Полезное
/ Теория и практика

7 февраля 2008 17:44

Первый отчет о результатах мониторинга СМИ в рамках Президентских выборов 2-го марта (10 января – 1 февраля)

Центр экстремальной журналистики (ЦЭЖ), информационно-аналитическая организация Союза Журналистов России, проводит систематический мониторинг освещения средствами массовой информации тематики выборов президента Российской Федерации. Проводя этот проект, ЦЭЖ пытается  оценить, насколько СМИ предоставляют зрителям объективное и сбалансированное освещение участников избирательной кампании и их политических платформ, и таким образом насколько граждане России могут сделать сознательный выбор во время голосования.  Результаты мониторинга получены при помощи точной и детальной методологии, которая уже использовалась ЦЭЖ в предыдущих проектах по мониторингу СМИ, последним из которых были выборы в Государственную Думу Российской Федерации. Результаты проекта не призваны поддерживать каких-либо кандидатов или политические партию, а публикуются для оценки общей ситуации в сфере СМИ  во время избирательной кампании.

Мониторинг ЦЭЖ освещения СМИ на выборах в Государственную Думу показал, что тревожные тенденции в освещении основными российскими СМИ политических партий, действующего президента и правительства были не результатом кратковременных искажений, но действительно продолжительными тенденциями в российских СМИ. Эти тенденции включают неспособность СМИ предоставить оппозиции какое-либо значимое количество эфирного времени,  или иной возможности для того, чтобы оспорить политические мнения действующей власти. Предвзятое освещение выборов СМИ засвидетельствовало, что в России отсутствуют сильные и независимые электронные СМИ, способные предоставлять объективную и сбалансированную информацию гражданам, чтобы те могли сделать  сознательный выбор при голосовании.

Начиная с 10 января, ЦЭЖ проводит мониторинг освещения СМИ всех потенциальных кандидатов в президенты, а также действующего президента, используя методики количественного и качественного анализа. Количественный анализ определяет общее время, которое  было отведено политическим и предвыборным событиям на трех государственных и двух частных телеканалах. Качественный анализ оценивает, насколько информация о кандидатах и о президенте Путине  была позитивной, нейтральной или негативной. Эксперты ЦЭЖ также обратят внимание на то, будут или не  будут продолжаться те негативные тенденции, выявленные на предыдущих выборах: отсутствие равномерного освещения государственными и частными СМИ, и нехватка альтернативных источников мнений.

Перед вами первый отчёт, изданный ЦЭЖ по ходу президентских выборов.

Основные выводы

На всех каналах анализируемых ЦЭЖ, Дмитрий Медведев, преемник назначенный Путиным, получает больше эфирного времени, чем действующий президент.

Из пяти каналов, анализируемых центром, четыре предоставили Медведеву около пятидесяти процентов новостного времени в прайм-тайм.

Рен ТВ был единственным каналом, который иначе освещал избирательную кампанию, предоставив большую часть эфирного времени Михаилу Касьянову.

Тональность освещения Первого канала, России и НТВ по отношению к Дмитрию Медведеву была исключительно положительной и нейтральной, и преимущественно отрицательной по отношению к Касьянову.

Начало президентской избирательной кампании в СМИ произошло спустя два месяца после выборов в Государственную Думу в декабре 2007 года. Тогда поддержка действующим президентом Единой России позволила партии получить ключевые две трети голосов в Думе. Подобным образом, после того, как Путиным было принято решение назвать Медведева своим преемником, уровень общественного доверия ко второму существенно возрос. Касьянов, который считался единственным серьёзным оппонентом действующей власти, не был зарегистрирован ЦИК из-за чрезмерного количества недействительных подписей в поддержку его кандидатуры. Таким образом, кроме Дмитрия Медведева, только трое кандидатов будут присутствовать в избирательных бюллетенях – Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов и Андрей Богданов.

Государственные каналы

На данный момент уровень освещения предвыборной тематики на основных каналах является очень низким. Основная часть новостного времени государственных СМИ уходит на освещение деятельности первого заместителя председателя правительства РФ, Дмитрия Медведева. Показательно, что действующий президент, который на протяжении последних нескольких лет, освещался в большей степени, чем любой другой политик, отошёл на второе место (после Медведева) по количеству получаемого эфирного внимания. Однако стоит отметить, что Медведев во многом отказался от ведения традиционной избирательной кампании, равно как и отказался принимать участие в телевизионных дебатах среди кандидатов.

За три недели мониторинга, государственный Первый канал посвятил 51 процент новостных  программ имеющих отношение к политической и предвыборной тематике[1] деятельности Медведева. Тональность освещения этого кандидата было исключительно положительной или нейтральной. Не сильно отличалось и освещение второго по количеству внимания со стороны канала, субъекта мониторинга – президента Владимира Путина, получившего около 37 процентов освещения: его деятельность тоже была освещена только положительно или нейтрально. Для сравнения, деятельности Михаила Касьянова было отведено только 4 процента новостного эфира, из которого 82 процента были в негативном ключе.

Подобным образом освещали предвыборную тематику и два других общенациональных государственных канала, Россия и ТВ-Центр. Канал Россия посвятил 49 процентов эфирного времени освещению деятельности  заместителя председателя правительства Дмитрия Медведева, из которого 81 процент освещения был оценён экспертами как положительный, а 19 процентов – нейтральный. Президент Путин получил 40 процентов освещения, также положительного и нейтрального по тональности. Геннадию Зюганову уделили 6 процентов новостного эфира, преимущественно в нейтральном ключе. Михаилу Касьянову уделили  около 1 процента новостей, в основном негативных по тональности

ТВ-Центр посвятил Медведеву около 58 процентов основного эфирного времени. Тональность освещения была более нейтральной, чем на других двух государственных каналах. Действующий президент Путин, получивший около 38 процентов освещения, был тоже показан преимущественно в нейтральном свете.

Частные национальные телеканалы

За три недели мониторинга Центр Экстремальной Журналистики обнаружил существенные отличия между освещением кандидатов и иных субъектов мониторинга среди частных каналов. Освещение предвыборной тематики каналом НТВ (большинство акций канала принадлежат государственному Газпрому) не сильно отличалось от государственных СМИ, в то время как Рен-ТВ больше всего внимания уделил деятельности Михаила Касьянова.

НТВ посвятил большую часть новостей деятельности Медведева. Эксперты оценили 86 процентов освещения как нейтральное, и 14 процентов как положительное. Действующий президент получил 29 процентов новостного эфира, преимущественно нейтрального по тональности. Для сравнения, Михаилу Касьянову было уделено 7 процентов подобного освещения, из которого 65 процентов было в негативной тональности.

По сравнению с другими четырьмя каналами, которые были проанализированы Центром, второй проанализированный частный канал Рен-ТВ (70 процентов акций телеканала принадлежат про-властным Северстали и Сургутнефтегазу, а 30 процентов  – RTL Group), предложил своим зрителям иную картину избирательной кампании. Канал посвятил основную часть своего эфирного времени Касьянову (28 процентов эфирного времени). Тональность освещения была преимущественно нейтральной. Следующим, наиболее освещённым политиком был Медведев, которому канал уделил 20 процентов эфирного времени, также преимущественно нейтрального. Остальные кандидаты - Жириновский, Богданов и Зюганов – получили соответственно 13, 12, и 10 процентов эфирного времени, также преимущественно нейтрального. Что касается Путина, то ему канал уделил 17 процентов эфирного времени,  преимущественно нейтрального и положительного  по тональности.

Выводы

Это – первый отчёт из серии отчетов, которые будут публиковаться Центром Экстремальной Журналистики на протяжении избирательной кампании. Данные трех недель мониторинга ЦЭЖ показывают, что существуют значительные отличия в объемах новостного освещения кандидатов, равно как и в тональности такого освещения.  Данные также демонстрируют, что большинство проанализированных СМИ часто пренебрегали возможностью предоставить российским гражданам возможность получить противоположную точку зрения на основные события в стране. Государственные СМИ, которые финансируются из общественных средств, более ответственны перед обществом и должны гарантировать равное и объективное отношение к кандидатам.  Однако, не смотря на свой общественный статус, государственные СМИ продемонстрировали свою явную заангажированность по отношению к Медведеву.  Следующий отчет, будет посвящен деятельности  СМИ во время официальной избирательной кампании, в нем особое внимание будет уделено зарегистрированным кандидатам.

* * *

Начиная с 10 января, Центр Экстремальной Журналистики проводит мониторинг пяти телеканалов. Отдел Мониторинга анализировал новости прайм-тайма[1] на предмет количества времени, предоставленного всем потенциальным кандидатам на пост президента РФ, а также объем времени, который каналы предоставили действующему президенту. Кроме того, оценивалась тональность освещения.

Количественный анализ оценивает общее время и объем, посвященный соответствующим кандидатам и президенту в СМИ. Качественный анализ оценивает информацию о потенциальных кандидатах на пост президента и действующего президента с точки зрения положительного, отрицательного или нейтрального содержания. Прилагаемые графики покрывают период с 10 января под 1 февраля[2].

Анализированные СМИ

Телеканалы: Государственные Первый Канал, Россия, ТВ Центр; Частные НТВ, Рен ТВ.

Диаграммы

Национальные каналы

Первый канал

Россия

ТВ Центр

НТВ

Ren-TV

Легенда к диаграмам

Гистограмма отображает суммарный процент времени, посвященный субъектам мониторинга для каждого СМИ в соответствии с заданным периодом.

Секторная диаграмма отображает общий объем часов и минут позитивной (зеленый), нейтральной (желтый) и негативной (красный) информации, посвященной субъектам мониторинга в определенный период.

------------------------

[1] Общее время отведенное каналом на освещение всех потенциальных кандидатов  и действующего президента вне зависимости от того, как они были представлены СМИ

[2] С 18:00 до 24:00

[3] По техническим причинам ЦЭЖ не смог проанализировать новостные выпуски на канале Россия 26 января  ЦЭЖ


Другие материалы рубрики "Теория и практика"