Мнения
/ Интервью

29 октября 2007 16:38

Константин Миков: "Главная проблема петербургской журналистики — в кадрах"

30 октября коллектив городской газеты "Вечерний Петербург" отмечает 90-летие со дня выхода первого номера (тогда газета называлась "Рабочий и солдат". — Прим. Lenizdat.ru). В преддверии юбилейной даты корреспондент Lenizdat.ru встретился с главным редактором "Вечерки" Константином Миковым и выяснил, как вечеркинцы будут отмечать праздник. А также каких качеств сегодня не хватает молодым журналистам для работы в ежедневной газете.

Уже определились, как, где и когда будете отмечать юбилей "Вечерки"?

— Официально день рождения газеты — 30 октября. В этот день будет произведен полуденный выстрел из пушки в Петропавловской крепости. Но больших мероприятий вроде концерта не будет. Большой праздник переносится на декабрь-январь. Скорее всего, праздновать будем в БКЗ "Октябрьский". В ходе концерта планируем сделать так называемый устный выпуск, где выступят герои и авторы наших публикаций. А также все желающие поздравить нашу газету.

Что ждет читателей "Вечерки" 30 октября?

— В этот день будет праздничный спецвыпуск газеты.

Помимо вкладки "Здоровье" и потребительской вкладки, планируется ли запуск других приложений в ВП?

— Сегодня мы работаем в составе Балтийской медиагруппы. Поэтому все наши планы связаны прежде всего с планами холдинга. И отдельно рассматривать планы редакции "Вечернего Петербурга" было бы неправильно. Если говорить об общих планах — то это налаживание распространения всех газет, включая "Вечерку". Сейчас прорабатываются варианты альтернативной доставки наших изданий. В их числе — распространение в крупных торговых сетях, распространение по адресной подписке. А также выходы на новый регион — Ленинградскую область и в перспективе на весь Северо-Запад. Возможно, мы присмотримся к опыту московских коллег по установке газетных автоматов.

Если же говорить только о "Вечерке", сейчас рассматривается вопрос по бесплатной доставке газеты параллельно с подписной кампанией. Что касается творческой части, пока изменений в наполнении газеты не ожидается. По крайней мере, основные рубрики останутся те же.

Планируется ли запустить электронное приложение газеты, как в "Смене" и НВ?

— После определенных финансовых трудностей в 2005 году нам пришлось от многого отказаться — в том числе и от сайта. Работа над сайтом сейчас ведется, его выход задерживается лишь по одной причине — мы находимся в холдинге. И одно из условий совместной работы — сайты всех газетных изданий БМГ должны быть выдержаны в едином стиле. А также чтобы четко прослеживалась взаимосвязь между всеми изданиями. Не исключено, что свой сайт мы запустим уже в этом месяце.

Некоторое время ходили слухи о возвращении "Вечерки" в вечерний формат. Что заставило отказаться от этой идеи?

— Мы не отказывались, этот вопрос до сих пор рассматривается. Но это сложный вопрос, который сразу не решить. Слишком расплывчаты сведения по газетному рынку, наши специалисты не могут их просчитать. Сегодня нет единого рецепта для продвижения ежедневной городской газеты. Если присмотреться, сейчас более-менее успешны специализированные проекты вроде "Делового Петербурга" и "Спорт день за днем". Но мы не можем себе позволить большие тиражи. И не так четко видна целевая аудитория, на которую нужно ориентироваться. Но, как всякие общественно-политические издания, мы стремимся не отставать от современных тенденций. И, конечно, постоянно думаем, как улучшить нашу газету.

Какова сегодня ниша "Вечернего Петербурга" в ряду газетных изданий БМГ?

— "Вечерка" была и остается ежедневной городской газетой, доступной для обывателя, горожанина. В отличие от "Невского времени", которое уже вышло на Северо-Запад и позиционирует себя как региональная газета. Мы же стараемся максимально закрывать нишу городской информации. У нас газета для всей семьи, она интересна и людям старшего возраста, и школьникам. В целом мы стараемся придерживаться социально-культурной направленности.

Чего, на ваш взгляд, сегодня недостает петербургской журналистике?

— Городской журналистике сегодня не хватает одного — кадров. Подготовка большинства приходящих журналистов оставляет желать лучшего. Главным редактором "Вечернего Петербурга" я работаю всего третий год. Но уже понял, что кадровый вопрос в городских газетах — большая проблема. К сожалению, зачастую люди приходят в газету с ложным убеждением, что газетная журналистика — их дело. Но на деле оказывается, что они не обладают качествами, необходимыми для работы в ежедневной газете. Либо наоборот — люди, которые умеют этим заниматься, считают, что газета — не для них. Чего греха таить, газетная журналистика в Петербурге — не очень престижное занятие. Возможно, в Москве есть престижные издания, в которых журналисты получают хорошие деньги, имеют высокий социальный статус. Но у нас это редкость. Начиная с 90-х годов престиж журналистской профессии резко упал, и молодежь к нам сейчас особо не рвется. Выручают либо старые кадры, либо выпускники университетов, способные работать у нас до достижения определенной квалификации. Вообще ежедневная газета — это тяжелый ежедневный труд, который оплачивается не очень щедро. Да и тяжело работать журналистам. Если они не из газет с раскрученным брендом вроде "Комсомольской правды" — с тобой очень неохотно общаются. И еще одна проблема — журналисты сегодня не всегда соблюдают этический кодекс.

Каких качеств, на ваш взгляд, сегодня не хватает молодым журналистам? И готовы ли вы обучать их в процессе работы?

— Молодым журналистам прежде всего не хватает интереса к своей профессии. У многих приходящих в глазах — пустота. Если новичок садится напротив меня и говорит: "Дайте мне какое-нибудь задание, я куда-нибудь схожу и напишу", — мне сразу становится неинтересно общаться с таким журналистом. Ну дам я ему задание раз, другой. А на третий скажу: "Знаешь, если неинтересно — может, не надо тогда в газете работать?" На втором месте — грамотность. Точнее, ее отсутствие. Когда человек не знает склонений, не умеет правильно ставить падежи — у меня сразу возникает вопрос: зачем ты сюда пришел?

К сожалению, у нас сегодня нет возможности натаскивать молодых журналистов, как в советские времена. Тогда любая городская газета могла себе позволить брать студентов на стажировку, к ним прикрепляли наставников, тратили на них время, чтобы объяснить тонкости профессии. И потом многие оставались работать в газете, становились хорошими журналистами. Но сейчас у нас нет возможности этим заниматься. Журналист в первую очередь зарабатывает себе на жизнь статьями. При этом у нас не золотые горы, но каждый должен отрабатывать свою зарплату. И мне часто сложно объяснить тому же редактору отдела, почему он, помимо своих основных обязанностей, должен потратить время на неопытного журналиста. Сам я могу это сделать — но чаще всего не хватает времени. Поэтому мы смотрим сразу: если человек схватывает на лету, если у него горят глаза — мы с ним работаем. Если же приходит пассивный человек — мы от таких людей избавляемся. Как говорил мой предыдущий начальник Михаил Иванов (сейчас — главный редактор газеты "Невское время". — А.П.), у молодого журналиста должны гореть глаза. Интерес к профессии должен на лице быть написан. На моей памяти таких журналистов среди молодежи было немного. Но они были. К великому сожалению, из-за финансовых сложностей они были вынуждены уйти. И сейчас благополучно работают — кто в престижных городских изданиях, кто вообще на федеральных телеканалах.

Как вы представляете себе работу главного редактора? Это больше менеджер-управленец или "играющий тренер", способный в нужный момент заменить любого сотрудника?

— То, что главный редактор должен уметь заменить любого сотрудника — это даже не обсуждается. Но все же есть некоторая зависимость от масштабов издания. Например, в таких крупных газетах, как "Санкт-Петербургские ведомости", "Невское время", "Деловой Петербург" — большой кадровый состав, большой объем новостей. Там главный редактор больше управленец. Он должен в первую очередь думать о том, как сделать газету интереснее, как ее продвинуть на газетном рынке. А в маленьких изданиях вроде "Вечерки" круг обязанностей главреда получается шире. Как ни парадоксально звучит. Он и менеджер, и журналист, и даже вроде страхового агента. Отвечать приходится буквально за все.

Каково, на ваш взгляд, будущее газет? Придется ли им вскоре уйти под давлением интернет-СМИ?

— Думаю, что нет. Во всем мире качественная пресса является одним из самых эффективных инструментов формирования общественного мнения. В России вряд ли будет по-другому. Другое дело, что у нас — слабый потребительский рынок при огромном количестве предложений. Что идет еще от начала 90-х годов, когда журналистские коллективы раскалывались, и каждый начинал издавать что-то свое. Думаю, что нам надо обратить внимание на европейский и американский опыт. Там нередко большую часть газетного рынка городских газет удерживают два-три крупных издания. По-моему в Петербурге через пять-семь лет должны остаться две-три качественные ежедневные газеты. Это может быть официальная газета, неофициальная, может даже оппозиционная к властям. И развлекательная, с облегченным содержанием, нескучная и не политизированная. Но все они должны быть крупными и авторитетными. А все мелкие газеты должны уйти. Либо на рынок бесплатных изданий, либо вообще уйти.

Чего бы хотели пожелать читателям "Вечерки" в преддверии юбилея?

— Желаю, чтобы у всех горожан доходы росли быстрее, чем инфляции. И чтобы люди могли позволить себе не только купить хлеб и масло, но и выписать газету. А лучше — две. Плюс журнал. Тогда будет к чему приложить наши силы.