Медиановости

16 июля 2007 13:44

"Прогресс" станет иностранным

Одно из крупнейших российских издательств АСТ планирует заняться продажей в России иностранной литературы. Первый специализированный магазин откроется на Зубовском бульваре в здании бывшего книжного магазина "Прогресс", которому АСТ собирается вернуть прежнее название.

О том, что издательская группа АСТ займется розничной торговлей зарубежной литературы, РБК daily рассказал финансовый директор АСТ Олег Бартенев. По его словам, первый магазин, в котором более половины ассортимента составят книги на иностранных языках, откроется в ноябре на Зубовском бульваре на месте магазина "Буква". Ранее в этом здании располагался книжный магазин "Прогресс", в 2003 году АСТ его выкупил и присоединил к своей сети "Буква". Теперь издательство решило вернуть магазину прежнее название. "Сейчас мы налаживаем систему закупок иностранной литературы и ведем переговоры с крупными западными оптовыми компаниями", — говорит г-н Бартенев.

По его словам, сейчас иностранная литература представлена только в Московском доме книги и "Библио-Глобусе", впрочем, у них на иностранную литературу приходится 1,5—3% от оборота. В "Прогрессе" же будет представлено не мене 60 тыс. наименований книг и мультимедийной продукции на иностранных языках. На их закупку АСТ планирует потратить 2—2,5 млн долл. из оборотных средств компании, инвестиции в переоборудование магазина обойдутся издательству в 1 млн долл. Ожидаемый срок окупаемости проекта — 3,5 года. "По нашим подсчетам, крупный специализированный магазин иностранной книги в Москве может иметь оборот 4—5 млн долл. в год, в Петербурге — около 3 млн долл. в год", — рассуждает г-н Бартенев. В дальнейшем АСТ планирует открыть магазин с иностранной литературой в Петербурге, а также отвести под нее 50—100 кв. м в крупных московских и региональных магазинах "Буква".

Г-н Бартенев отмечает, что спрос на учебную и художественную литературу на иностранных языках постоянно растет. "Основная часть покупателей книжных магазинов — люди от 35 до 40 лет. Сейчас к этому возрасту подходит поколение, которое училось уже в постсоветский период, и их уровень знания иностранных языков высок. Большая доля продаж иностранной литературы приходится и на студентов", — говорит г-н Бартенев. Он отмечает, что ежегодно в мире выходит 175—190 тыс. наименований англоязычной литературы, из них на русский язык переводится только 15—17 тыс. "При этом значительная часть узкоспециальной литературы, востребованной на рынке, не переводится на русский язык", — говорит г-н Бартенев.

Участники рынка отмечают, что сейчас магазинов иностранной литературы в России практически нет. "90 процентов той, которая хоть как-то представлена на рынке, — англоязычная", — указывает гендиректор сети "Букбери" Светлана Фриденберг. Она считает проект перспективным, но рискованным: "Если книги будут закупаться напрямую, непонятно, что делать с непроданной литературой". Гендиректор издательства "Эксмо" Олег Новиков сомневается, что АСТ удастся привлечь аудиторию в эти магазины. "Все потенциальные потребители литературы привыкли заказывать необходимые книги через amazon.com", — отмечает он.

Гендиректор издательства "Олма Медиа Групп" Дмитрий Иванов считает идею вернуть бренд "Прогресс" правильной: "Все помнят этот магазин как "Прогресс", это устоявшийся бренд. Попытка перепозиционировать и вернуть магазин к историческим корням позволит АСТ сделать проект рентабельным. В свое время переименовав "Прогресс" в "Букву", АСТ лишился части аудитории, сделав известный книжный магазин типовым". RBC

Анастасия Васильева