В условиях, когда российские власти предпринимают усилия для улучшения имиджа страны за рубежом, независимые телекомпании Запада н ачинают интересоваться Россией. Проект CNN International "Взгляд на…", запущенный в год 25-летнего юбилея телекомпании в 2005 году и побывавший в Индии, Китае, Бразилии, в странах Африки и Ближнего Востока, не обошел стороной нашу страну. "Взгляд на Россию" вышел в эфир в конце июня. В рамках проекта телеканал представил небольшие интервью о нашей стране — с Олегом Дерипаской и Валентиной Матвиенко, серию сюжетов — о жизни Воркуты, возрождении мусульманства, российской школе тенниса и Большом театре, о том, как россияне представляют свою жизнь после ухода нынешнего президента, и многом другом. Мэтью ЧАНС, один из авторов телепроекта, рассказал о нем корреспонденту "Новой газеты".
— Почему Россия появилась в этом проекте?
— Мы начали заниматься Россией, потому что мы слышим из международных новостей: убийство Анны Политковской, отравление Александра Литвиненко… Есть сообщения об экономических успехах России. Но все это — зона повышенного интереса, а мы чувствуем, что людям интересно получать намного больше информации о России, понимать контекст, который шире острых новостных сюжетов. Этот проект дал возможность говорить о многих проблемах: о состоянии инфраструктуры страны, росте влияния Китая на Дальнем Востоке, многом другом. Мы хотели помочь нашим зрителям получить более полную картину происходящего в России.
— Каким видится имидж России из США?
— Сейчас есть представления о России, многие из которых правдивы — например, о том, что здесь много бедных, о русских олигархах и о том, как они правили страной… В то же время есть представления, которые правдой не являются.
— Это первый раз, когда вы делали программу в Европе?
— Да, это первый раз, когда мы приехали в Европу. Мы, конечно, хотели подчеркнуть удивительную скорость экономических преобразований в России. Нравится это или нет, но впечатляет.
— Пытались ли вы получить комментарии кремлевской администрации?
— Мы хотели бы попытаться получить официальный комментарий, чтобы создать баланс точек зрения — и Кремля, и оппонентов Кремля. Мы стремились взять интервью у Владимира Путина.
— На вас никто не давил? Известно, что кремлевская администрация, например, на местных журналистов пытается давить.
— Я думаю, то, что Кремль пытается это делать, — правда, точно так же как правительства многих других государств пытаются это делать. Но наша ответственность как журналистов — идти по другому пути (и это должно быть известно "Новой газете"), чтобы говорить правду. Это сложно, но если ты — профессиональный журналист, возможно. На нас не могут повлиять ни Кремль, ни его оппоненты. Мы, конечно, изложим разные точки зрения.
— На чем CNN сконцентрировало свой взгляд?
— Мы хотели подчеркнуть разнообразие страны. Мы смогли съездить, например, в Воркуту (не всегда получается при освещении новостных сюжетов), у нас была возможность поработать на востоке страны, мы побывали в Москве и в Санкт-Петербурге и смогли услышать мнение простых людей.
— И о политике?
— Вообще-то пытались оставаться вне политики. Мы делали программу о социальной жизни, об искусстве, культуре и экономике. Мы попытались изменить стереотипы.
— По обе стороны океана сейчас говорят о возможности второй холодной войны. Вы это ощущаете?
— Мы не часть Госдепа США. У нас есть штаб-квартира в США, но мы — международная независимая телекомпания. Видимо, причина трений между США и Россией в том, что у России быстрорастущая экономика, страна защищает собственную внешнеполитическую позицию по таким вопросам, как Ближний Восток и Косово. Ситуация по сравнению с 90-ми иная — тогда Россия в основном следовала в фарватере западной политики. Меня это не пугает. Не думаю, что это может привести к новой холодной войне. Мы друзья, мы партнеры.
— Кремлевская администрация обеспокоена имиджем России за рубежом. Есть ли в этом какой-то смысл?
— Это делают многие страны. Но, думаю, лучше говорить правду. Чиновникам нужно прислушиваться к мнению людей. Это лучше, чем прибегать к уловкам, которые только восстанавливают против тебя. Н