Мнения
/ Интервью

1 февраля 2008 18:51

Вадим Дынин: "У нас платит тот, кто заинтересован в развитии информации"

В принципе журналисты везде сталкиваются с одной и той же работой. Однако региональные особенности все равно накладывают свой отпечаток. О специфике деятельности коллег в Уральском федеральном округе корреспонденту Lenizdat.ru рассказал генеральный директор УралИнформБюро Вадим Дынин.

Lenizdat.ru: Какое влияние оказывает регион на развитие средств массовой информации?

В.Дынин: Когда в стране были образованы федеральные округа, возник импульс для формирования единого информационного пространства в УрФО. Это один из самых крупных, экономически интересных округов, в который входят шесть субъектов РФ. Так, например, Ямал — газовая кладовая, Югра — нефтяная, Тюменская область — переходный аграрно-нефтяной сектор, есть две металлургических области — Свердловская и Челябинская, а также аграрная Курганская область. С точки зрения экономического потенциала федеральных округов, подобных Уральскому, нет. Экономические факторы существенно влияют на развитие средств массовой информации, на их качественно-количественный состав. Так, к примеру, в Свердловской области насчитывается десять действующих информационных агентств, при этом мы не берем во внимание региональные филиалы ИТАР–ТАСС, "Интерфакс", РИА "Новости". Можно только представить, какая конкурентная борьба разворачивается между информагентствами.

Очень серьезный импульс развития получили СМИ в ХМАО (Ханты-Мансийский автономный округ), в Тюменской области. Челябинская и Курганская области, а также Ямал выделяются не в лучшую сторону, но я думаю, что это только вопрос времени.

Lenizdat.ru: Как создавалось агентство "УралИнформБюро"?

В.Дынин: Мы рождались в октябре 2000 года. Наша штаб-квартира находится в Екатеринбурге. Каждодневный объем информации, перевариваемой нашим агентством, огромен: только на ленте у нас выходит порядка 60–70 новостей в день. В последнее время мы умышленно стали обрезать ленту, несмотря на то, что информации становится все больше и больше.

На мой взгляд, сегодня многое определяет рынок. Мы работаем для широкого круга пользователей. В этом наша сила. Можно сказать, что мы занимаемся пиаром в интересах наших деловых партнеров, которыми являются крупные промышленные предприятия, администрации субъектов Федерации, входящих в УрФО. Наши заказчики осознали, что агентство — это самый надежный проводник информации. На сегодняшний день наш бюджет на 90% сформирован за счет договоров об информационном обеспечении. Наши партнеры — это Магнитогорский металлургический комбинат, Свердловская железная дорога, Уралсвязьинформ, администрация Тюменской области, ХМАО и т. д. Мы работаем с теми, кто известен не только в нашем федеральном округе, но и за его пределами.

Опыт показывает: для того, чтобы быть инвестиционно привлекательным, нужно быть инвестиционно открытым. Количество наших информационных партнеров растет год от года. Это показатель развития бизнеса. Так, к примеру, на Урале сегодня активно обсуждается мегапроект "Урал промышленный — Урал Полярный". Он уже получил федеральную поддержку. Это один из ключевых проектов, которые на многие годы обеспечит стабильность. Мы будем работать с этим проектом, мы будем его продвигать, освещать его реализацию.

Если газета зависит от того, купят читатели новый номер издания или нет, то информационные агентства независимы в этом плане. У нас платит тот, кто заинтересован в развитии информации. В данном случае я могу сказать, что мы четвертая, обслуживающая власть.

Перепечатка пресс-релизов у нас занимает лишь 1/4 часть нашего информационного пространства. 3/4 же информации — это новости, помогающие сформировать представление о том, что происходит в УрФО. Мы жестко фильтруем так называемую "желтую" информацию. Нам интересен какой-то скандал, только как имущественный конфликт. К примеру, у нас есть информация о том, что какой-то чиновник в ХМАО попался на взятке. Несмотря на то что у нас есть договор об информационном обеспечении деятельности администрации Ханты-Мансийского автономного округа, мы напишем об этом событии. Самое интересное, что в этой позиции с нами солидарна и сама власть округа.

Lenizdat.ru: Редкое взаимопонимание властных структур и СМИ…

В.Дынин: Такая позиция есть у Югры, Тюмени, у Ямала, в Свердловской области. Сложнее дело обстоит в Челябинской и Курганской областях. Показательно, что за последнее время именно в Челябинской области два вице-губернатора попали во внимание правоохранительных служб.

То, как будут строиться отношения с прессой, зависит от позиции местной власти. Понятно, что власть по определению коррупционна. Сегодня на самом верху есть примеры борьбы с этим явлением. Например, когда замминистра финансов схватили за руку. Пресса должна реагировать на это.

УралИнформБюро работает более семи лет. Интересно, что за это время мы ни разу не были в суде. На нас не разу не подали иск в защиту чести, достоинства и деловой репутации. Это потому, что есть закон "О СМИ", который мы соблюдаем.

Lenizdat.ru: Практика показывает, что не всех закон "О СМИ" уберег от судебных исков.

В.Дынин: Да, бывает, нам звонят. Были и угрозы, и конфликты. Но в результате никто из обиженных на публикацию не пошел в суд. Почему? Потому что в любом сложном деле мы опираемся на факты. Когда мы пишем что-то скандальное, то мы всегда имеем документальные подтверждения, доказательства нашей правоты. Совсем другой вопрос, вопрос журналистского мастерства, как написать, что человек — вор, чтобы все читатели это поняли, но при этом не было бы оснований привлечь нас к судебной ответственности. Важно дать такую фактуру, чтобы читатель понял: "ага, чиновник-то — ворюга". Эзопов язык, на мой взгляд, несправедливо забыт.

Нам работать сложнее, чем некоторым нашим коллегам, так как мы зарегистрированы как средство массовой информации. Когда мы еще создавались, мы поставили перед собой задачу — действовать в рамках закона. Эпидемия, поразившая многие интернет-ресурсы, не миновала и Свердловскую область. Некоторые наши конкуренты, опьянев от свободы, которую дает интернет-журналистика, решили, что могут писать совершенно все, не обращая внимания на профессиональную этику и закон. Писали, естественно, не просто так, писали за деньги. С годами их манера работы не изменилась, но об этом уже знает власть, знает бизнес, знают читатели. Властные структуры понимают, кто есть кто на медиаполе. Время, когда можно было оклеветать за деньги, прошло. Никто такие статьи уже не будет заказывать. В свое время Свердловская область просто гремела историями, связанными с переделом бизнеса, рейдерскими захватами. Понятно, что и СМИ заработали на этих историях. Сейчас ситуация иная.

У нас политическая составляющая в бюджете УралИнформБюро в 2007 году была 2%. 8% отводилось баннерной рекламе. А 90% составили договора по экономической линии. При этом не стоит забывать, что 2007 год был богат на политические события. Мы, по сути, не занимаемся выборами, они нам малоинтересны. Мы даем простые информационные сообщения, в которых нет призывов голосовать за какого-то кандидата. Мы работаем со всеми партиями. В этом плане нам легко. Партии вынуждены создавать достойные информационные поводы, чтобы СМИ на них обратили внимание. Посадка березок в парке навряд ли кого-то заинтересует. Какой-то политической заказухи у нас нет. Мы ни к кому не привязаны политически.

У нас есть имидж, который мы бережем. Когда мы говорим, что сотрудничаем с правительствами областей, это значит, что мы выиграли в конкурсе на информационное обеспечение. Сегодня все научились считать деньги за информационный пиар. Рыночные законы заставляют заниматься качественной журналистикой в рамках закона. Если ты не нашел свою аудиторию, не нашел своих информационных партнеров, то это говорит о том, что банкротство не за горами. Мы сейчас вышли на такую ступень развития, когда не мы ходим за клиентом, а клиент охотится за нами.

 

Lenizdat.ru: Какова посещаемость ресурса "УралИнформБюро"?

В.Дынин: В среднем в рабочие дни посещаемость составляет около 5 тысяч человек. По нашей статистике, люди просматривают в среднем 4 новости. В сутки набирается 20 тыс. кликов по разным страницам. Для сравнения скажу, что в конце 2005 года у нас было всего порядка 2,5 тысяч оригинальных посетителей. За два года мы смогли увеличить нашу аудиторию в два раза. Данные этой статистики говорят не только о возросшем интересе к УрФО, но и о качестве нашей работы. Поэтому, как бы порой ни хотелось написать что-то жареное, мы понимаем, что в сковородку информагентство превращать нельзя. Как только к нам начнут ходить любители "клубнички", от нас тут же отвернутся серьезные партнеры.

Нас обыватель практически не читает, за исключением тех случаев, когда новость попадает в топы Яндекса. Наш читатель специализированный. Около 30% нашей аудитории — это постоянные посетители, наше ядро, 20% — это те, кто имеет представление об УралИнформБюро, но не заходят к нам на страницы каждый день. Половина же посещений — это случайные пользователи, которые попали к нам через поисковую систему. Из их числа со временем пополняется наше ядро.

Lenizdat.ru: В Петербурге руководители многих средств массовой информации жалуются на нехватку квалифицированных кадров. Как дело обстоит в Свердловской области?

В.Дынин: Общаясь с коллегами из других регионов, я пришел к выводу, что катастрофически не хватает журналистов для того количества СМИ, которое мы сейчас имеем. Есть работники средств массовой информации, но нет журналистов. И это несмотря на то, что в Екатеринбурге есть факультет журналистики. Понятно, что рост бизнеса в регионе подразумевает, что нужны сотрудники пресс-служб, пиар-служб. А именно на эти должности претендуют выпускники журфака.

В результате мы пришли к серьезному кадровому голоду в УрФО. По этой причине сегодня мы вынуждены стать тем ПТУ, той кузницей кадров, где учатся наши сотрудники. Практически каждого нашего корреспондента мы в течение двух-трех лет выводим на тот уровень, когда можно сказать, что он начинает отвечать нашим профессиональным стандартам. Его профессиональный рост сказывается на его капитализации как сотрудника СМИ. Благодаря хорошему уровню зарплаты, в нашем агентстве практически нет той текучки кадров, на которую жалуются некоторые мои коллеги. Зато нас коснулась проблема демографического взрыва, когда четверть коллектива на рубеже 2006/2007 годов ушла в декретный отпуск. К концу 2007 года мы только вышли из этого кадрового пике: набрали, обучили новых корреспондентов.

Lenizdat.ru: Насколько политически ангажированы средства массовой информации в УрФО?

В.Дынин: У нас есть четкое понимание того, какие СМИ входят в пул мэра, какие губернаторские СМИ, финансируемые из областного бюджета. В меньшей степени стало СМИ финансово-промышленных групп. Оставшиеся информационные агентства, издания нельзя назвать независимыми. На мой взгляд, вообще нет независимых средств массовой информации, есть рыночные. Мы относим себя именно к этой группе.

Никто не рассылает по СМИ "указиловку". Какие-то подгрузы для нас нонсенс. Возможно, это реально в Курганской области, где средства массовой информации "построены" определенными структурами. У нас же такого нет. Надо отдать должное Эдуарду Росселю, губернатору Свердловской области, который на определенном этапе многое сделал для развития СМИ. К примеру, появилась практика, когда раз в месяц собираются журналисты всевозможных СМИ на пресс-конференцию с главой области. Эта модель поведения чиновника с прессой дает положительные результаты. В итоге нас заставляет работать конкуренция, а не указы сверху.