Медиановости

10 сентября 2007 11:41

Выборы в эфире

Кампания по выборам депутатов Государственной Думы РФ пятого созыва началась. Публикация агитационных материалов за тот или иной партийный список в СМИ еще не разрешена (срок придет не раньше, чем за 28 дней до дня голосования), но уже сегодня упоминание того или иного видного партийного деятеля в прессе и на телевидении можно считать косвенным признаком его популярности у журналистов и читателей, а значит - и у избирателей. "Лента.ру" совместно с "Медиалогией" начинает публикацию еженедельных рейтингов упоминаемости в СМИ политиков - потенциальных кандидатов в парламент.

Информационно-аналитическая система "Медиалогия", ведущая мониторинг телеканалов, печатной прессы, радиостанций и интернет-СМИ в России, подсчитывает как общее число упоминаний того или иного политика, так и качественные показатели: сколько раз политик фигурировал в новостях и репортажах в качестве главного действующего лица, в каком количестве конфликтных сюжетов участвовал, сколько раз упоминался в негативном или позитивном контексте, цитировали ли СМИ его прямую речь и так далее. Помимо этих данных, "Медиалогия" по собственной методике рассчитывает особый сводный показатель - индекс информационного благоприятствования (ИИБ, считается в условных единицах). Чем выше индекс, тем благосклоннее СМИ относятся к тому или иному политику. На основании ИИБ "Медиалогия" составляет рейтинг наиболее популярных политиков из числа потенциальных кандидатов в Госдуму.

"Лента.ру" предполагает следить за медиа-рейтингами тех политиков, которые предсказуемо олицетворяют в глазах избирателей свои партии (напоминаем, что на парламентских выборах в этому году гражданам России впервые придется голосовать только за партийные списки - выборы по одномандатным округам, где ранее соревновались не партии, а личности, с 2005 года отменены). Поэтому в наш перечень попали, прежде всего, руководители партий, уже заявивших о том, что они непременно будут участвовать в выборах. Помимо руководителей, мы остановили свой выбор еще на ряде фигур, которые часто делают заявления от лица своей партии или вообще привлекают внимание своей должностью или громкими пиар-акциями. Всего в нашем списке оказались 25 человек.

Нынешний рейтинг можно считать стартовым - указ президента РФ Владимира Путина о начале избирательной кампании в Госдуму по ряду обстоятельств был опубликован в "Российской газете" лишь 5 сентября, так что на прошедшей неделе о политиках еще не писали как об участниках выборов.

Итак, лидером по вниманию российских СМИ к своей персоне на прошедшей неделе - вполне предсказуемо - стал глава партии "Единая Россия" и действующий спикер Госдумы Борис Грызлов. Его упоминали 950 раз, причем 244 раза он выступал главным действующим лицом новостей и репортажей, а еще 155 раз СМИ цитировали его слова. При этом в печатной прессе Грызлов по общему количеству упоминаний был лишь третьим (196), а по количеству публикаций, посвященных персонально ему - вторым (41). Зато на телеканалах спикер Госдумы по всем параметрам обошел своих ближайших преследователей - лидера ЛДПР Владимира Жириновского и лидера КПРФ Геннадия Зюганова - почти вдвое, а то и больше. Так, за неделю телезрители могли видеть его изображение 49 раз (Жириновского - 29, Зюганова - 23) и 7 раз - в качестве главного действующего лица (соответствующие данные лидеров ЛДПР и КПРФ - 3 и 1). Еще 32 раза каналы давали Грызлову обращаться к телезрителям с прямой речью (Жириновскому - 22 раза, Зюганову - 18 раз). Больше всего эфирного времени лидеру "Единой России" уделили на Первом канале и на РТР (17 и 14 упоминаний), тогда как телеканалы ТВЦ, Рен-ТВ, НТВ и РБК упомянули его 6, 5, 4 и 3 раза соответственно.

На этой неделе Грызлов запомнился телезрителям в связи с началом последней осенней сессии Госдумы 4-го созыва и заявлением о том, что расследование теракта в Беслане продолжается и под Москвой даже проведут большой следственный эксперимент, воспроизводящий обстоятельства событий 1-3 сентября 2004 года. Непосредственно к партийной деятельности Грызлова отношения это не имеет, и все же по итогам недели лидер "Единой России" получил от "Медиалогии" сводный ИИБ в 552,31 единицы и занял почетное первое место.

Второе место по общему количеству упоминаний в СМИ - так же предсказуемо - занял лидер партии "Справедливая Россия" и спикер Совета Федерации РФ Сергей Миронов. О нем в общей сложности писали и говорили 733 раза, причем персонально Миронову было посвящено 174 сообщения, и 88 раз СМИ цитировали слова лидера "справороссов". Правда, в телерейтинге Миронов откатился на пятое место, уступив не только уже упомянутой тройке лидеров, но и перебежчику из ЛДПР Алексею Митрофанову. Впрочем, учитывая, что Митрофанов перебежал не куда-нибудь, а как раз в "Справедливую Россию", Миронову, вроде бы, обижаться не на что. В целом же за неделю спикеру СФ удалось побывать в телеэфире 14 раз, причем главным его "пиарщиком" выступил телеканал Рен-ТВ (6 раз), в то время как главные "кнопки" уделили Миронову до обидного мало внимания: РТР - 2 сообщения, Первый канал - 1.

Невнимание ведущих СМИ, а также тот факт, что спикер СФ слишком много (34 раза в общей сложности) фигурировал в конфликтных сообщениях, не дали Сергею Миронову занять вторую строчку недельного рейтинга "Медиалогии" - с ИИБ 174,76 он опустился на четвертое место, пропустив вперед Жириновского с Зюгановым. Для "Справедливой России" это не здорово. Как известно, ВЦИОМ уже спрогнозировал, что пятая Дума будет четырехпартийной, и согласно его данным, партия Миронова должна обойти ЛДПР и занять третье место (после "Единой России" и КПРФ). Рейтинг "Медиалогии" за прошедшую неделю предполагает другой прогноз, гораздо более тревожный для "справороссов". Даже Митрофанов, который по общему числу упоминаний в СМИ занял пятую строчку (368 сообщений; главная роль ему досталась в 105 сообщениях, и 40 раз СМИ цитировали его прямую речь), ничем своей новой партии не помог - став лидером рейтинга по числу упоминаний негативного характера (36), он вообще не попал в первую двадцатку медиа-рейтинга.

Третью и четвертую строчки по общему числу упоминаний в СМИ и, соответственно, вторую (275,23) и третью (233,91) строчки рейтинга по ИИБ заняли Жириновский и Зюганов. Лидер ЛДПР фигурировал в 688 сообщениях СМИ, причем 178 раз в качестве главного героя, и 123 раза напрямую обращался к своей аудитории; те же показатели лидера КПРФ - 449/102/62. Телеканалы - главные пропагандисты современной эпохи - рассказали о них телезрителям 29 и 23 раза соответственно. При этом федеральные "кнопки" дипломатично распределили между ними эфирное время поровну: на Первом и РТР обоим досталось по 5 сюжетов, - а небольшое преимущество Жириновскому обеспечили телеканалы Рен-ТВ (7:5), РБК (4:2) и ТВЦ (6:3).

Остальным потенциальным участникам предвыборной гонки пришлось довольствоваться малым. Лидер СПС Никита Белых на прошедшей неделе стал шестым по общему числу упоминаний (266) и седьмым по рейтингу ИИБ (106,95). Про лидера "Яблока" Григория Явлинского СМИ вспомнили 145 раз (9-е место по количеству упоминаний), а его место в рейтинге ИИБ - пятнадцатое (39,60). Председатель партии "Патриоты России" Геннадий Семигин стал одиннадцатым по общему количеству упоминаний (133), правда - пятым в рейтинге ИИБ (128,33). СМИ явно благоволят патриоту Семигину, как, кстати, и демократу Владимиру Рыжкову, который, даже не определившись с партией, в чьем списке он готов был бы пойти на выборы, получил от "Медиалогии" 6-е место (ИИБ 112,17). Глава Демократической партии Александр Бабаков занял 17-е место по упоминаемости в СМИ (83) и 9-е по ИИБ (78,70). Лидер "Народного союза" Сергей Бабурин стал 18-м как по количеству упоминаний в прессе (80), так и по рейтингу ИИБ (27,26). Наконец, на позицию по числу сообщений в СМИ от него отстал Михаил Барщевский (74), глава высшего совета "Гражданской силы". Журналисты тепло относятся к популярному адвокату, поэтому его место по рейтингу ИИБ выше - 11-е (68,79).

Таким образом, на начало очередной парламентской избирательной кампании все складывается предсказуемо. Федеральные телеканалы "раскручивают" лидера "партии власти", оставляя меньшее, но равное место для представителей "конструктивной" оппозиции. Лидер второй "партии власти" находит себе достойное место в эфире других, неглавных телеканалов. СМИ в целом больше всего внимания уделяют признанным фаворитам предвыборной гонки. Посмотрим, что принесет следующая неделя. "Лента.ру" и "Медиалогия" продолжают следить за медиа-пространством. L