Медиановости

19 июля 2007 12:47

Журналу "Современная драматургия" исполняется 25 лет

Первый серьезный юбилей. Знак того, что журнал был востребован и не погиб в сложное десятилетие 90-х, когда умирали многие старые издания. И по сей день "Современная драматургия", которая выходит регулярно четыре раза в год, представляет собой оперативный орган театральной периодики, продолжающей публикацию драматургических произведений — двигателя театрального процесса.

За 25 лет в журнале были представлены пьесы нескольких поколений авторов. Первое — это наши знаменитые шестидесятники: Алексей Арбузов, Александр Володин, Александр Гельман, Игнатий Дворецкий, Ион Друцэ, Леонид Зорин, Александр Мишарин, Эдуард Радзинский, Виктор Розов, Михаил Рощин, Михаил Шатров и другие, те, кто составлял костяк репертуарной афиши театра несколько десятилетий назад. Впрочем, многие из них ставятся и сегодня. Потому что это поколение выдвинуло своих классиков. За ними шли более молодые: Александр Галин, Григорий Горин, Семен Злотников, Алексей Казанцев, Степан Лобозеров, Виктор Мережко, Людмила Петрушевская, Виктор Славкин.

В 90-е годы появились Елена Гремина, Михаил Угаров, Ксения Драгунская, Ольга Мухина, Николай Коляда, Максим Курочкин, Алексей Слаповский. Сегодня некоторые из них тоже уже мэтры, возглавляют целое движение "Новой драмы". И вот сама эта "Новая драма" — целая плеяда молодых авторов, появившихся недавно и обративших на себя внимание многих театров, фестивалей, драматургических мастерских. Такого обилия имен в драматургии, кажется, еще не было.

Новые авторы стараются зафиксировать ту жизнь, которая происходит сегодня и по поводу которой мы еще не можем с ясностью и определенностью сказать, что она такое, куда выведут те или иные ее тенденции. Новые авторы — Иван Вырыпаев, братья Дурненковы, Елена Исаева, Юрий Клавдиев, братья Пресняковы, Василий Сигарев, Евгений Унгард — не обходят стороной самые нелицеприятные стороны этой действительности. А журнал старается представить их творчество как можно полнее. Часто идет с опережением и публикует пьесу какого-то автора раньше, чем о ней узнает театр. Это и есть принцип работы "Современной драматургии".

Конечно, журнал уделяет внимание и зарубежным пьесам.

Именно на его страницах впервые в России был опубликован знаменитый французский драматург Бернар-Мари Кольтес. Еще в 2000 году в журнале появилась пьеса "Королева красоты" (а вслед за ней и "Сиротливый Запад", "Человек-подушка" и "Лейтенант с Инишмора") ирландского драматурга Мартина МакДонаха, бум пьес которого на наших сценах пришелся только на последние два сезона.

Каждый год в первом номере выходит эксклюзивный материал журнала "Статистика знает все". По существу это рейтинг постановок пьес драматургов на широком пространстве российского театра. Стоит обратиться к его показателям (хотя бы выборочно) за последние годы с 1997 года по 2005-й (сведения о 2006 годе придут из Вычислительного центра Федерального агентства по культуре и кинематографии только нынешней осенью). И можно наглядно увидеть движение репертуарных тенденций, понять, какие авторы и пьесы в те или иные годы выходят в лидеры.

Итак, берем 5—6 лидирующих авторов только с одной пьесой, получившей наибольшее число постановок.

На основании этих данных можно проследить устойчивые тенденции российского репертуара, которые, надо сразу заметить, отнюдь не совпадают с тенденциями московской сцены: модные фамилии представителей нынешней "Новой драмы", появляющиеся на афишах московских театров, вовсе не делают никакой погоды на большом пространстве российской сцены. В столице предпочитают пьесы новаторские по теме и стилю. На периферии нужна крепкая, хорошо сделанная пьеса, обеспечивающая стабильный успех у публики. Здесь свои кумиры.

С 1998 года такой известный драматург деревенской темы как Степан Лобозеров уступил свое первенство представителю городской темы Надежде Птушкиной, хорошо знающей обыденную жизнь, пишущей о низовых и самых многочисленных слоях городской публики, которая и есть в сущности народ.

Птушкина стала безусловным лидером театрального проката на целое десятилетие.

Рядом с ней устойчиво присутствовала на российской афише фамилия талантливого острослова и выдумщика Григория Горина, умеющего переделывать классические сюжеты, в которых недвусмысленно прочитывались больные социальные и политические темы современности. А также Александра Галина, который в 90-е годы стал обращать внимание на те коллизии и проблемы, с которыми столкнулся бывший советский человек в условиях новой реальности.

К пьесам — рекордсменам по количеству постановок за эти десять лет можно отнести мелодраму со сказочным сюжетом о старой деве, которой на пороге шестидесятилетия удалось найти мужа в лице преуспевающего бухгалтера, — "Пока она умирала" Надежды Птушкиной; деревенские комедии "Кадриль" Владимира Гуркина и "Семейный портрет с посторонним" Степана Лобозерова, комедию "Сирена и Виктория" Александра Галина, очень смешно и остроумно рассказывающую об интеллигентке старого образца, дающей уроки английского бойкой представительнице нового риелторского бизнеса.

В 2005 году общая картина начинает меняться. Надежду Птушкину по количеству постановок вновь догнал Степан Лобозеров, а такие драматурги, как Борис Рацер, Владимир Константинов, известные еще с советских времен как поставщики масскульта, в первое десятилетие нового века почти исчезают со сцены.

В пьесы-лидеры выходит мало кому известное драматическое сочинение "Очень простая история" Марии Ладо (12 постановок), а также "Мой бедный Марат" Алексея Арбузова, последнее обстоятельство, правда, объясняется празднованием 60-летия Победы.

Излюбленным жанром для театра остаются комедия и мелодрама, наполненные простыми человеческими чувствами, близкими и понятными каждому.

Сводная общероссийская афиша является хорошим барометром для определения качества драматургического материала. Ведь в число лидеров безошибочно попадают только прирожденные драматурги, понимающие толк в интриге и разнообразных перипетиях действия, что, собственно, и обеспечивает пьесе зрительский интерес. Н