Прокуратура Ленинградской области направила на дополнительную проверку материалы по факту изъятия тиража газеты "Марша несогласных", которое произошло в конце мая этого года в Гатчине. Проверка, которую до этого проводила районная прокуратура, не выявила никаких нарушений в действиях сотрудников милиции, тираж изымавших, что в корне не удовлетворило вышестоящую инстанцию. Повторные действия пройдут под особым контролем областной прокуратуры. Об этом в ответе на обращение председателя Союза журналистов Петербурга и области Андрея Константинова с просьбой разобраться в произошедшем, сообщил начальник Управления генеральной прокуратуры РФ с Северо-Западном округе Сергей Бедниченко.
Тираж газеты "Марш несогласных" в 150 тысяч экземпляров, выпущенный к очередной акции оппозиции 9 июня в Петербурге, был задержан на выезде у одной из типографий города Гатчина около 22 часов 31 мая. Изъят был спецвыпуск официального издания "Вперед, Петербург!", зарегистрированного на петербургское отделение партии "Яблоко". Главным редактором там являлся Максим Резник, ответственный за выпуск - пресс-секретарь петербургского отделения Объединенного гражданского фронта. Восьмиполосная цветная газета, по данным специалистов, обошлась оппозиции примерно в 200 тысяч рублей. Как утверждали тогда организаторы марша, газеты были задержаны под предлогом проверки материалов на предмет экстремистского содержания. Командовал операцией старший оперуполномоченный ОБЭП РОВД города Гатчины Дмитрий Новиков. Вместе с тиражом был задержан и активист "Другой России", сопровождавший груз.
"Несогласные" были уверены, что получить назад газеты до 9 июня оппозиции не удастся, и оказались правы. Весь тираж вернули…через месяц после проведения марша.
Прошедший 9 июня очередной для Петербурга "Марш несогласных" на фоне 11-го международного форума выглядел бледновато, и о нем все достаточно быстро забыли. Приданные оппозиционные силы из Москвы обещали вернуться, когда закончится лето. Местные стали оббивать пороги инстанций с заявлениями против сил, пытавшихся, по их мнению, препятствовать волеизъявлению народных масс. Тем временем Союз журналистов Петербурга и области, который к этому времени так и не получил внятного ответа силовиков о противодействии работе журналистов на марше 15 апреля, когда пострадали 15 сотрудников различных СМИ, решил разобраться в ситуации с изъятым тиражом. Председатель Союза Андрей Константинов направил в управление генеральной прокуратуры по СЗФО обращение с просьбой проверить все обстоятельства произошедшей выемки газеты. По обращению Гатчинской прокуратурой была проведена проверка, которая выявила – нарушений не было. Мол, поступила в правоохранительные органы информация о том, что из типографии будут вывозиться материалы экстремистского характера, милиционеры "материалы" задержали, экстремизма в них не выявили, сотрудники выполняли служебный долг, поэтому дело в отношении них возбуждать не стали, конец истории. Однако логика районной прокуратуры показалась проверяющим из прокуратуры Ленинградской области не такой уж и прозрачной. Поэтому постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и.о. областным прокурором было отменено, как необоснованное. Отвечая на обращение Константинова, начальник окружного управления генеральной прокуратуры Сергей Бедниченко эту формулировку расширил – в связи с неполнотой проведенной проверки, материал направлен обратно в прокуратуру Гатчины для организации дополнительной проверки и устранения недостатков, препятствующих принятию законного и обоснованного решения. И пообещал, что теперь проверка будет проходить под неукоснительным контролем прокуратуры области.
Надо отметить, что столь быстрая реакция сотрудников ведомства на обращение и принятое решение беспрецедентны, и не только в истории взаимоотношений прокуратуры с журналистами.