АТВ – едва ли не единственной компанией-производителем, думающей о связи поколений.

– И, добавлю, о простых людях. Кстати, идею передачи "От всей души. 20 лет спустя" АТВ предложили мы, это идея руководителя нашего канала Александра Пономарева. К сожалению, передача эта очень сложна организационно – всех найти, собрать, записать, – поэтому нет регулярности в ее показе.

Передача АТВ "Народ хочет знать" шла вначале в прямом эфире?

– Нет, никогда, это фактически невозможно. Если бы мы жили в Люксембурге – она бы шла в прямом эфире. Но когда надо то же самое показать во Владивостоке и на Урале… Здесь дело не в политике, а в технологии. В часовых поясах.

Скажите, каких форматов больше на ТВ Центре – своих или лицензионных? Проще говоря, чего больше – идей или денег?

– На любом канале идей больше, чем денег. В прошедшем сезоне на нашем канале, кроме "Фабрики мысли", все форматы были собственного производства.

Так это же замечательно – значит, есть свои мозги и креатив! Вот и президент недавно пенял телеканалам за покупные форматы.

– Не готов не соглашаться с президентом, но это бизнес, где многие вопросы решаются исходя из целесообразности. Телеканалы придумывают достаточное количество своего продукта – у меня вон полно проектов на столе, но очень много компонентов должно совпасть, чтобы все срослось по технологии, идее, качеству, цене.

В чем привилегия покупного продукта? Покупая формат, ты покупаешь технологию производства и всю организацию труда, что называется, от гвоздя до гвоздя, со сроками и правилами. Ты не должен думать, с чего начинать, сколько метров должна быть студия и какое количество редакторов потребуется. Покупая формат, ты покупаешь сразу студию, компьютерное обеспечение – и даже получаешь наблюдателей. Разумеется, все лицензионные форматы адаптируются к нашей действительности. Иногда в показе мы опережаем страну-производителя: к примеру, на СТС давно с успехом прошел сериал "Не родись красивой", а в Америке "Страшилка Бэтти" выходит только сейчас.

Помнится, осенью зрителю был обещан немецкий музыкальный проект – возвращение из небытия звезд прошлых лет. Судя по тому, что он не появился, решили...

– Решили завести копилку и копить. Когда начали считать и оказалось, что один эпизод обойдется в 200 тысяч ненаших рублей… Безусловно, мы этот проект запустим, он разработан – когда станем рентабельными и доходными. Техника, аренда павильонов – для всех каналов стоят одинаково, но не все каналы могут себе позволить дорогостоящие проекты. Мы не хотим зависеть от бюджета. Вернее, не хотим все, что не связано с информационно-политическим и социальным вещанием, вешать на бюджет. Это наша установка и задача номер один.

Репутация городского канала не мешает?

– С точки зрения отношения к нам – как к каналу города Москвы – мы находимся в сложной ситуации. Ясна позиция журналистов и общественных деятелей, которые говорят: ну, де, ясно, промосковский канал… Было бы глупо рассказывать с экрана исключительно о том, как у нас в Москве замечательно, – мы, как и все, видим существующие недостатки. Но мы видим, и как изменяется Москва к лучшему. Лично я обожаю этот город и не мыслю себя без него. Так что моя любовь к городу и место моей работы совпали. НГ