Медиановости

30 октября 2007 15:46

Печатный рынок Архангельска

В Архангельске выпускают много рекламных газет и экспериментируют с журналами.

Газеты

На газетном поле города работают федеральные сетевые СМИ – "Аргументы и факты", "Комсомольская правда", "Московский комсомолец", "Российская газета", "Жизнь за всю неделю", "Курьер Беломорья" (ИД "Провинция").

В списке местных изданий немало заявленных как общественно-политические. Свои газеты в этом ряду имеют региональные и городские органы власти. Администрация области и областное Собрание депутатов - учредители газеты "Волна" (выходит с 1991 г., два раза в неделю, А2 и А3, 8-16 полос, 3,5 тыс. экз.). Администрация Архангельска – учредитель городской газеты "Архангельск" (в 2007 г. газета отметила 100-летие, выпуск был возобновлен в 1994 г., выходит пять раз в неделю. Ежедневный номер – 3 тыс. экз., 8 полос. По четвергам – выпуск для областного распространения – 24 полосы, около 10 тыс. экз.). Официальные издания традиционно подписные, с меньшей долей тиража в розницу.

В числе общественно-политической прессы – старейшая газета региона "Правда Севера" (выходит с апреля 1917 г. пять раз в неделю, А3, от 8 до 32 полос, 7 тыс. экз. – ежедневный выпуск, 17 тыс. экз. – еженедельный). С 1964 г. издается областной еженедельник "Поморье". В 2000-х годах появились газеты "Правда Северо-Запада", "Северный комсомолец" и др.

Большинство общественно-политических газет – еженедельники. Сегмент, как отмечают представители изданий, сформирован и живет без потрясений. "Общественно-политические газеты не открываются. Желающих взяться за такое сложное и затратное дело нет", - констатирует Сергей Доморощенов, заместитель главного редактора "Правды Севера". "Новые игроки появляются редко, обычно это происходит в связи с выборами. Скандалы, смена издателей и собственников – явления крайне редкие, все достаточно спокойно, больших потрясений не было и нет", - говорит Алексей Шептунов, заместитель главного редактора газеты "Архангельск". "Недавно стали выходить несколько местных страниц в "Российской газете". Других новых проектов в последнее время я не видела. Если что-то и меняется, то скорее за счет трансформации старых. Например, сравнительно недавно появился еженедельник "Северный комсомолец", который создали бывшие сотрудники "Правды Северо-Запада", - отмечает Людмила Ашиток, заместитель главного редактора газеты "Волна".

Архангельская особенность – переполненный сектор рекламных и рекламно-информационных газет. По словам участников рынка, счет идет на десятки изданий бесплатного распространения. "Это нонсенс, - считает Оксана Шелуткова, директор ООО "Северное кадровое агентство" (учредитель газеты "Работа. Карьера. Бизнес"). – В Архангельске 43 бесплатных газеты рекламного характера Тиражи тех, кто распространяется по почтовым ящикам, в среднем 75 тысяч, по бизнес-центрам и кофейням – 10 тысяч". В городе не работают федеральные проекты ("Из рук в руки", "Все для Вас"), поэтому рынок формируется местными СМИ: "Новая рекламная газета", "Северный Меркурий", "Наш Северный край", "Витрина", "А/я 500", "Беломорье", "Реклама Архангельской области" и др.

По словам Жанны Тепляшиной, редактора газеты "Наш Северный край" (рекламно-информационный еженедельник, 81 тыс. экз., А3, 8 полос), в последние год-полтора на рынок активно выходят специализированные рекламные газеты – посвященные рынку труда, строительства, недвижимости, здоровью, красоте. Впрочем, выйти на рынок и остаться на нем – вещи разные, поэтому в отдельных тематических нишах о конкурентной среде практически не говорят. Например, рекламный еженедельник "СтройЭкспресс" (работает с января 2004 г., 82 тыс. экз., А3, 8 полос) позиционируется как "единственное в Архангельской области специализированное издание для тех, кто хочет благоустроить свою жизнь"; газета "Работа. Карьера. Бизнес" (выходит с 2006 г., 50 тыс. экз., А4, 8 полос, бесплатное распространение по городу) - как единственное специализированное СМИ на рынке изданий о вакансиях; "АВТОгазета" (выходит с 1996 г., 16-24 полосы, 10 тыс. экз.) – как первая и единственная информационная газета, посвященная авторынку (с 2004 г. газета начала выходить в Краснодаре, тираж краснодарского выпуска 10 тыс. экз., 12-16 полос еженедельно). "Автомобильная пресса развивается вместе с автомобильным рынком. 10 лет назад мы с трудом наполняли газету меньших формата и объема, сейчас информации достаточно и для 24 полос", - отмечает Валерий Матвеев, главный редактор "АВТОгазеты". С другой стороны, по его словам, местный рынок еще не достиг объема, достаточного для существования нескольких газет одной тематики.

Без "сетевых" конкурентов в Архангельске работают газеты о ТВ – местные еженедельники "Телепрограмма АТК" (2 тыс. экз., А 4, 32 полосы) и "Губернская телегазета" (с 1994 г., около 7 тыс. экз., А3, 24 полосы).

Деловая пресса представлена "Деловой средой" (приложение "Правды Севера", выходит два раза в месяц, 8 полос, 10 тыс. экз.) и еженедельником "Бизнес-класс" (с 1999 г., 10 тыс. экз., А3, 12 полос).

Часть вышеназванных газет существует в составе издательств. Холдинг "АТК-Медиа" объединяет бесплатные рекламные газеты "Наш Северный край" и "Провинциалка (выходит с 2006 г., 40 тыс. экз., А3, 4-8 полос), еженедельники "СтройЭкспресс" и "Телепрограмма АТК". Издательский дом "Губерния" выпускает "Губернскую телегазету" и еженедельник частных объявлений "Губерния" (с 1994 г., 16 тыс. экз., 56 полос). В структуре ООО "Имидж-Пресс" - газеты "Бизнес-класс", "АВТОгазета", "Домашняя жизнь" (с 2002 г., для людей пожилого возраста, 5-6 тыс. экз., А3, 8-12 полос), "А/я 500" (с 2004 г., рекламная газета бесплатного распространения, 40-50 тыс. экз.).

Журналы

"Журналов очень много. По сравнению с прошлым годом их число увеличилось, может быть, процентов на 50", - говорит Татьяна Трудова, менеджер по рекламе журнала "Поморская столица". Точное количество работающих изданий в условиях отсутствия официальной статистики и исследований рынка определить сложно. Expedition Media удалось насчитать до 20 местных журналов. В целом в городе представлены проекты различной направленности – от отраслевых (например, "Созвездие" - издание для поставщиков нефтегазовой отрасли), специализированных ("708-й на связи" - издание ГИБДД, "Семь мостов" - свадебная тематика, "Уютный дом", "Большой справочник потребителя"), рассчитанных на определенную аудиторию (бизнесменов, женщин, молодежь) до досуговых (Los-Angelsk, Magazine), позиционирующихся как городские ("PROГород") и общественно-политические ("Поморская столица").

Однако количество СМИ еще не показатель их "поголовного" качества и стабильности сегмента. Журнальный рынок Архангельска находится на этапе экспериментов: актуальными остаются вопросы полиграфии, контента, правильного определения читательской аудитории и самой выживаемости изданий.

Активное зарождение местного глянца – явление последнего времени. Еще пять лет назад ситуация была совершенно иной. "В 2002-ом наш журнал стал первым глянцевым изданием в Архангельске, - рассказывает Ольга Туркина, издатель областного женского журнала "Настроение". - Основными нашими конкурентами на тот момент были бесплатные газеты. Возможно, мы своим бурным развитием спровоцировали глянцевый бум в городе. По крайней мере, после нас журналов появилось много. Сегодня рынок в большей степени представлен рекламными буклетами со стандартной бесплатной дистрибуцией. На нем достаточно тесно. Игроки появляются, но тех, кому удается остаться и сохранять периодичность выхода, единицы".

По мнению Людмилы Антоновой, шеф-редактора журналов "Итоги" и "Деловой формат", в городе перенасыщен сектор изданий для потребителя товаров и услуг и в меньшей степени заполнена ниша журналов b2b.

СМИ, заявленных в качестве деловых, несколько:

- "Архангельский Бизнес-журнал" (региональный выпуск федерального "Бизнес-журнала", выходит с февраля 2006 г., два раза в месяц, 5 тыс. экз., распространение – подписка и адресная доставка в офисы, администрацию области, мэрии Архангельска, Северодвинска и Новодвинска, а также кофейни, рестораны, самолеты авиакомпании "Аэрофлот-Норд", подписчики и каналы распространения в городах Северодвинск, Новодвинск, Нарьян-Мар, Мирный, Онега),

- "Поморская столица" (работает с 2003 г., от 100 стр., распространяется платно – по подписке в редакции, бесплатно - в Архангельске, области и Ненецком АО, в вагонах повышенной комфортности Северной железной дороги, в самолетах авиакомпании "Аэрофлот-Норд"),

- Статусный ежегодник "Итоги" (выходит с 2001 г., до 300 стр., 8 тыс. экз., А4, адресная доставка в органы власти разного уровня и руководителям коммерческих предприятий, самолеты авиакомпании "Аэрофлот-Норд", распространение – на деловых мероприятиях, в том числе в других регионах;

- "Деловой формат" (в сентябре 2007 г. выпущен пилотный номер, планируемый тираж – 3 тыс. экз., периодичность с 2008 г. – ежемесячно, объем – до 40 стр., издание для руководителей малого и среднего бизнеса об эффективных бизнес-технологиях, распространяется среди руководителей предприятий в Архангельске и Архангельской области).

Все эти журналы работают в структуре издательств. "Архангельский Бизнес-журнал" входит в издательство "Настроение", выпускающее журналы "Настроение" (10 раз в год, до 112 стр., А4, подписка и розница) и "Десерт" (молодежный, работает с июня 2005 г., периодичность - четыре раза в год, 7 тыс. экз., А5+, бесплатное распространение в институтах, лучших кофейнях Архангельска и области). "Поморская столица" - это СМИ издательства "СК-Россия" (в 2008-м компания готовит к запуску новые проекты – бортовой журнал и журнал с распространением в аэропортах России). "Итоги" и "Деловой формат" выпускают в группе компаний "ОМ-медиа".

"Деловая пресса в Архангельске востребована, и сегодня насыщенность СМИ такого типа вполне соответствует степени развития регионального рынка: ниша заполнена настолько, насколько это необходимо читателю", - считает Светлана Корельская, главный редактор "Архангельского Бизнес-журнала". При этом основными факторами, сдерживающими развитие деловой прессы, по ее мнению, являются: нехватка профессиональных журналистов, дизайнеров и верстальщиков; инертность региональной власти (в настоящее время это препятствие удается преодолевать за счет притока молодых специалистов в областной департамент экономразвития). Продвижению журналов на территории региона препятствуют высокие тарифы "Роспечати", недостаточное развитие альтернативных служб доставки, а также отсутствие информации о медиарынках и читательских предпочтениях в городах и районах области.

На фоне "увлечения" бесплатным распространением можно отметить архангельский пример ставки на розницу и подписку – журнал "Настроение". Делать проект, "за который голосуют рублем", это принципиальная и, судя по пятилетнему сроку существования журнала, оправданная позиция его создателей. Важная составляющая успеха, по словам Ольги Туркиной, в четком понимании целевой аудитории издания: деловые, активные, успешные женщины 25-45 лет. "Мне кажется, будущее за узким сегментированием, - прогнозирует завтрашний день журнального Архангельска издатель "Настроения". - Востребован может быть журнал любой тематики. Главное, правильно выбрать целевую аудиторию. И чем она уже, тем лучше, потому что с большим тиражом в маленьком городе конкурировать трудно. Это особенно актуально на перспективу – когда в регион придут сильные сетевые проекты". Пока Архангельск практически обделен их вниманием. Препятствие – в недостаточных масштабах города (население – от 350 тыс. чел.) и его рекламного рынка. Но рано или поздно "сетевики", освоившие более крупные региональные центры, здесь действительно появятся. А это и регулятор пресловутой "перенасыщенности" и проверка качества локального издательского бизнеса. ЕМ