Медиановости

20 июля 2007 13:48

Непечатные увлечения "Проф-медиа"

Компания "Проф-медиа" за последний год оказалась, пожалуй, самым активным игроком в сделках M&A на российском медиарынке. После всех покупок, о последней из которых, купленной Rambler Media системе контекстной рекламы "Бегун", стало известно вчера, менеджмент приступил к разработке стратегии развития холдинга.

За десять лет существования дочерняя компания "Интерроса" "Проф-медиа" успела несколько раз кардинально сменить стратегию развития и превратиться в крупнейшего игрока медиарынка— в прошлом году оборот компании составил $400 млн. Первым активом компании стала "Комсомольская правда", контрольный пакет которой был выкуплен у редакции газеты в 1997 году. Тогда собственники "Проф-медиа" и генеральный директор Вадим Горяинов ориентировали компанию на развитие в сегменте печатных СМИ— предполагалось, что "Проф-медиа" станут издательским домом. До 2005 года компания с переменным успехом осваивала издание газет федерального уровня. Помимо "Комсомолки" в активах "Проф-медиа" оказались "Известия", "Экспресс-газета" и "Советский спорт". В 2004 -м году был достроен собственный типографский комплекс "Проф-медиа Принт".

Параллельно компания развивала журнальное направление. В марте 2003 года "Проф-медиа" решили выйти в "глянцевый" сегмент и купили 35% акций издательского дома Independent Media. Сделка оценивалась в $35 млн. Кроме того, в структуре "Проф-медиа" была создана компания Business Media Communications (с августа 2006 года — B2B Media), специализирующаяся на выпуске b2b-журналов.

В 2000 году "Проф-медиа" начали работать на радийном рынке, купив станцию FM-диапазона "Авторадио". В 2003 году было запущено радио Energy, и тогда же, для повышения эффективности управления бизнесом, была создана "Вещательная корпорация "Проф-медиа"" (ВКПМ), которую возглавил Александр Варин.

Позже в ВКПМ появились радио "Юмор FM" и "Русские песни".

Постепенно "Проф-медиа" превращались в диверсифицированный медиахолдинг, работавший в разных сферах индустрии развлечений. В 2002 году стартовал проект строительства национальной сети многозальных кинотеатров "Синема-парк". Линейку компаний, работающих в кинобизнесе, в ноябре 2005 года дополнил "Централ партнершип" (ЦПШ) — производитель и дистрибутор фильмов. Участникирынка предполагают, что "Проф-медиа" отдали основателю компании Рубену Дишдишяну за 50,5% акций около $50 млн. "Покупка контрольного пакета акций ЦПШ холдингом "Проф-медиа" оказала благоприятное воздействие на развитие бизнеса нашей компании,— отмечает исполнительный директор ЦПШ Сергей Шестаков.— Прежде всего появилась возможность координации действий с другими компаниями холдинга, что позволяет усилить присутствие ЦПШ на рынке".

В 2004 году на должности генерального директора Вадима Горяинова сменил Рафаэль Акопов, и первым делом новый медиаменеджер решил избавиться от миноритарных пакетов.

"В структуре "Проф-медиа" останутся только активы, которые мы можем полностью контролировать и которые считаем коммерчески привлекательными",— заявил Акопов. В ноябре 2004 года 41,2% акций "Эксперта" были проданы редакции журнала, а в январе 2005 года, поняв, что контрольный пакет Independent Media получить не удастся, "Проф-медиа" продали свои 35% финскому холдингу Sanoma Magazines. Тогда стоимость всего Independent Media оценивалась в €142 млн.

Новый менеджмент компании стал склоняться к смене приоритетов, и "Проф-медиа" приступили к распродаже газетных активов.

Первыми в июне 2005 года были проданы "Известия" — контрольный пакет из 50,19% акций ушел в холдинг "Газпром-медиа". Сумма сделки не разглашалась, однако участники рынка оценили ее в $10–20 млн. Тогда же оставшиеся газеты "Проф-медиа" были объединены в издательский дом "Комсомольская правда". Летом 2006 года появилась информация о том, что "Газпром-медиа" может снова стать покупателем — на этот раз "Комсомольской правды".

Сделка тянулась почти год и в итоге была закрыта к лету 2007 года. Конечным покупателем 60% акций издательского дома стал холдинг "Медиапартнер", входящий в группу ЕСН. "Конечное приобретение "Комсомольской правды" не входило в планы "Газпром-медиа", так как еще одна ежедневная многотиражная газета не вписывается в структуру холдинга",— сообщил генеральный директор "Газпром-медиа" Николай Сенкевич. По его словам, "Газпром-медиа" выступил посредником в сделке. Участники рынка оценивали стоимость издательского дома в $130–200 млн, а генеральный директор "Комсомолки" и владелец миноритарного пакета акций Владимир Сунгоркинназывал сумму $250–300 млн. Глава "Проф-медиа" Рафаэль Акопов не скрывал, что главным фактором продажи издательского дома стали не экономические, а политические причины. "Газетный рынок очень тяжелый,— заметил он в одном из интервью.— Главная его проблема в том, что девять из десяти газет или даже 99 из 100 субсидируются в основном политическими спонсорами". Менеджмент "Проф-медиа" решил направить работу холдинга в развлекательное русло.

В феврале 2006 года холдинг получил свой первый телевизионный актив, купив у группы частных лиц за $30 млн канал "2 х 2" . Эксперты отмечали слабый охват аудитории "2 х 2" из-за проблем с контентом — под брэндом когда-то известного музыкального канала вещал "магазин на диване". Руководство "Проф-медиа" больше полугода не могло прийти к согласию по поводу наполнения и названия нового приобретения. В итоге была принята концепция круглосуточного анимационного канала для подростков и молодежи. Идея и реализация принадлежала новому гендиректору "2 х 2" Наталье Вашко, которую Акопов переманил из ТНТ. ""Проф-медиа" не вмешиваются в непосредственное управление каналом,— говорит Наталья Вашко,— хотя каждый месяц мы отчитываемся перед руководством о проделанной работе". На начальном этапе в развитие "2 х 2" планировалось инвестировать около $15 млн, которые ушли в основном на закупку контента.

Для расширения территории вещания "2 х 2" "Проф-медиа" в октябре 2006 года купили сеть Rambler TV за $23 млн. В этой покупке для медиахолдинга была важна в первую очередь эфирная частота в Санкт-Петербурге. Позже Rambler TV был закрыт, а его частота передана "2 х 2". В Москве анимационный канал начал вещание в апреле 2007-го и за несколько месяцев совершил практически невозможное— в июне средняя доля аудитории "2 х 2" составила, по данным компании TNS Gallup Media, в Москве 8,1%, а в Санкт-Петербурге — 7,8%.

В декабре 2006 года "Проф-медиа" купили по рекордной стоимости еще один канал— ТВ3, который обошелся холдингу около $550 млн. По мнению исполнительного директора компании "CTC-медиа" Владимира Ханумяна, стоимость российских телеканалов стала ясна после IPO, проведенного "CTC-медиа" в июне 2006 года.

Бывший владелец ТВ3 холдинг Independent Network Television Holding Limited планировал провести IPO телеканала, но отказался от этого в пользу продажиТВ3 "Проф-медиа".

Последним телевизионным приобретением компании стали музыкальные каналы MTV и VH1, 100% которых "Проф-медиа" купили у MTV Networks International, фонда Russia Partners и Европейского банка реконструкции и развития в июне 2007 года. Сумма сделки составила около $360 млн.

Кроме телевидения Рафаэль Акопов решил сделать ставку на электронные медиа. В январе 2006 года "Проф-медиа" купили у группы "Спутник" издательский дом "Афиша", который эксперты оценивали в $10–12 млн. Кроме журнала "Афиша" и газеты "Большой город" покупка дала холдингу еще и популярный портал Afisha.ru.

"Если бы не было сайта "Афиши", то для нас бы это была несколько другая сделка,— говорит Акопов.— То есть я не уверен, что мы бы ее вообще стали заключать в этом случае". В октябре 2006 года "Проф-медиа" приобрели 48,8% компании Rambler Media, увеличив впоследствии пакет до 54,8%. Сумма сделки составила около $260 млн. Таким образом, холдинг получил не только один из самых посещаемых интернет-ресурсов в российском интернете, но и компанию, акции которой котируются на Лондонской фондовой бирже. "Для Rambler Media эта сделка, безусловно, позитивна,— считает аналитик ИК "Атон" Татьяна Капустина.— "Проф-медиа" могут помочь Rambler Media с инвестициями". Кроме того, вчера стало известно о покупке Rambler Media контрольного пакета системы контекстной рекламы "Бегун" (подробности см. на стр.

14). Основным инвестором "Проф-медиа" является корпорация "Интеррос". В декабре 2006-го медиахолдинг привлекал капитал, разместив облигации на сумму $300 млн.

Последние покупки "Проф-медиа" совершали, ориентируясь на высокие темпы роста рынков теле- и интернет-рекламы. При этом в структуре холдинга все еще остается радийная часть, типография же готовится к продаже. Как рассказали B&FM в компании, в настоящее время менеджмент "Проф-медиа" работает над новой стратегией развития, предполагающую более эффективное управление активами. Она будет утверждена в ближайшее время.

Ольга Гришаева