Медиановости

24 января 2008 16:41

Наступление регионов

Отшумела гостеприимная "Пресса-2008"… Участники выставки простились с ней до ноября следующего года. А для Оргкомитета выставки с окончанием "Прессы-2008" началась новая работа: нужно подводить итоги, делать выводы и… снова двигаться вперед, к новой, XVI "Прессе-2009".

О том, какой опыт вынесли для себя организаторы главного российского форума печатных СМИ из прошедшей выставки, чем она запомнилась медиасообществу, по какому пути движутся сейчас отечественные СМИ, - наш разговор сегодня с председателем Оргкомитета выставки "Пресса" Михаилом Ненашевым.

Михаил Федорович, что Вы можете назвать главным итогом работы выставки за 15 лет ее существования?

— Я думаю, что главный итог работы выставки за все ее существование состоит в том, что нам удалось создать своеобразную всероссийскую витрину, которая позволяет нам каждый год практически в полном объеме анализировать современное состояние периодической печати. В конце концов, что такое выставка? Это своеобразная витрина, зеркало. Она отражает реальное состояние периодической печати. Выставка "Пресса" – особенно вот эта, 15-я, очень показательна. Как итоговая, как юбилейная, она отразила главные особенности нашей современной российской периодической печати.

В чем эти особенности заключаются?

— В том, что весь центр тяжести нашей отечественной печати, прессы находится сегодня в регионах и муниципалитетах. Если представить себе современную модель отечественной прессы в виде пирамиды, то в основу ее ляжет вовсе не центральная, не федеральная печать. Сегодня в основании этой пирамиды находится региональная и муниципальная пресса — причем как по количеству названий, так и объему тиражей. Если раньше где-то 70% от всего объема тиражей принадлежало так называемой центральной печати, то сегодня, наоборот, 70% принадлежит прессе региональной и муниципальной. Она сегодня в центре внимания. И это преимущество местной региональной печати, ее дальнейшее наступление отразила юбилейная выставка "Пресса-2008".

Вы имеете в виду и количественное преимущество региональных стендов на выставке?

— Посмотрите. Основу юбилейной выставки составили коллективные объединенные стенды, причем стенды большие, весьма представительные –Башкортостан, Чеченская Республика, Новосибирск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и целый ряд других. То есть, это они теперь задают тон "Прессе" – коллективные региональные стенды. Это они занимают главное место на выставке. И, кстати, по количеству наименований газет и журналов – тоже. Мы в этом году по количеству экспонируемых изданий уже перешли рубеж в четыре тысячи. Из этих четырех тысяч газет и журналов, которые были представлены на "Прессе-2008", 80% — это региональная печать: городские, областные, районные газеты.

Михаил Федорович, а благодаря чему в последние годы наблюдается такое активное наступление региональных СМИ, которое так явно демонстрирует выставка "Пресса"?

— Региональные газеты и журналы не утратили самую главную связь – связь с читателем. Потому что вообще важнейшая особенность нашей печатной российской прессы состоит в том, что она читательская. В основе такой прессы лежит диалог с читателем, контакты с читателем, взаимодействие с читателем, обмен мнениями. Вот почему районная газета держится до сих пор? Потому что она до сих пор сохраняет этот диалог со своим читателем. Конечно, можно различные требования предъявлять к уровню творчества, к тематике, даже к мастерству, но этот диалог, этот разговор с читателем является главным стержнем каждой районной, каждой областной, каждой городской газеты.

Действительно, одна из главных проблем современной прессы – и об этом говорили на прошедшей юбилейной выставке – это проблема утраты доверия читателя…

— Вот у местной прессы и можно поучиться как оберегать это доверие. Местная пресса как раз сохраняет эти связи! Да, проблема утраты доверия читателя есть: Всеволод Богданов, председатель Союза журналистов России, говорил об этом на открытии выставки. Добавлю при этом, прежде-то всего утратила это доверие федеральная печать.

В чем же причина?

— В том, что она сменила хозяина. И неоднократно. Вот, кстати, мы анализировали недавно, как выглядит наша федеральная пресса в крупных регионах – на примере "Российской газеты". Смотрели такие крупные регионы, как Ростовская, Свердловская, Нижегородская области, Краснодарский край. Да, "Российская газета" выглядит там довольно представительно, но… Не соответственно ее рангу. Где-то 10-15 тысяч тираж у нее в этих регионах. А если посмотреть на те газеты, которые по тиражам занимают первый ряд, как, скажем, "Труд", "Известия", "Коммерсант" - там, в этих регионах, их всего по 2-3 тысячи приходится на все население каждого субъекта РФ. И это в лучшем случае. А так: 700-800, максимум – тысяча. То есть, в этом отношении наша федеральная печать в значительной мере утратила свое влияние в регионе.

А как же центральные газеты, которые выходят с местными вкладками? Они лучше себя чувствуют?

— Ну, газеты, работающие сегодня по сетевому принципу, - это уже далеко не центральные газеты с местными вкладками. Теперь это уже местные самостоятельные газеты. Теперь "Комсомольская правда" – уже не одна, которая в Москве выходит, а их, "Комсомольских правд", на всю страну сегодня уже где-то 72 штуки. "Московских комсомольцев" – где-то 65. То есть из местных вкладок они уже выросли в самостоятельные газеты. И, соответственно, их "прародительницы" перестали быть в полной мере федеральными газетами. Потому что теперь та же "Комсомольская правда" выходит сейчас просто как московский выпуск – наряду с другими своими выпусками в других российских регионах. Федеральной прессы в полном смысле этого слова сегодня фактически уже нет. От так называемых федеральных газет остался только громкий бренд, объединяющий десятки местных региональных изданий, в числе которых – московский "родоначальник".

Получается, что, собственно, тот же "МК" мог бы предстать на выставке на объединенном стенде – дружной семьей региональных "Московских комсомольцев"?

— Конечно. И сегодня структура нашей выставки "Пресса" выглядит как преобладание именно таких коллективных стендов. Одной газете – районной, городской, например, – трудно бывает в Москву приехать. И они едут, объединяясь с "земляками", от имени республик, от имени областей, краев, своих субъектов Федерации. И поэтому на 15-ой юбилейной "Прессе-2008" было как раз очень хорошо представлено большинство российских регионов, как мы уже с вами говорили. Тон выставке задавали региональные стенды, на каждом из которых было представлено в среднем где-то 40 газет и журналов. И этим-то как раз выставка "Пресса" сегодня интересна – тем, что она показывает нам в целом весь регион, все его особенности, его индивидуальность. Вот, например, Башкортостан. Уже много лет это самая многотиражная и многочисленная печать на выставке, самая представительная делегация.

А почему? Потому, что они сохранили тот самый диалог с читателем. И, самое главное, они сохранили главный механизм связи – у них сегодня самый высокий уровень подписки по стране. Ведь, например, в советское время показатель подписки был примерно 1850 газет и журналов на тысячу населения. Сейчас мы имеем по стране немногим более 100 экземпляров – на ту же тысячу человек. Сегодня в Башкортостане – 800, в Татарстане – 900, в Чувашии – где-то 700. В Москве – около 120. Мне объясняют: а у нас — все розница! Но ведь и розница не растет. В Москве-то, в центре, читающей публики в результате все меньше. А в провинции люди читают периодическую печать больше.

Михаил Федорович, однако, несмотря на такое объективное преобладание региональной прессы на отечественном рынке печатных СМИ, есть отдельные голоса, выражающие недовольство по поводу ее явного же преобладания на выставке "Пресса" и желание видеть как раз больше центральным газет с громкими названиями…

— Да, есть и такие мнения. Но их на самом деле немного. Потому что среди экспонентов превалирует все-таки другая точка зрения: что как раз больше нравится общаться с региональными изданиями.

Таких мнений как раз больше!

— Да, таких больше. Они говорят, что им куда интереснее знать, что делается в Чувашии – например, делегации из Башкортостана. А Новосибирску интересно знать, что делается в Красноярске. Не говоря уже о возможности познакомиться с ситуацией во многих других регионах страны.

Где же им еще встретиться, с другой стороны, в таком же широком составе?

— Конечно, Москва, выставка "Пресса" и является центром встреч. И здесь мы имеем дело с объективным положением вещей: большая часть экспонентов довольны широким участием региональных изданий в "Прессе" и даже хотят, чтобы с каждым годом их становилось больше. Такова нынешняя реальность. А как же иначе, если и по количеству названий, и по тиражам сейчас большая часть российского рынка печатной периодики принадлежит регионам? Естественно, и здесь их будет больше. И если порой мы слышим в отдельных откликах о "Прессе" некоторое пренебрежение по отношению к ее "региональному" характеру, то это, полагаю, происходит просто от незнания. И, возможно, из боязни соперничества. Региональная Пресса – сильный конкурент, очень жизнеспособный. И почему еще "Комсомольская правда", скажем, не участвует или "Российская газета"? Они слишком благополучные. Им это неинтересно. Им себя и рекламировать не надо, они это делают реально, там у себя, в регионах, за счет своих местных изданий.

Такие издания, кстати, и Знак отличия "Золотой фонд прессы" не стремятся получать…

— Да, а зачем им? Во-первых, неочевидно, что они его получат. Во-вторых, они считают для себя это неважным.

Как Вы считаете, куда же в итоге придет центральная пресса с такими настроениями?

— Центральная пресса, надо думать, пока что идет к очень серьезному кризису. Практически – к умиранию. Если уж мы затронули эту тему, то наше информационное пространство очень серьезно сегодня деформировано. И абсолютнейшую роль, главенствующую заняло телевидение, а пресса отошла полностью на последнее место. А с точки зрения аналитики: серьезного анализа экономики, политики, культуры, науки – никогда телевидение не может преобладать над прессой. Потому что серьезный анализ, выводы дает только печать. Их нельзя, извините, уловить на ток-шоу.

А нет никакой аналогии с развитием медиарынка в развитых странах, на Западе? Там СМИ тоже такой кризис переживали?

— У них таких перепадов нет. Это вообще очень интересно. Ведь объективные данные существуют. Мы зачастую говорим, что сначала радио, потом телевизор, теперь еще интернет – съели печать. Но вот вам интересная деталь. Есть данные прошлого года по ведущим странам мира, где особенно развиты интернет и техника в целом: Япония, Норвегия, Финляндия, Южная Корея. Они имеют показатель по объему периодической печати на тысячу населения – 800-900. Понимаете, печать там занимает первое место. Ничего там ее не съело. А ведь никто не станет спорить, что страны эти вполне "телевизионные", страны очень развитые. И, смотрите, Интернет ничего не съел!

Интересно, почему же так? Там направленность у прессы какая-то другая, что ли?

— Да, направленность другая. Пресса в этих странах очень дифференцирована, она направлена на определенную категорию людей. Скажем, в Японии тон задает корпоративная пресса – крупные корпорации. А для японцев корпорация – это семья. Верность семье, верность корпорации — для них это все. И соответственно, пресса тоже корпоративна. А во-вторых, тоже очень развит местный патриотизм. Неслучайно во многих этих странах федеральной прессы, центральной, общегосударственной, так сказать, – ее нет. Так что, возможно и мы движемся в этом направлении…

Мы вплотную подошли еще к одному вопросу о юбилейной 15-ой выставке "Пресса": что стало центральной темой обсуждения на выставке, какая проблема?

— Последние три года центральной профессиональной, содержательной проблемой выставки, в том числе, конечно, 15-ой юбилейной, остается качество прессы, ее творческое содержание. Мы уже с вами обрисовали это положение: наши отечественные СМИ, наша отечественная журналистика сегодня переживает кризис. С одной стороны, пресса, журналистика утратила во многих случаях свое лицо. И превратилась во что-то вроде рекламных материалов, утратила свой статус "читательской". Во многих случаях содержание сегодня такое: откровенный ширпотреб и пиар. Пиар, как мы можем наблюдать на многочисленных примерах нашей центральной прессы, погубил журналистику. Нет публицистики, нет серьезных аналитических материалов. Преобладает пиар.

И это опять бьет по читательскому доверию?

— Да, читать такую прессу становится все более неинтересно: много рекламы, много пиарных материалов, а настоящих журналистских качественных материалов все меньше и меньше. Возьмите ту же "Комсомолку" – она становится все менее интересной. Она все ближе движется по пути чистой информатики, облегченности материалов, заигрывания с читателями путем публикации в основном развлекательных материалов. Чисто популистская, мелкосенсационная газета, занимающаяся развязыванием разных сплетен и слухов. То есть, мигрирует по пути к газете "Жизнь", что совершенно не делает чести такой газете, как "Комсомольская правда". Это сегодня общая проблема качества прессы. Проблема утраты журналистской индивидуальности, когда она поглощается этим самым пиаром. И журналисты занимаются только имиджмейкерством, приглаживанием материалов. Конечно, такая пресса начинает терять читателя.

Видимо, не всем интересны светские сплетни…

— Просто такая пресса зачастую из-за своего пристрастия к ширпотребу не имеет позиции. И вся эта обезличенная пресса, где одна газета похожа на другую: а сколько дач у Киркорова или у Пугачевой, а насколько большие гонорары у нашей попсы и кто сколько получает за концерт, а какой такой муж у Королевой и прочее-прочее – это уже мало кого интересует, это уже настолько все надоело… Для людей серьезных, читающих это неинтересно. С этим тоже связано доверие – не только с политическим обликом газеты, но и с творческим ее содержанием, с тематической направленностью.

Каким образом можно справиться с этой проблемой, как выставка может помочь нашей прессе вернуть себе доверие читателя?

— Выставка предоставляет изданию все возможности для профессионального роста, для работы над повышением качества издания, его тематического содержания. Уже третий год в связи с проблемой качества современной отечественной периодической печати главным проектом выставки, над которым мы очень серьезно работаем, является наш проект по Знаку отличия "Золотой фонд прессы". В 2005 году начиналось с 300 участников, в этом году у нас в соискании Знака отличия участвуют почти 700 газет и журналов по всем семи тематическим направлениям. И, конечно, преобладает местная пресса.

Михаил Федорович, что можно сказать об отличии Знака "Золотой фонд прессы" от каких-либо других профессиональных наград?

— Ну, "Золотой фонд прессы" - это вообще уникальный проект. Потому что анализируют прессу и ее качество не Оргкомитет выставки и не какие-нибудь, скажем, маститые представители профессии. Мы пошли по другому пути. Заключили соглашение с Российской библиотечной ассоциацией и создали девять экспертных советов по всем темам. Это общественно-политическая пресса, это экономическая пресса, сельскохозяйственная и научная пресса, детско-юношеская пресса, это женские журналы и так далее. Анализируют качество этих материалов, решают, достойно ли издание высокого звания, настоящие грамотные специалисты - библиотекари. Это очень интересно.

И правда, ведь библиотекари – это, другими словами, профессиональные читатели. И библиотеки, пожалуй, главные потребители печатной прессы сегодня?

— Конечно, они и профессиональные читатели, и они по большей части все эти газеты у себя имеют! Но в этом году мы сделали еще один шаг – опять с целью борьбы за качественную прессу и за качественного читателя. Мы объявили конкурс на Знак отличия "Золотой фонд предпринимательства России". Мы обратились к нашим регионам, к нашим администрациям, к министерствам и департаментам по экономическому развитию областей и республик. И попросили их назвать нам тех предпринимателей из своих регионов, которые за свою высокую социальную ответственность достойны почетной, общественно значимой награды – как настоящий золотой фонд российского предпринимательства.

Значит, Знаки отличия "Золотой фонд прессы" и "Золотой фонд предпринимательства России" изначально взаимосвязаны?

— Одна из целей появления нового Знака отличия выставки "Пресса" – это соединение качественной прессы с качественным читателем: настоящим, активным, современным. Чтобы наша качественная пресса – "Золотой фонд прессы" – пошла на взаимодействие, на содружество вот с этими предпринимателями, в сущности, с теми, кто сегодня действительно занимается созиданием. А речь-то в основе идет о том, чтобы поддержать в России мелкого и среднего предпринимателя. Надо ведь сразу сказать, что репутация сегодня у мелкого и среднего предпринимателя у нас в стране неважная. Они работают над созданием новых предприятий, новых рабочих мест, поднимают отрасли… А как думает о предпринимателях большинство населения? Рвач, хапуга, спекулянт. А мы впервые громко заявили на "Прессе-2008", что сегодня многие российские предприниматели достойны самого высокого признания как представители социально ответственного бизнеса.

И как этот проект был воспринят?

— Вы знаете, с небывалым энтузиазмом! Очень хорошо откликнулась та же Тверь, Чечня, Алтай, Адыгея, Башкортостан, и все нам назвали своих предпринимателей, действительно достойных самого широкого общественного признания. Около 300 человек приехали сюда! Потому что они поддержали инициативу, потому что речь идет о предпринимателях, активно участвующих в решении социальных задач. Они занимаются не только прибылью, не только утверждают свое дело, но они оказывают серьезную культурную, социальную помощь непосредственно в своих городах и районах, скажем, принимают участие в меценатстве, в общественно-полезных делах, в культуре, в образовании, в здравоохранении. Такая инициатива очень важна. Малые и средние предприниматели – это не олигархи, и они не могут построить целое предприятие. Но они могут отремонтировать школу, детское учреждение, они могут посадить парк, помочь в издании полезной книги, полезной газеты. Конечно, нужно распространять эти принципы социально ответственного бизнеса на федеральном, региональном уровне.

А как сами предприниматели к этому отнеслись?

— Да, что еще интересно! Оказалось, никогда к предпринимателям никто не обращался, чтоб вот так признать их заслуги. Они нас невероятно благодарили, что Оргкомитет выставки обратился к ним, пригласил их к себе. Мы, честно говоря, даже не ожидали такого отклика! Еще такого не было, чтобы мы пригласили около 300 человек, и чтобы столько же и приехало! Мы четыре часа только вручали им эти звания. На самом деле, тут есть о чем задуматься. К сожалению, средний и малый бизнес не избалованы у нас доброжелательным отношением прессы к себе. Потому что у нас в стране он вообще пока что сильно задавлен. Если в европейских странах малый и средний бизнес достигает в среднем до 60-80% в общем экономическом объеме, в общем товарообороте, то у нас ведь 10-15% всего. У нас он где-то только в зачатии. И привлечение этой очень интересной социальной группы людей, их взаимодействие с прессой – мы считаем, что это очень важная заслуга юбилейной выставки "Пресса-2008". Поэтому мы сейчас размышляем над тем, каким образом наладить взаимодействие двух "золотых фондов" – прессы и предпринимательства. И мы будем теперь над этим работать.

Можно сказать, что на юбилейной выставки уже произошло определенное взаимодействие прессы и бизнеса?

— А мы это и сделали. Мы пригласили предпринимателей в зал, и одновременно пригласили журналистов, и перед ними выступали главные редакторы, общественные деятели. То есть попытались наладить этот контакт уже при вручении Знака отличия "Золотой фонд предпринимательства России". И, кстати, на совместных мероприятиях, организованных участниками "Прессы" для представителей бизнеса, предприниматели очень активно работали. На самом деле, конструктивного общения друг с другом сегодня ведь не хватает ни тем, ни другим.

Кстати, что касается профессиональной программы выставки. В этом году у нее тоже были какие-то яркие, "юбилейные" отличия?

— Юбилейная выставка отличалась тем, что мы постарались выполнить не раз звучавшую просьбу экспонентов больше времени и внимания уделить профессиональному обмену мнениями. И поэтому в этот раз из четырех полнокровных рабочих дней три дня мы сделали строго профессиональными, и только субботу мы сделали абсолютно открытой и свободной для встречи прессы с читателями. И, конечно, программа выставки была чрезвычайна насыщена! Были огромные серии мероприятий по обсуждению самых различных тем и обмену мнений по профессиональным проблемам. Десятки круглых столов, конференций, интервью, индивидуальных встреч. Тем более, это совпало с кануном парламентских выборов. Был очень большой интерес. И много, очень много было полезных встреч для представителей региональной прессы. Конечно, им "Пресса" еще этим особенно интересна.

Как мне известно, некоторые участники теперь, наоборот, просят, чтобы больше времени уделялось общению с читателями.

— Да, теперь вот другая крайность! Теперь нужны читатели. Правда, когда основными посетителями выставки были читатели, нам жаловались постоянно, что со стендов всю Прессу растаскивают. И еще нам говорили: ну, а что читатели, наш-то читатель – на 90% в регионах, наш-то читатель не здесь, а там, у себя непосредственно. Поэтому где-то надо искать баланс интересов. Я думаю, что мы будем размышлять над этим. Все-таки читателя забывать не надо, потому что без читателя пресса смысла не имеет. Все-таки главный хозяин прессы – это читатель.

И все-таки заметно было, что профессиональный уклон импонирует многим участникам. Сейчас, подводя итоги "Прессы-2008", многие участники говорят, что им понравилось спокойное профессиональное общение, как раз им очень мешали стенды, которые очень громко о себе заявляли, устраивали у себя парады, концерты…

— Да-да! Но все-таки не надо забывать, что выставка – это, с другой стороны, всегда по определению еще и ярмарка. А ярмарка – это всегда презентации, это всегда барабаны, пляски, песни и все прочее-прочее.

Так может, наше медиасообщество еще не совсем готово к тому, чтобы на выставке именно работать? Или, может, действительно нужно поделить "Прессу" на зоны "рабочую" и для общения, что частично было проделано на 15-ой Юбилейной?

— Я-то думаю, что нам теперь, когда "Пресса-2008" минула в прошлое, нужно сесть за стол и серьезно поговорить, как управлять этим процессом. Мы много раз замахивались на что-то подобное – отделить презентации от работы, но это очень сложно, очень. Притяжение Москвы все-таки настолько велико, и те затраты, которые делают "на Москву" газета, журнал, даже в целом регион, куда легче скомпенсировать, оправдать, если вот так громко, красочно о себе заявлять. Это очень сложный вопрос. Он и сейчас не снят. Мы еще будем над этим думать. Ведь выставка и презентационные задачи должна выполнять.

Раз мы заговорили о презентационных задачах "Прессы", какую функцию призваны выполнять Почетные гости выставки? Этот статус появился на выставке три года назад: что он собой символизирует?

— Почетный гость "Прессы", с одной стороны, - это тот, кто отражает наиболее благоприятное состояние, являет собой пример наибольшего развития, то есть, может служить примером для подражания. С другой стороны, это может быть такой незаурядный участник выставки, который несет в себе что-то тематически острое… И еще статус Почетного гостя – это, конечно, знак признания. У нас первый Почетный гость была, как вы знаете, Беларусь – у нас с ними к тому году образовались необычайно крепкие связи. Потом был Башкортостан, потому что он был наиболее объемно представлен у нас как регион, где наиболее благоприятно и масштабно развивается Пресса. А в этом году Почетным государственным гостем стала Чеченская Республика – потому что в определенном смысле она нуждается в представлении, так сказать, всему медиасообществу, ведь там идет процесс становления, возрождения. И этот регион нуждается в возрождении связей, в более полном вхождении в информационное пространство России.

А в новом году, на "Прессу-2009", кажется, планируется пригласить в качестве Почетного гостя Германию?

— Да, такие намерения есть. Ведь вы сами сегодня поставили вопрос: а как идет развитие масс-медиа на Западе? Вот, как раз можно будет реально посмотреть, как у них поставлено дело с периодической печатью. Германия – очень традиционная страна, и она, действительно, может служить показательным примером "западного пути" развития СМИ. Если на "Прессе-2009" появится их стенд – это будет очень интересно, конечно. Тогда мы можем через призму современной культуры, современной структуры, тематической, творческой направленности прессы, показать, да и посмотреть, куда они идут.

Да, с опытом таких коллег будет очень интересно познакомиться!

— Конечно! В конце концов, главная ценность выставки "Пресса" в том, что она каждый раз рождает какие-то новые проекты. Будет выставка "Пресса-2009" — будут и новые проекты! А значит – и новый этап в развитии медиаиндустрии России.