Мнения
/ Интервью

18 января 2008 17:32

"Наша музыка и наша журналистика развивались по своим законам"

Казалось бы, недолог век газетных и журнальных публикаций. Но петербургскому журналисту и критику Анатолию "Джорджу" Гуницкому удалось остановить рок-мгновенье. Собрав свои статьи и интервью разных лет, он выпустил с помощью издательства "Амфора" книжку "Записки старого рокера". Старый Рокер — под таким псевдонимом публиковался Гуницкий в самых разных изданиях — от самиздатовского журнала "Рокси" до "Вечернего Петербурга", "Смены". Многие его интервью выходили на "Радио Россия" и других станциях, где многие годы Гуницкий вел авторские программы.

После презентации книги "Записки старого рокера" в "Буквоеде на Восстания", "старый рокер Джордж" пообщался с обозревателем Lenizdat.ru.

Lenizdat.ru: Как появилась идея книги по газетным публикациям и радиопрограммам?

— В 80-е годы в течение примерно пяти лет я вел в газете "Вечерний Петербург" рубрику под названием "Записки старого рокера". Но в книгу вошли материалы не только этого периода, а разных лет. Здесь есть материалы, написанные в эпоху самиздата, есть и статьи, появившиеся в газетах и журналах в 90-е годы. Получился сборник за двадцать с чем-то лет.

Готовя книгу, я перечитал, что было написано в самиздатовские времена, и далеко не все понравилось. Там были не то что понты, но я иногда легковесно описывал какие-то процессы, слишком панибратски относился к некоторым музыкантам. Пришлось внести правку.

Все, о чем я писал и пишу, видел и слушал сам, со всеми музыкантами беседовал. На встрече в "Буквоеде" меня недавно спросили: есть ли в книге субъективизм? Но разве можно писать про искусство объективно? Все равно какой-то субъективизм проявляется, и это вполне нормально.

Lenizdat.ru: В каких музыкальных самиздатовских журналах 80-х годов вы печатались?

— В журнале "Рокси" — первом в Петербурге. Чуть позже появился журнал "РИО", который возглавлял Андрей Бурлака (совсем недавно в издательстве "Амфора" издан его трехтомник. — Прим. авт).

Первый номер "Рокси" был вообще придуман Борисом Гребенщиковым. В нем писали Борис, а также Николай Васин, Юрий Ильченко — вот такие мастодонты питерской рок-музыки. В дальнейшем Гребенщикову это поднадоело, это же не его профессия. Журналом стали заниматься другие ребята, затем еще кто-то. С 1984 года я писал в этот журнал до момента его естественного угасания. Вышло всего 14 номеров. Некоторые материалы из "Рокси" я счел нужным включить в книгу.

Lenizdat.ru: В самиздатовских журналах был свой стиль, шарм…

— Конечно, был. Ведь рок-жизнь в то время фактически была вне закона. Концерты были редкостью. Когда в начале 80-х случился первый рок-клубовский фестиваль в нашем городе, это стало событием, но он назывался "смотром-конкурсом любительских рок-групп", потому что нельзя было провести "рок-фестиваль" в советские времена. Раз смотр-конкурс, то существовало жюри, объявлялись лауреаты, присуждались звания "лучшего гитариста", "лучшего барабанщика. В Ленинградском рок-клубе в тот момент подобрались хорошие люди, жизнь кипела творческая, интересная, несмотря на очевидную опеку КГБ и прочих властей. Естественно, журналистика тех лет имела оттенок "для своих", потому что никто со стороны не мог прочесть наши издания. Журнал "Рокси" печатался на машинке и ксерокопировался в домашних условиях. Однажды был побит рекорд — "Рокси" с помощью множительных устройств отпечатали тиражом 50 экземпляров. Это было фантастикой! А так все выходило обычным тиражом 5–10 экз. Когда ты знаешь, что пишешь для узкого круга, то пишешь немножко иначе, чем для всех.

Lenizdat.ru: Ориентировались ли вы в то время на какие-то образцы западной музыкальной журналистики?

— В "Рокси" появлялись иногда перепечатки из западной прессы. Мы тогда могли не думать об авторских правах, издавая журнал тиражом 5–10 экземпляров. Но как наша музыка, так и наша журналистика развивались по каким-то своим законам. Рок-пресса была не только в Ленинграде, а и в Москве, Свердловске, Хабаровске, Владивостоке, Тюмени. Кто-то лучше, кто-то хуже: многие пытались писать о музыке, которую мы все очень любили. Потом все сошло на нет. И это логично — изменилась музыка, изменилась и рок-пресса.

Lenizdat.ru: Сравните уровень музыкальной журналистики в 80-е и нынешней.

— Автор с псевдонимом "Старый Рокер" не может не быть немного ворчлив. В последнее время я не читал интересных материалов, написанных молодыми журналистами. Возможно, я субъективен, однако всему свое время… Конечно, есть много молодых ребят, которые хотят про музыку писать, но им трудней, чем нам. Они уже не первые. Музыкантам нынешнего поколения тоже трудней, потому что возникает ощущение, что все уже сыграно, все уже сказано. Чтобы сказать свое слово, чтобы стать серьезными художниками от журналистики, требуется какое-то время, немалые усилия.

Правда, я далеко не все читаю. Возникло множество сайтов, где не может не быть одаренных людей. Ни в коем случае не хочу сказать, что музыкальная журналистика закончилась на представителях моего поколения…

Lenizdat.ru: Не кажется ли вам, что нынешняя ситуация со "свободой рок-музыки", особенно с молодыми талантами, напоминает то, что было в начале 80-х, когда было не пробиться на ТВ, радио, концертные площадки?

— Сейчас ситуация хуже… Тогда были иллюзии, что мы все преодолеем. Ни черта мы не преодолели по большому счету! И не в плане музыки, а в социальном аспекте. Мы живем в стране, где никогда не было демократических традиций, а сейчас они, сами понимаете, где…

Хотя в Петербурге сейчас возникла одна структура "Музыка XXI", которая создана для того, чтобы поставить некий заслон бессмысленной попсе, что нависла у нас на ушах. С помощью "Музыки XXI" планируется возрождение рок-клуба, мы хотим помочь талантливым музыкантам.

Lenizdat.ru: Известно, что вы — человек деликатный, неконфликтный… А что вы думаете о такой личности, как Артемий Троицкий? В отличие от вас он активно пиарит себя, не скупится на шокирующие заявления, ругает почем зря звезд рок-н-ролла…

— Мы с Артемом давно знакомы. Общаемся редко, у него своя жизнь, у меня — своя. Он идет тем путем, который для себя избрал давно. У него это довольно удачно получается. Какое у меня к этому отношение? А нет никакого особого отношения. Он делает то, что считает нужным, я делаю это по-другому, кто-то еще делает иначе… Никакого негатива по отношению в Артему у меня нет. Не так давно я общался с Володей Шахриным, когда группа "ЧайФ" была на гастролях в Питере, и тот сказал: "Вот Артем Троицкий говорит, что теперь не время для рок-героев… И я с Троицким чаще не соглашаюсь, чем соглашаюсь". Отчасти мое отношение к Троицкому такое же: я могу не соглашаться с тем, что он пишет, но он имеет абсолютное право на свое мнение, и свое дело он делает убедительно.

Lenizdat.ru: Как вы относитесь к радиодеятельности Троицкого?

— Радио я сейчас слушаю редко. Один раз послушал программу Артема, и она мне не понравилась.

Lenizdat.ru: Чем именно?

— В той программе, на которую я попал, он говорил немножко "через губу". Небрежно по отношению к тем, о ком шла речь, к их музыке. И соответственно, к тем, кто слушает — это ведь все взаимосвязано. Хотя, возможно, я просто не на ту программу наткнулся.

Lenizdat.ru: Что вы думаете об авторской программе Бориса Гребенщикова на радио?

— Это один тип программы, который вполне может существовать. Я же всегда предпочитал другой тип программы, где было больше диалогов с музыкантами в студии. Борис делает все хорошо, но, конечно, это нельзя считать рок-журналистикой.

Lenizdat.ru: Должен ли журналист дружить со своими героями? Есть ли у вас друзья и враги среди музыкантов?

— Есть друзья, есть хорошие знакомые. Врагов вроде нет, хотя одно время были. Когда мы были молоды…

Продолжаю встречаться и общаться с Борисом Гребенщиковым, и это общение хотя и нечастое, но приятное. Мои друзья — действующие музыканты, всегда в разъездах. Бывает приятно общение с Юрой Шевчуком. Не то что мы друзья, но в хороших отношениях. Могу назвать многих музыкантов, с которыми у меня теплые отношения. Пройдя школу старого рок-клуба, все мы как-то породнились. Как пел Гребенщиков: "Локоть к локтю, кирпич в стене…"

Lenizdat.ru: Артемий Троицкий любит говорить, кого из музыкантов он открыл, заметил, поддержал… А кого вы открыли?

— Есть в нашем городе такая певица Элла Толмачева. Она сама из Саратова. Мне она очень понравилась, я привел ее на радио, попросил записать ее песни. Она не звезда, не знаю, будет ли она какой-то крупной величиной, но я ей желаю самого доброго.

Когда я работал на радио, многие из ныне известных групп у меня в передаче звучали впервые. Так было с группой "Король и Шут", которая тогда даже по-другому называлась — "Король шутов". Как мог, я старался популяризировать замечательную группу Сергея Щуракова "Оркестр вермишель" ("Vermicelli Orchestra").

Lenizdat.ru: С какими изданиями и радиостанциями вы сейчас сотрудничаете?

— Мои материалы появляются в журнале Fuzz, в газете "Невское время", других журналах. Так получилось, что после двадцати лет работы на радио сейчас я взял паузу. Что будет дальше — сказать не могу. Был момент, когда работал сразу на двух станциях. Одна из них, "Открытый город", закрылась после смерти главного редактора. А с "России" мне пришлось по ряду причин уйти. Не знаю, удастся ли вернуться на радио: пока я просто не предпринимал таких шагов. А может быть, это мне уже не нужно…

Lenizdat.ru: На встрече в книжном клубе "Буквоед на Восстания" представители издательства "Амфора" объявили, что в наступившем году появятся и другие ваши книги...

— Если все будет в порядке, чуть позже появятся "Записки старого рокера. Том 2", где тоже будут материалы разных лет: статьи, статейки, эссе, интервью и так далее. Материала собралось очень много. Я, собственно, и сейчас продолжаю писать про музыку, и не только про рок. Не знаю, что будет дальше, но на два тома материала точно наберется.

"Записки старого рокера" — это мой взгляд на рок-жизнь Ленинграда 80–90-х годов как журналиста. В дальнейшем я собираюсь написать книгу, где будут моменты моего отношения как человека, "внедренного в процесс". Возможно переиздание и первого тома. Есть и другие идеи…