Полезное /
Теория и практика

27 июля 2007 15:49

Десять шагов к успешной городской газете

Десять шагов к успешной городской газете

По итогам исследования проведенного Независимым институтом коммуникативистики, большинство россиян предпочитают получать информацию из телепередач и интернета. Печатные СМИ пользуются всё меньшей популярностью. На основе исследования были выведены десять шагов для успешного развития городской газеты. О них рассказал профессор ГУ ВШЭ, председатель совета директоров Независимого института коммуникативистики Иосиф Дзялошинский на семинаре "Стратегия развития городской газеты: десять шагов к успеху", организованном Институт региональной прессы при поддержке фонда "Образованные медиа".

Шаг №1. Разработка концепции редакционной политики и миссии газеты

1) Отражать жизнь города во всех проявлениях, показывать хорошее, плохое, обыденное. Представлять мозаику голосов, точек зрения, проблем и способов их решения.

2) Показывать, но не поддерживать крайние точки зрения.

3) При конфликтах не только освещать события, но показывать трения, лежащие в основе конфликта.

4) Стимулировать граждан и власти к поиску путей решения сложных вопросов.

5) Публиковать материалы, вызывающие дискуссию вокруг общественно значимых тем.

6) Показывать читателям не только стоящие перед ними задачи, но и пути продвижения вперед.

7) Содействовать укреплению связей между гражданами.

8) Взять на себя ответственность за то, чтобы публикуемые материалы правдиво отражали персонажи, проблемы, события и заботы, всегда помнить о возможных негативных последствиях, если этот принцип не будет соблюдаться.

9) Помогать читателям разобраться в том, что происходит вокруг.

10) Отбирать важные и интересные материалы, придавать им привлекательную форму и находить ясный язык для их изложения.

11) Создать при редакции читательский Совет.

12) Провести переговоры с другими СМИ о реализации партнерских информационных программ.

Шаг №2. Совершенствование содержательной модели

Расширить спектр различных приложений к основному изданию:

— приложение, специализирующееся на личных финансах;

— приложение, посвященное путешествиям и туризму;

— тематические приложения;

— специализированные рекламные вкладки по вакансиям;

— городские путеводители;

— приложение по недвижимости;

— спортивное приложение;

— развлекательное приложение.

Шаг №3. Повышение качества информации, оперативности информирования и уровня аналитичности

1. Обращать внимание на точность в изложении фактов.

2. В собственных комментариях не искажать события.

3. Публиковать информацию до того, как она распространится в городе по неформальным каналам.

4. Увеличить количество превентивной информации, в т.ч. анонсов предстоящих событий.

5. Упор на информативность целесообразно сделать в номерах за вторник и четверг, тогда как субботний номер логично сделать более аналитичным.

6. Не менее половины материалов должно содержать элементы анализа и комментарии.

7. Активно сотрудничать со специалистами, которые могут выступить в качестве экспертов.

Шаг №4. Повышение качества языка и стиля

1. В материалах газеты необходимо избегать элементов официально-делового стиля: канцеляризмов, штампов, речевых клише.

2. Нужно активнее использовать такие выразительные ресурсы языка, как пословицы, поговорки, цитаты, афоризмы и т.д.

3. При подготовке материалов журналистам и редакторам желательно поработать с различной справочной литературой, в том числе и со словарями – толковым, словарем трудностей русского языка и т.п.

Шаг №5. Совершенствование оформительской (дизайнерской) модели

1. Внедрить новую, современную оформительскую модель.

2. Достичь композиционного единообразия и упорядоченности в размещении материалов.

3. Аккуратно и целенаправленно соединять текст с визуальными элементами: фотографиями, цветными иллюстрациями, информационной графикой и пробелами.  

4. Активно использовать крупные, хорошие фотографии.

5. Соблюдать сдержанность в использовании разных шрифтов, цвета.  

Шаг №6. Жесткое соблюдение принципа пополосного размещения материалов

Размещение материалов должно подчиняться какой-то очевидной для аудитории логике. Лучше всего, если материалы, посвященные событиям, будут сгруппированы вместе, проблемные и критические материалы тоже будут объединены, и публикации, посвященные людям и характерам, выделены в отдельный блок. Хотя, конечно, можно придерживаться и традиционного тематического принципа размещения материалов.

Обязательным требованием является публикация на каждой полосе качественных иллюстративных материалов (фотографий, коллажей, рисунков, графиков и пр.), визуализирующих описываемую предметную область.

Шаг №7. Совершенствование маркетинговой стратегии

1. Создание собственной системы распространения газеты и ее приложений.

2. Способствование созданию системы независимых распространителей.

3. Установление партнерских отношений с крупными распространительскими организациями.

4. Организация конкурсов среди распространителей газеты и приложений.

5. Проведение рекламных акций в магазинах, на рынках, в супермаркетах, в парикмахерских, в салонах красоты, в аптеках и т.д.

6. Регулярный анализ ситуации на информационном рынке.

7. Активное использование возможностей интернета.

Шаг №8. Совершенствование работы рекламной службы

— Внедрение современных методик работы с клиентами.

— Определение ключевых особенностей газеты как канала рекламы.

— Оптимизация системы ценообразования.

— Прогнозирование продаж рекламы.

— Использование современных методик оплаты труда работников рекламной службы.

Шаг №9. Совершенствование планирования

— Переход на долгосрочные планы.

— Осуществление комплексного планирования.

— Планирование информационных кампаний.

Шаг №10. Совершенствование работы с персоналом

— Обучение персонала.

— Разработка и введение в действие этических и профессиональных редакционных стандартов.

— Аттестация персонала.

— Оптимизация оплаты труда.

Семинар включил в себя как теоретическую так и практическую части.  Во время практической части участникам была предоставлена возможность составить собственную концепцию успешной городской газеты на основе полученных знаний. Каждая концепция была рассмотрена, и ведущий указал на плюсы и минусы представленных проектов.

Многие из примеров развития городской газеты, которые были представлены на семинаре,  применяются в Европе и США и полностью оправдывают себя многомиллионными тиражами.

Антон Красовицкий


Другие материалы рубрики "Теория и практика"