Медиановости

29 января 2008 12:43

Геннадий Смирнов: "Телевидение — это вещь, которую нужно уметь использовать"

Геннадий Смирнов:

Петербургские телезрители знают Геннадия Смирнова прежде всего как ведущего программы "Питер: инструкция по применению" на телеканале ТНТ. Киноаудитории он известен по своим работам в фильмах Дуни Смирновой "Связь" и Андрея Кончаловского "Глянец". О том, каково это — работать на глянцевом телеканале и сниматься в глянцевом кино, шла речь на очередной встрече из цикла "Нетелевизионные беседы", проведенной в понедельник, 28 января, газетой Gaudeamus совместно с Петербургским образовательным центром.

В самом начале встречи по просьбе Lenizdat.ru Геннадий Смирнов рассказал о том, как он стал телеведущим:

— Многие думают, что на телевидение можно попасть только определенными способами: быть чьим-то родственником, с кем-то спать или кому-то платить. Но я не сын Константина Эрнста и не любовник Анфисы Чеховой. Возможно, на какие-то музыкально-развлекательные телеканалы люди попадают именно вышеупомянутыми способами. Но я знаю массу примеров, когда профессиональные ведущие всего добивались сами. Я в их числе.

По словам Геннадия Смирнова, о карьере телеведущего он абсолютно не мечтал. Приехав в Петербург из Вологды, он поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Служил в двух театрах — Балтийском доме и Комиссаржевке. Как любой питерский актер, снимался в многочисленных сериалах про милицию… Как-то ему позвонила генеральный продюсер Пятого канала Александра Матвеева и спросила, хочет ли он быть телеведущим. Недолго думая, Геннадий согласился. Так он стал вести сначала игру-викторину "Пять в линию", потом юмористическую программу "Не вовремя". Эту скетч-программу Смирнов придумал вместе с актерами Александром Лушиным, Александром Баргманом, Евгением Ивановым и режиссером Василием Сазоновым, пришедшим на Пятерку с канала СТО.

— Сейчас наши шутки активно используют на канале ТНТ в программе "Шоу-ньюз". Меня это не обижает, так как в свое время мы подписали с Пятым каналом контракт, по которому отказались от своих авторских прав. Такое сплошь и рядом практикуют в России, а на Западе, к примеру, мы бы до пенсии получали свои роялти — компенсации за использование авторских прав, — рассказал телеведущий.

Позднее вместе с Яной Ермолаевой Геннадий Смирнов работал в программе "Утро". Он поделился своими впечатлениями о работе в прямом эфире:

— Прямой эфир держит в тонусе. Что бы ты ни сделал — это увидят все. По большому счету единственное, что меня там напрягало, — необходимость вставать в пять утра. На нашей программе часто бывали интересные гости, каждый со своими особенностями. Например, Боря Моисеев, которого я нечаянно напугал блендером во время приготовления коктейля. Пародист Максим Галкин удивил количеством охранников вокруг себя. Певец Авраам Руссо запомнился как самый умопомрачительный идиот — он не мог ответить ни на один вопрос, только сыпал фразами из заученного текста.

На вопрос одного из журналистов о том, нравится ли ему "работать в телевизоре", Геннадий Смирнов ответил так:

— Очень приятный момент — гаишники не штрафуют. Это мне, как заядлому автолюбителю, весьма на пользу. К тому же меня часто узнают женщины, правда, это почему-то либо девушки до 25, либо тетеньки после 40. Но есть и другая сторона медали: о публичном человеке могут быть самые разные мнения. Кому-то я, например, активно не нравлюсь. Например, на форуме программы "Питер: инструкция по применению" написали: "Что это за ведущий, который вот-вот из-за своей тумбы выпрыгнет?" Конечно, есть старый принцип: не нравится — не смотри. Но я же понимаю: профессионал не может себе этого позволить. Суть телевидения в том, чтобы понравиться как можно большему количеству человек.

Помимо работы ведущим, Геннадий как истинный трудоголик порой подписывается на различные авантюры, которые не очень-то хорошо оплачиваются. Например, озвучивает латиноамериканские сериалы. По его словам, порой это превращается в тяжкий труд, особенно когда приходится одновременно озвучивать нескольких героев в одной сцене, например, сына, папу и дедушку. А в сериале "Пленница", который идет на канале "Домашний", Смирнов говорит голосами вообще всех мужских персонажей. Работая над этим проектом, он озвучивал по пять-шесть серий за смену.

Собравшихся журналистов интересовало, почему в нашем городе появилась программа "Питер: инструкция по применению" и как Смирнов стал ее ведущим. Геннадий пояснил, что "Инструкция по применению" — весьма успешный формат телеканала ТНТ, появившийся в эфире в 2003 году. Изначально "Инструкция" задумывалась как программа исключительно для столичных зрителей, но интерес региональной аудитории способствовал появлению программы в других городах. Петербург, кстати, изрядно в этом плане отстал и стал лишь 45-м российским городом, выпускающим собственную "Инструкцию".

Чтобы стать ведущим питерской "Инструкции", Геннадий Смирнов выдержал большой кастинг, о котором узнал в самый последний момент. Но телеведущий уверен: все происходит в свое время в зависимости от того, насколько ты внутренне к этому готов. Сегодня рейтинг программы "Питер: инструкция по применению" достаточно высок, а зрительская аудитория составляет порядка 300 тысяч человек.

По словам Смирнова, всех девушек-ведущих для "Инструкции" отбирают строго по профессиональным качествам. Единственное ограничение — по возрасту, так как дежурными по рубрике не могут быть профессиональные ведущие за 30.

— Я сначала боялся, что приду на программу, а там — молодые девчонки, которые только и могут, что ходить по ночным клубам. Но они оказались очень ответственными и способными ведущими, — прокомментировал Геннадий.

На вопрос Lenizdat.ru о том, почему на современном телевидении столько глянца, Геннадий Смирнов ответил так:

— Телевидение — это вещь, которую нужно уметь использовать. Федеральные каналы, по моему наблюдению, выполняют две основные функции: пропагандистскую и развлекательную. Каждый канал создает свою картину мира, и этим занимаются настоящие профессионалы. Не надо думать, что они не знают реальной жизни. Для генеральных продюсеров "главных кнопок" не является секретом тот факт, что за пределами Москвы и Питера большинство людей живут очень бедно. Поэтому и создается такое количество глянца и гламура, чтобы у людей было ощущение стабильности, вера в то, что у них тоже все будет хорошо. Чтобы увести от реальности, людям показывают мыльные оперы, ток-шоу, юмористические программы, и рейтинги таких программ достаточно высоки.

От глянцевого телевидения тема беседы плавно перешла к глянцевому кино, к которому Геннадий Смирнов имеет самое непосредственное отношение. Так, одной из его последних работ в кино стала роль в фильме Андрея Кончаловского, который, собственно, так и называется — "Глянец". В этой картине Смирнов сыграл Петю — ушлого поставщика девушек для олигархов. Прототипом героя стал реальный человек — модельный продюсер Петр Листерман, известный под прозвищем Очкарик.

— Я глубоко убежден: чтобы добиться хорошего результата, нужно заниматься чем-то одним. Поэтому во время работы над ролью продавца "лохматого" золота я забросил остальные проекты. Я приехал в Москву, и каждый вечер сидел в своей гостинице, разучивая текст и поглощая пиво с чипсами. Последнее делалось для того, чтобы у моего Пети были гадкая рожа и обвисший животик. Не надо думать, что режиссер что-то преувеличил, показывая этого Петю и его девочек. Напротив, фильм Кончаловского — это прекрасный, светлый мир по сравнению с реальностью. Господин Листерман помог мне в эту реальность окунуться. Чтобы вжиться в роль, я ходил с ним по московским клубам и общался с девушками, которые приехали из провинции для того, чтобы с Петиной помощью продать себя в рабство, — рассказал Геннадий Смирнов.

О фильме "Глянец" написали немало критических статей. Смирнов заметил: самая главная претензия к фильму — в том, что ни одна история не доведена до конца. Но, по мнению телеведущего, глупо упрекать Андрея Кончаловского в незнании истории мирового кинематографа. Его "Глянец" — это такая же нелинейная драматургия, как, например, "Сладкая жизнь" Феллини, где через обрывки историй героев показан разрез всего итальянского общества.

— В нашей стране клан Михалковых-Кончаловских, мягко говоря, недолюбливают. Завидуют, наверное. У меня складывается такое ощущение, что многие рецензии на их картины пишутся еще до выхода фильмов на экран. Порой это напоминает то, как маньяк жестоко разделывает свою жертву еще до ее убийства, — прокомментировал Геннадий Смирнов.

Вообще Смирнов отметил низкий уровень современной российской кинокритики. Он привел высказывание телеведущего канала "Культура" Александра Архангельского, который отметил, что сейчас пишут не о фильмах, а об обстоятельствах, при которых их снимали: кто муж ведущей актрисы, каков бюджет картины, кто пришел на премьеру и так далее. По словам Смирнова, это мнение также поддерживает его однофамилица — телеведущая и сценарист Дуня Смирнова. Так, после выхода на экран фильма "Связь" она просмотрела около 70 рецензий на свою картину, и только в четырех не нашла упоминания о Татьяне Толстой. Хотя, казалось бы, при чем тут соведущая Смирновой по программе "Школа злословия", не принимавшая в фильме никакого участия?

— Единственный кинокритик, статьи которого я читаю с удовольствием, — это Юрий Гладильщиков из журнала "Русский Newsweek". Наши взгляды во многом совпадают. О фильме "Глянец" он, например, написал так: этот фильм не разоблачает гламур, он представляет собой аллегорию современной России. Интересно, что уже после опубликования статьи Гладильщикова сам Кончаловский в интервью сказал о том, что его "Глянец" — это метафора сегодняшней России. В нашем обществе разрыв между богатыми и бедными вырос в десятки раз, но и внизу, среди нищих, и наверху, среди миллионеров, процветают хамство, злоба, зависть и пьянство. Деньги не сделали людей лучше — в этом основная идея "Глянца", — отметил Геннадий Смирнов.

Зоя Дыдынская