Медиановости

20 июля 2007 14:44

Телеведущий Сергей Майоров: Будущее за сентиментальной журналистикой

"Истории в деталях" идут в эфире телеканала СТС более четырех лет. Дважды Российская академия телевидения признавала их лучшей информационно-развлекательной программой и вручала премию "ТЭФИ". А год назад передача стала сетевым форматом. Свои истории о людях ежедневно рассказывают зрителям журналисты Санкт-Петербурга и Казани, а поклонники программы из Перми, Ростова-на-Дону и Самары видят ее по выходным. В новом сезоне местные "Истории в деталях" появятся на СТС в Екатеринбурге. Корреспонденту "Известий" Артему Костину удалось выяснить, что это очень радует Сергея Майорова - теперь уже не только талантливого ведущего и автора программы, но и руководителя общенационального сетевого проекта.

вопрос: Сергей, как родилась идея прев-ратить "Истории в деталях" в сетевой формат?

ответ: Нас пригласил на канал СТС, в то время больше походивший на кинобудку, где крутили фильмы и сериалы, новый генеральный директор Александр Роднянский и поставил задачу делать серьезный стилеобразующий журналистский продукт. А после того как мы получили "ТЭФИ", исполнительный директор СТС Юрий Шкляр попросил меня в преддверии конкурса "Золотой СТС" отсмотреть программы сети и высказать свое экспертное мнение. Поясню: премия вручается партнерам с региональных станций за материалы, появляющиеся в местных эфирных "окнах". Потратил я на это две недели и понял одну простую штуку: СТС в регионах имеет подчас существенные отличия от того, что мы смотрим в Москве. Помню, на конкурс прислали лучшую программу из Поволжья под названием "Каждый день готовить не лень", где спонсором выступал мукомольный комбинат. В 19.30 в эфире там пекли пироги и штрудели, а я понимал, что полчаса прайм-тайма отданы под бездарный продукт. Меня сразила программа из крупного сибирского центра, где появлялась тетя в абсолютно гламурном прикиде и рассказывала о том, как губернатор наблюдал за ходом посевных работ и, понаблюдав, сказал - цитирую - "Хорошо сеете, товарищи". Конец цитаты. Конечно, местные программы идут далеко не в каждом городе, а такого рода сюжеты появляются и того реже, но тем не менее они разрушают так тщательно отстраиваемый год от года бренд СТС, яркий и, главное, цельный. Тогда я на свою голову рассказал о своих впечатлениях Юрию Борисовичу, и тот попросил меня заняться обучением местных телевизионщиков и сделать в городах что-то близкое к "Историям в деталях", привести к единому формату программы в городах, где партнеры-вещатели крупнейшей национальной телесети СТС используют "окна" для региональных программ. Мне предложение показалось заманчивым: не надо отправлять журналистов в регионы на съемки (а там есть реальные звезды и очень трогательные истории). Например, история из Санкт-Петербурга о слепой художнице, которая творит просто чудеса. Когда мы поставили ее в свой эфир и показали всей стране, она дала невероятные рейтинги. Или ростовская история о победительнице конкурса Мисс Ростов, которая до этого была Мисс Азербайджан, а сегодня в тюрьме сидит и ставит свои спектакли. Причем попала в тюрьму из-за любви. Сегодня мы получаем множество материалов из наших "дочерних" программ.

вопрос: А как складывались эти партнерства?

ответ: Мы с шеф-редактором программы Татьяной Николаевой для начала поехали в Санкт-Петербург: нас попросили провести мастер-класс на "ТЭФИ- регион". Потом мы посмотрели программы коллег. Больше всего поразило: это телевидение не соответствовало времени, страна менялась, а оно выдавало местечковый продукт. Скажем, в Петербурге в эфире долго обсуждалась тема про устройство "тюльпан", которое создали, чтобы убирать с улиц собачьи экскременты. Наверное, такого рода журналистика тоже нужна, но это не бизнес канала СТС, который призван развивать, вдохновлять, развлекать людей. Видя, какую долю дает программа "Истории в деталях", как работают журналисты, какие темы выискивают, становилось обидно.

Тогда мы вызвали сотрудников питерской службы информации, побеседовали с ними. Оказалось, что большинству было скучно работать, а нам удалось их заинтересовать, и 90 процентов людей осталось в новом формате, зарплаты у них выросли. Команду возглавил приехавший из Москвы Артур Валеев. Она стала номинантом на "ТЭФИ- регион", а оператор Саша Долханов этот "ТЭФИ" выиграл. Серьезный прорыв за один год.

вопрос: Наверное, наслушались упреков, что лишаете народ местных новостей?

ответ: В Ростове мне говорили, что никакой формат, кроме новостей, там не пойдет, но наша программа прижилась и работает. Наше конкурентное преимущество - журналистика частного взгляда, сентиментальная, так сказать, журналистика, которая эксклюзивно рассказывает увлекательные истории о людях. Об артистке Марьяне Полтевой, которая живет в Австрии и воспитывает сына Юрия Шевчука, например. Безумный рейтинг дала история про артиста Виктора Перевалова из "Республики Шкид". Он теперь охранник на бензоколонке, но возвращается в кино в фильме "Граффити". Не менее успешно прошла в эфире история о том, как в Самаре злоумышленник расписал граффити все трамвайное депо, городские службы в ужасе, мэр в панике, а молодой человек просто хотел разукрасить город, потому что скучно в нем жилось. "Истории в деталях" фактически пишут сегодня историю России в лицах, создают реалистичную и захватывающую картину жизни людей огромной страны, картину, которая редко появляется на федеральных каналах.

вопрос: Чем станете удивлять в новом сезоне?

ответ: Мы всегда делаем ставку на эксклюзив. Впервые Василий Аксенов пустил журналистов в свой дом в Биарице, и это была наша съемочная группа. Мы расскажем историю Сергея Лавроненко, завоевавшего "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском кинофестивале, певицы Марии Максаковой, актера Данилы Козловского, Александра Ширвиндта, Алексея Учителя, Иосифа Райхельгауза, тренера по хоккею Вячеслава Быкова, художника Олега Целкова, чьи картины продают по полмиллиона фунтов стерлингов на аукционе Сотбис. Мы расскажем истории из Великобритании, Франции, Италии, Испании, Японии. У нас будет новая графика, студия, мы расширяем штат, надо будет, и новый ведущий появится. Правда, пока так вопрос не стоит.

вопрос: Творческие кадры в регионах легко находите?

ответ: Мы ищем человека, способного заразить делом остальных, сплотить вокруг себя, соответствовать требованиям формата,. Мы делаем все, чтобы повысить профессиональный уровень региональных тележурналистов, проводим их переподготовку, приглашаем к себе поучиться. Присматриваемся к студентам местных университетов и потихонечку их для себя готовим. Чтобы не уезжали от мам и пап из своих квартир и не гнались за призрачной перспективой жить в Москве на съемных квартирах, а понимали, что можно интересно работать и в родном городе.

вопрос: Как складываются ваши отношения с героями "Историй в деталях"?

ответ: Мощных конфликтов никогда не было. Сталкивались с легким непониманием авторской иронической интонации. А куда журналисту деться от эмоций, если человек сидит и рассказывает тебе о боге, а когда камера выключена, матерится как сапожник. После этого чего на зеркало пенять? Но такие случаи редкость. Как правило, мы остаемся друзьями, потому что не используем наших героев в качестве сырья для передачи, а находим душевный контакт. Временами даже информационные поводы искать не приходится: люди к нам возвращаются и сами приносят интересные истории. И