Медиановости

18 марта 2008 17:08

Кого потеряла "Пятерка"

Уход Марины Фокиной с поста генерального директора "Пятого канала" стал для петербургского медиасообщества неожиданностью. Конечно, ходили слухи о том, что акционеры канала, вложив немалые средства в его развитие, хотели бы получить более ощутимую отдачу. Но можно ли было в действительности сделать за столь сжатые сроки больше, чем сделала Марина Фокина? Сегодня мы вспоминаем петербургское телевидение таким, какое оно было несколько лет назад, и смотрим, как оно выглядит сегодня.

Относиться к современному Пятому каналу можно по-разному. Кому-то нравится его новый облик и оригинальный формат, кто-то критикует спорный дизайн и подачу материалов, но все это, по большому счету, дело вкуса. Есть реальные факты, которые говорят сами за себя. Именно фактами, а не домыслами мы будем сегодня оперировать, анализируя причины ухода Марины Фокиной.

В свое время передачи из города на Неве собирали огромные зрительские аудитории по всей стране. До сих пор многие россияне вспоминают знаменитые "Пятое колесо", "Музыкальный ринг", "600 секунд" и "Адамово яблоко". В начале 90-х программы петербургского телевидения пользовались всероссийской популярностью – ведь на них поднимались вопросы, о которых другие телеканалы боялись говорить. Впрочем, со временем актуальность дискуссий на злободневные темы спала. Уменьшился и интерес к трансляциям с города на Неве. Руководство канала, работавшее в то время, не смогло предложить аудитории продукт, отвечающий ее потребностям. В итоге летом 1997 года указом Бориса Ельцина петербургское телевидение лишили федерального вещания. И постепенно питерское ТВ опустилось до уровня достаточно заурядного регионального канала.

В ноябре 2003 года канал возглавила Марина Фокина, и на "Пятерке" произошла небольшая революция. За считанные месяцы было проведен тотальный ребрендинг канала, причем изменился не только дизайн – полностью была переработана сетка вещания. На канал пришли новые ведущие, которые предложили городской аудитории действительно неординарные передачи. Ток-шоу писателя Ильи Стогова, исторические программы Льва Лурье, неожиданные выступления Сергея Шнурова в качестве ведущего… Даже в таком, казалось бы, скучном формате, как диалог с губернатором, "Пятерке" удалось нащупать изюминку – программа получилась живой и динамичной. Правда, простым горожанам попасть на этот диалог было весьма непросто, а представителям оппозиции туда было вообще не пробиться. Но, учитывая роль в этом проекте пресс-службы Смольного, вряд ли можно винить Фокину в зажиме свободы слова.

"Современное и модное, - определила форматные рамки "Пятого" председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Петербурга Алла Манилова. - Но это не означает, что такое телевидение должно нравиться абсолютно всем".

Тем не менее канал сумел расширить свою аудиторию. Социологические исследования, проведенные в 2005 году, показали рост интереса петербуржцев к Пятому каналу. Оказалось, что треть горожан стали смотреть этот канал хотя бы полчаса в день. При этом большинство петербуржцев назвали его лучшим среди остальных городских каналов.

Вскоре "Пятерке" стало тесно в региональных рамках. Валентина Матвиенко, занявшая пост губернатора, пообещала, что каналу вернут федеральный статус. И действительно, в 2006 году питерскому телевидению удалось-таки выиграть конкурс на право вещания более чем в 40 регионах России, обойдя таких серьезных соперников, как телеканал "Домашний", RenTV и канал "Звезда". Решением Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию Пятый канал получил право на наземное эфирное телерадиовещание в городах России, а 1 октября 2006 года начал вещать как общенациональный канал из Петербурга.

"Теперь наш канал позволит говорить в федеральном эфире о конкретных проблемах конкретных людей, о жизни регионов, о том, как там решаются социальные проблемы, как реализуются национальные проекты. Все это станет предметом дискуссии и общероссийского осмысления", - пообещала Алла Манилова. А реализовывать эти обещания предстояло Марине Фокиной.

Федеральная сеть разворачивалась с большим трудом. Во-первых, на частотах, которые получила "Пятерка", раньше никто не работал. А это означало, что зрителям приходилось специально перестраивать свои телевизоры. Во-вторых, строить корреспондентскую сеть нужно было с нуля. В-третьих, необходимо было закупить, установить и наладить новое оборудование. И это только технические проблемы – а ведь над контентом, актуальным для всей страны, тоже пришлось работать с чистого листа. Тем не менее всего за год федерального вещания каналу удалось совершить впечатляющий рывок. Как показали замеры Gallup, его доля на федеральном уровне составил порядка 1,1 процента. При этом во многих крупных городах "Пятерке" удалось набрать долю свыше 2 процентов, что сопоставимо с результатами федеральных каналов, работающих на рынке уже давно.

Кстати, перед запуском канала в федеральный эфир председатель петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Алла Манилова заявила, что большим успехом будет, если канал в городах вещания получит долю 1,5 процента. В реальности "Пятому" удалось преодолеть данную планку, причем набор рейтинга продолжается до сих пор.

Очевидно, что программы о жизни Петербурга мало подходили для всей российской аудитории. Поэтому дирекция канала разработала новые программы, которые смогли заинтересовать жителей регионов. Исследования показывают, что самым рейтинговым проектом стала программа "Настоящий герой", рассказывающая о простых людях, совершивших подвиги. По популярности она обогнала различные увеселительные шоу, а также шоу с претензией на интеллектуальность, которые находятся в сетке центральных каналов. Появились новые исторические программы, заработала оригинальная система открытых студий и телемостов между городами. Многие критики также отмечают, что "Пятый" выделяется хорошей подборкой художественных фильмов – как современных, так и классических. Казалось, что "Пятому" удалось стать настоящим телеканалом регионов, в котором нуждалась страна.

Впрочем, по неясным пока причинам в середине "эпохи возрождения" Пятого канала его покинула Марина Фокина. Возможно, это связано с реструктуризацией канала и объединением с телекомпанией RenTV. Приняла ли она это решение сама или оно было навязано сверху – не столь важно. Намного большее значение имеет тот факт, что петербургское телевидение потеряло яркого руководителя. Маловероятно, что акционеры смогут без труда найти адекватную замену.