Медиановости

14 ноября 2007 16:19

Телеканалы вкладывают деньги в производство сериалов вслепую

Одно из важнейших условий высокого рейтинга в прайм-тайме наряду с дорогостоящими шоу - кино и показ сериалов. По мнению экспертов, средняя цена одного эпизода составляет $200-300 тыс., а бюджет фильма начинается от миллиона долларов. Как избежать ошибки и не потратить деньги впустую, рассказывают представители телеканалов.

Перепроизводство или дефицит

Аналитики телевизионного рынка не могут прийти к единому мнению: одни говорят о надвигающейся эре цифрового телевидения и как следствие дефиците контента, другие рассуждают о перенасыщенности рынка и низком качестве продукта.

Илья Огнев, директор дирекции игрового кино и сериалов НТВ, рассуждает: "Увеличение количества производимых сериалов не сказывается на их качестве. Качество и уверенность канала-вещателя в высоком уровне сериала определяют технологии его приобретения. Например, менее очевидные проекты тестируются, в том числе в эфирном режиме, когда демонстрируется небольшое количество серий и по реакции аудитории (рейтинги) определяется дальнейшая судьба сериала". По мнению Александра Роднянского, президента "СТС Медиа", успех сериала зависит от креативности команды и от ее вовлеченности в процесс. "Мы были бы рады оказаться в ситуации, когда продакшн-студия принесет нам готовую идею проекта, который будет стопроцентно эстээсовским, будет отвечать всем атрибутам нашего бренда и ожиданиям нашей аудитории. Увы, такого практически никогда не случается. Поэтому для нас рост объема произведенных часов не определяет напрямую качество продукта, который попадает в наш эфир", - замечает он. Дмитрий Троицкий, генеральный продюсер канала ТНТ, подробно рассказывает о главных, по его мнению, проблемах производства сериалов: "На кастинг сериала может быть потрачено до полугода. Есть разные сериалы. Производство некоторых продолжается, когда первые серии пошли в эфир. Обычно оговаривается минимальное количество серий, которые производятся, с тем чтобы при плохих рейтингах производство можно было свернуть и проект закрыть. Так происходит с длинными ежедневными сериалами. Что касается так называемых вертикальных сериалов или мини-сериалов, там вполне возможна покупка сразу всех снятых серий. Поскольку серий меньше, то и общая сумма затрат меньше, и многие продакшн-компании готовы рисковать".

Антон Назаров, руководитель пресс-службы телеканала РЕН ТВ, настаивает - на российском телерынке катастрофически не хватает качественных сериалов: "При кажущемся обилии сериальной продукции ее не хватает даже для того, чтобы гарантированно "закрыть" запланированные под сериалы тайм-слоты на российских телеканалах! Поэтому у нас сейчас налицо ситуация дефицита качественных сериалов".

Частный случай

О том, как телеканал "Россия" выбирает неигровые картины для показа, рассказывает Сергей Алексеев, руководитель службы документальных фильмов телеканала.

"При выборе обычного проекта мы планируем, к какому сериалу или игровому фильму можно будет его "пристегнуть", потому что сам по себе фильм, если он не "желтый", привлечь широкого зрителя не может".

Представитель телеканала "Россия" рассуждает об особенностях работы с продакшн-компаниями, делающими документальное кино: "У нас нет собственного производства. У нас есть собственные производители, так сказать. Зарубежную продукцию мы сейчас практически не покупаем. И почти не бывает такого, чтобы нам приносили уже готовое кино. Вот соотношение чужих и наших идей для фильмов - где-то пополам".

Как обстоят дела на самом деле, объясняет кинокритик Сергей Сычев: "Все продюсеры и режиссеры неигрового кино стремятся продать эксклюзивные права на документальный фильм телеканалу. За один показ неигрового фильма канал может заплатить и тысячу долларов, а за эксклюзив - 20-30 тысяч. Таким образом он может даже окупиться. Игровые картины со временем устаревают и дешевеют, особенно сериалы 5-7-летней давности уже не дают высокий рейтинг. В то время как документальные фильмы только дорожают - лежа на полках, они становятся историей. В скором будущем, после перехода российского телевидения на цифровое вещание, дефицит контента и особенно фильмов и сериалов будет особенно острым. Сегодня каналы пытаются создать свои библиотеки программных прав и стать мейджорами".

Серийный прогноз

Казалось бы, что может быть проще создания дешевого в производстве и популярного у телезрителей продукта, а именно сериала. Однако эпизоды, снятые одной и той же продакшн-компанией с сопоставимым бюджетом, могут стать хитом и поменять концепцию прайм-тайма канала, как это произошло с "Первым каналом" и "Татьяниным днем", или быть неудачей всего сезона. Многие каналы признаются в своем бессилии точно определить уровень популярности нового сериала, другие создают всевозможные ноу-хау, но те и другие готовы признать, что играют на рулетке, каждый раз выпуская новинку в эфир. Александр Роднянский убеждает нас в невозможности точного прогнозирования рейтинга сериала: "Ответ на этот вопрос - "как предсказать популярность сериала?" - стоит всего в полтора раза меньше, чем ответ на вопрос "как собрать вечный двигатель?". Крупнейшие голливудские мейджоры, огромные компании с многомиллиардными доходами, историей, насчитывающей десятки лет, и самой высокой концентрацией талантливых мозгов на единицу площади, не могут производить только хиты. Сложные маркетинговые исследования, анализ аудитории, тестирование на фокус-группах - все это делается и в США, и в России, хотя у нас, конечно, масштаб такой исследовательской работы на порядок скромнее. И тем не менее собраться и "сделать хит" невозможно, точно предсказать успех или неуспех - невозможно"!

Впрочем, представители канала, входящего в большую тройку, предлагают иное решение вопроса. Илья Огнев намекает: "Технологии прогнозирования популярности сериалов оставим за скобками, т.к. это ноу-хау нашей телекомпании. Основные задачи при прогнозировании успешности сериала - предугадать ожидания аудитории и вместе с тем удивить зрителей неожиданными решениями".

Дмитрий Троицкий крайне скептически относится к прогнозированию, по его словам, есть некие правила, которые иногда работают, но гарантий вам никто не даст. Тем не менее в продукте своего канала - скетч-коме "Счастливы вместе" - он совершенно уверен. "Важны герои сериала, его тема, качество драматургии и сценария, исполнение. Но на самом деле, глядя на сериал, который снимают с эфира, всегда можно сформулировать набор очень простых зрительских замечаний к нему, которые и решают в результате исход битвы".

Процент премьер

Увеличивающаяся инфляция на контент заставляет каналы менять правила игры. С одной стороны, стараясь минимизировать расходы, они увеличивают процент второго и третьего показа одного и того же фильма, с другой - понимают: больше премьер - больше внимания аудитории. "Премьерные показы кинофильмов и сериалов составляют примерно 80% от общего объема", - заявляет Илья Огнев.

Антон Назаров рассказывает о проценте премьерных показов на канале РЕН ТВ:

"Можно сказать, что сейчас, в сентябре-декабре 2007 г., доля сериалов и кинофильмов на РЕН ТВ в прайм составляет примерно 30-40%, и уменьшаться она скорее всего не будет и в следующем году. Если считать общее количество премьер по всей сетке, то, естественно, этот процент значительно ниже. Но, поскольку в следующем году кино и сериалы неизбежно возникнут в ночных линейках всех телеканалов вследствие вступления в силу определенных статей нового "Закона о рекламе", этот процент по всей сетке вещания неизбежно повысится, поскольку каналы станут задействовать максимум своих возможностей во всех тайм-слотах".

Александр Роднянский подробно рассказывает о том, почему российскому зрителю необходимо большое количество премьерных показов: "Процент премьерных продуктов в сетке СТС варьируется от месяца к месяцу, но очевидно, что он очень высок. Собственно, это справедливо не только для СТС, но для всех ведущих российских каналов. Для российского рынка типична ситуация, когда за один год выходит по 5-10 таких премьер, каждая из которых могла бы украшать целый телевизионный сезон на зарубежном телевидении. Например, друг за другом появлялись "Остаться в живых" ("Lost"), "Последний герой" ("Survivor"). Концентрация успешных и ярких проектов на российском телевидении максимальная. Российская аудитория так много тратит времени на просмотр телевидения, что оказалась чересчур искушенной, требовательной и капризной. Поэтому на нашем телевидении нужно делать много премьер". Впрочем, бюджетов, которые платный канал HBO тратит на съемку одного эпизода, нет ни у одного бесплатного российского общенационального канала.

О том, в каком виде "Первый канал" покупает сериалы и телефильмы, нам рассказал источник, близкий к дирекции канала, пожелавший остаться неназванным: "До "Татьяниного дня" все сериалы "Первый канал" покупал уже в готовом виде, например, 16 серий без досъемов. В половине случаев продюсером или сопродюсером сериала выступал Константин Эрнст, и это позволяло вещателю контролировать все, начиная от сценария и заканчивая целевой аудиторией, количеством серий и их конечной ценой. Существуют на "Первом канале" и сериалы-консервы - к примеру, "Танкер "Танго" пролежал на полке почти два года, прежде чем были досняты последние серии и он выпущен в эфир".

Отвечая на вопрос: "Закупаете ли вы все серии сезона любого сериала, прежде чем состоится показ его первой серии (недели), то есть до определения рейтинга?", Антон Назаров утверждает, что зарубежный сериал канал РЕН ТВ покупает до показа его первого эпизода и определения рейтинга. "Что касается непремьерных отечественных сериалов, то, конечно, смотрим на рейтинги предыдущих показов на других каналах", - добавляет руководитель пресс-службы.

По мнению Александра Роднянского, согласно общим правилам сериалы продаются "посезонно". "С другой стороны, как и голливудские мейджоры, мы стараемся внедрить практику "пилотов": снимаем один-два эпизода, тщательно тестируем их, и только если реакция аудитории оказывается положительной, запускаем в производство весь сезон", - добавляет он. Дмитрий Троицкий напоминает о нехватке качественного и узкотаргетированного контента: "На рынке мало хороших фильмов, и за них всегда идет драка".

Игры с имиджем

По словам представителя одной продакшн-компании, работающей с "Первым каналом", судя по экономии средств при съемке "Ночного дозора" и приличном кассовом сборе масштабные дорогие имиджевые проекты "Первому каналу" удаются.

Илья Огнев делает и вовсе неожиданное заявление, касающееся будущих планов вещателя: "Канал НТВ работает над созданием собственного фестиваля "Новое, смелое кино". Подробно о своем новом увлечении - кинематографе и Сочинском кинофестивале рассказывает Александр Роднянский: "Третий год подряд телеканал СТС поддерживает открытый российский кинофестиваль "Кинотавр", который в этом году прошел в Сочи в восемнадцатый раз. Для "СТС Медиа" "Кинотавр" - это великолепная площадка для решения индустриальных вопросов, обсуждения перспектив развития кинорынка и медийной отрасли в целом". И

Софья Петрова