Мнения
/ Интервью

16 июля 2007 13:39

Владимир Дзоциев: Для независимых СМИ перспектива одна — интернет

"Редакция радиопрограммы "Гражданский проспект" — одно из немногих средств массовой информации в нашем городе, которое создает передачи социальной направленности для инвалидов. Раньше деятельность организации была более широкой — редакция располагалась в администрации Калининского района и информировала людей о проблемах районной и городской политики. Сейчас журналисты работают втроем, в обычной квартире, и их взгляд на будущее не очень оптимистичен. О том, как удается выжить в таких условиях, а также о перспективах развития независимой журналистики в нашей стране с редактором радиопрограммы Владимиром Дзоциевым побеседовал корреспондент Lenizdat.ru.

Lenizdat.ru: Как давно существует ваша организация? Как она появилась и какие проекты реализовывала?

В.Дзоциев: Наша радиостанция называется "Редакция радиопрограммы "Гражданский проспект". Как юридическое лицо редакция зарегистрирована в 1994 году. Учредителями были отделение Республиканской партии в Санкт-Петербурге, организация "Солдатские матери Санкт-Петербурга" и я. Вещание шло на Петербург. Мы как информационно-публицистическая программа содействовали различным общественным инициативам. Работали тогда основном по радиотрансляционной сети и освещали социально-экономическую жизнь Калининского района. Мы были, что называется, малой прессой. На то время это было довольно свежее явление. Даже новое слово, поскольку в советские годы у нас были газеты всесоюзного масштаба, в крупных городах была тоже своя печать. Справедливости ради скажу, что была и малая печать — на заводах, крупных фабриках существовали ведомственные газеты. А чтобы охватить весь район — такого не было. Мы использовали эту информационную нишу. Тогда происходили разные политические события, народ интересовался тем, что происходит в том или ином районе, чем занимаются депутаты Ленсовета, ЗакСа, районных советов. Вещали мы раз в неделю по десять минут — записывали информационную передачу на кассету и отвозили пленку в аппаратную радиотрансляционной сети. Еще у нас была 30-минутная программа. От Ленинградского радио мы тогда никак не зависели. Работали на деньги района. И до сих пор в каждом районе есть строка в бюджете — "поддержка радиовещания и печати". Деньги выделялись смешные, но тогда мы могли еще использовать рекламу, хотя в этой части никаких перегибов не было. На эти деньги мы и существовали. Мы говорили о том, что происходит рядом. Это всегда интересно людям. Так же происходило и в других районах — сразу пошла цепная реакция. Редакции радиовещания появились практически во всех районах. Мы убеждали глав администраций открывать эти программы. Примерно к 2000 году работали с восемью районами. Шла системная работа по освещению социально-экономической жизни того или иного района — что нового, что строят, какие события происходят.

Lenizdat.ru: Перечислите основные проблемы, которые были в то время?

В.Дзоциев: Мы не чурались критики, критиковали чиновников, не стеснялись. Поскольку мы внедрялись в радиотрансляционную сеть, то на момент вещания наших программ отключалось городское вещание, которое было расписано за городским радио — ТРК "Пятый канал", потом радио "Петербург". На этом этапе мы столкнулись с яростным противодействием руководства городского радио. Им наша деятельность очень не нравилась. Мы неоднократно встречались, просили их разместить в своей сетке вещания и наши программы, заключить договоры. Какие были аргументы для отказа? У них есть лицензия, которой они по закону не должны ни с кем делиться. Сами они, кстати, никакого медийного продукта тогда не производили. Да и сейчас не производят. За них это делают организации, с которыми они находятся в договорных отношениях. Кто угодно может придумать программу, и если она вписывается в их формат, в их стилистику вещания, в их медийные принципы — то, пожалуйста, доставайте деньги, делайте, а им ничего делать не надо — они кнопку нажали и все. Они, по сути, сдают в аренду эфир на договорных началах. А с нами они подобные договоры заключать отказались. Бывший директор ТРК г-н Петров, сейчас он возглавляет ИТАР—ТАСС, тогда уперся рогом: "Ни в коем случае, зачем нам это надо". Но они сами видели, что народ заинтересован. Поэтому несколько раз в неделю в рамках передачи "Город и горожане" стала появляться программа "Городские районы" — мы приносили в Дом радио свои информационные блоки, их как-то увязывали. Потом и это заглохло. По окончании яковлевской эпохи в нашем городе все это стало хиреть, нас стали задвигать в дальний ящик. Потом от передачи совсем отказались. Руководство радио "Петербург" посчитало, что она ни к чему и мало кого интересует. А затем пришла новая администрация, и наше информационное поле заросло бурьяном, никого это не интересовало. Многие редакции районного радио исчезли из поля зрения, исчезла системная работа, а значит, и заинтересованный слушатель.

Lenizdat.ru: Почему сейчас ваши передачи для особой аудитории – слепых выходят именно на радио "Петербург"?

В.Дзоциев: Так сложилось просто. Радио России на это не идет, и другие радиостанции тоже.

Да и к инвалидам сейчас другое отношение. В советское время слепые могли сами себя кормить, для них строили заводы, фабрики, им платили пособия. Сейчас их лишили всех льгот, приравняли их предприятия к обычным коммерческим. И они барахтаются кое-как. Меняется морфология нашей жизни. Сейчас люди с ограниченными возможностями "такие же, как и все". Но для этого не созданы реальные условия. Так создавайте. Если раньше денег не было, то сейчас их куры не клюют. То есть клюют, но не те куры.

Lenizdat.ru: Что за конфликт произошел у вас с администрацией Калининского района?

В.Дзоциев: В Калининском районе сказали, что наши передачи не нужны. Какие мотивы у них были, я не знаю. Нам заявили, что денег мало, и их лучше сконцентрируют на районной газете, а радио ни к чему. Районные газеты сейчас есть во всех районах. Только вот редакционный совет (по крайней мере в Калининском районе) — это глава администрации, все его заместители, пресс-секретарь района. И учредителем газеты является администрация. Короче говоря, они сами себя за бюджетные деньги расхваливают. Понимаете, в чем существенная разница? Нашими учредителями были люди, которые к власти не имеют никакого отношения. Сейчас все это дошло до полного маразма.

Lenizdat.ru: Как пришла идея создавать радиопередачу для слепых?

В.Дзоциев: В 2000 году был принят закон Санкт-Петербурга о грантах в сфере СМИ. Там было семь номинаций. Я обратил внимание на номинацию "Производство продукции средств массовой информации для инвалидов по слуху и зрению". Решили попробовать себя в этом деле. Мы выставили на конкурс аудиожурнал для инвалидов по зрению — для слепых и о слепых. Назвали его "Зримый Петербург". Выходил он раз в месяц на кассетах. В то время мы еще активно работали — выпускали радиопродукцию, и параллельно стали делать журнал для слепых. Но потом наша работа в эфире сошла на нет. Деньги в районах перевелись. Некоторое время наша редакция работала практически бесплатно. Так, мы сделали 12 номеров аудиожурнала, но это было довольно муторно, ведь кассеты нужно было распространять среди незрячих, а кому это было надо! Кассеты валялись сотнями штук в муниципалитетах. Поэтому мы решили делать радиожурнал. И в 2001 году, в очередной раз выиграв конкурс на грант, вошли в договорные отношения с радио "Петербург". Они предоставляют нам 30 минут еженедельно. По сегодняшний день мы выпускаем журнал на средства гранта Санкт-Петербурга. Но его получить довольно сложно. Там тоже чиновники нам гайки закручивают. По условиям гранта соискатель может получить до 500 тысяч. Первый раз нам дали 310 тысяч, а на следующий год 150, а в 2002-м вообще ничего не дали. И целый год мы работали для слепых совершенно бесплатно. Слепым это было интересно. Социальная программа привлекала большое количество слушателей, не только слепых. В этом году мы опять получили грант, но теперь условия вообще драконовские — если ты заявляешь некую сумму, например 400 тысяч рублей, а тебе дают 250 тысяч, то разницу ты должен изыскать сам, произвести продукцию на 400 тысяч рублей, и это твои проблемы. При этом по условиям закона о грантах мы не вправе заниматься рекламной деятельностью. Это так называемая экономия бюджетных средств. Гипертрофированная, на мой взгляд. В Адмиралтейском районе нам предлагали сто тысяч рублей на год. Когда чиновник получает 30 тысяч в месяц, это уже плевок в нашу сторону.

Lenizdat.ru: Как вы считаете, что послужило причиной такого отношения?

В.Дзоциев: Очень интересный момент — повышение значения и заработной платы пресс-секретарей администраций районов. Они нас и съели. Они были заинтересованы в тех деньгах, которые мы получали, и эти деньги обращали на свою сторону. По сути дела, они стали заниматься абсолютно чуждыми им вещами. Обязанность пресс-секретаря — предоставлять информацию, а они стали заниматься ее распространением. Они сами стали делать газеты. Зачем им привлекать кого-то постороннего, если можно все сделать самостоятельно и тут же отрапортовать начальнику. С нами так не получится, мы можем и укусить. Теперь городские власти проводят для пресс-секретарей семинары, учат, как задавить журналистов. Откуда у нас в таких условиях может быть местная печать, если все деньги норовят прибрать к рукам чиновники? Справедливости ради надо сказать — по-видимому, просветление все же пришло: Комитет по печати направил в адрес глав письма о том, чтобы они договаривались с муниципалами о выделении денег для освещения социально-экономической жизни районов. Фактически реанимировали нашу деятельность. А главам администрации чихать на это, к тому же и муниципалы не жаждут поделиться своими деньгами. Денег-то, кстати, у них немало. В общем, наша песенка была недолгой, но яркой.

Lenizdat.ru: Только ли в деньгах была проблема?

В.Дзоциев: Это не только вопрос денег, это и чьи-то амбиции, и организационные моменты. Сейчас получить лицензию на вещание — целое дело, к тому же очень дорогое. Получить частоту тоже дорого. Кроме этого, нельзя сбрасывать со счетов и политическую составляющую. Всегда есть элемент контроля — что он будет говорить, можно ли им управлять, что если он вдруг начнет черное черным называть, а белое белым. Вот если ты порнуху будешь показывать и про автомобили говорить — это пожалуйста. А серьезные вещи, к сожалению, сейчас не очень нужны. Поэтому как финансовая составляющая, так и политическая, и вопросы организационного характера имеют большое значение. Сейчас уже другие времена. Обратите внимание, сейчас слово "гласность" нигде не произносится, забыли его. Недавно еще, лет десять тому назад, это было одно из наиболее популярных, моднейших слов. Гласность просто исчезла из лексикона, зато появился пиар.

Lenizdat.ru: Есть ли в нашей стране перспективы и возможности развития независимых средств массовой информации?

В.Дзоциев: Сейчас идет укрупнение везде. Мелкое предпринимательство — а мы тоже к нему относимся — давят. По факту приоритет отдается сетевым медийным структурам. Слабых поглощают или они исчезают. А перспектива одна — интернет, и то, мне кажется, и на него лапу наложат. Сейчас будет развиваться цифровое радио, телевидение. Это огромные возможности, огромное количество каналов. Хотя сейчас там тоже крутятся большие деньги. А чем богаче человек, тем жаднее. И они все гребут под себя, не терпят никаких проявлений чужеродных.

Многие радиостанции сейчас выходят и в интернете. В какой-то мере это для нас, мелких деятелей на ниве информационной работы, может открыть небольшую щелочку. Но и тут наверняка что-то придумают. Посмотрим, как будут развиваться события. В интернете ведь нужно говорить о том, что действительно интересно, чтоб тебя слушали. Еще для таких, как мы, может быть выходом участие в грантах. А так вообще рассчитывать не на что. Так называемая малая пресса приказала долго жить. Сейчас даже районные и муниципальные газеты издают крупные конторы. Крупные медийные корпорации покрывают весь город. Как муниципалы тратят свои деньги, одному богу известно. К сожалению, у нас в стране, и в нашем городе в частности, любое начинание может иметь место, либо когда у тебя очень много денег, либо когда у тебя за спиной мощный административный ресурс. Даже местная печать у нас в городе немыслима без политической воли руководства города. Если эти вещи их не интересуют, то ничего и не будет. А их не интересует, это лишняя морока. Кого-то будут к чему-то призывать, что-то освещать — зачем? У Матвиенко есть прикормленные СМИ, которые и работают в городе.

Наш радиожурнал о слепых — между прочим, единственный в стране, нигде больше такого нет. Есть даже идея перенести это на всероссийскую основу, но для этого тоже деньги нужны. Так вот, настолько эта передача уникальна, но никто никогда ни на каких конкурсах наши заслуги не отмечал, никто даже не вспомнил. Обращают внимание на тех, кто поближе к власти.

Lenizdat.ru: Можно ли как-то решить проблему взаимодействия властей и независимых информационных структур, например, законодательно?

В.Дзоциев: Или деньги — или ресурсы административные. Все. Рекламный рынок тоже в крепких руках. Единственная надежда на современные медийные технологии. Власть сейчас закостенела, она жесткая, в окружении хищных помощников, которые думают только о деньгах. Действует принцип кто кого съест. Сильный пожирает слабого. Мы по определению слабые.