Мнения
/ Интервью

2 апреля 2008 18:49

Марина Шишкина: "В Петербурге разрозненное медийное сообщество"

В последнюю субботу марта на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета прошел традиционный День открытых дверей. Уже не за горами горячая пора летней сессии, выпускных, а затем и вступительных экзаменов…

Корреспондент Lenizdat.ru встретился с деканом факультета журналистики, профессором, доктором социологических наук, заведующей кафедрой современной периодической печати, секретарем правления Союза журналистов Санкт-Петербурга Мариной Анатольевной Шишкиной.

Марина Анатольевна, на Дне открытых дверей поразила техническая оснащенность многих аудиторий, особенно 603-й!

— Последние полтора года факультет активно участвовал в реализации национального проекта "Инновационная среда в классическом университете". В рамках проекта мы готовили две программы: "Деловая журналистика и бизнес-коммуникация" и "Реклама". А это не только разработка учебного плана, содержательной, контентной части программ, но и серьезное техническое перевооружение. Обучение подобного рода специальностям требует очень больших технических опережающих возможностей. В частности, для программы "Реклама" потребовалось создание двух новых компьютерных классов — дизайн-студий. Мы построили новую учебную телестудию. Оборудовали ее современнейшей техникой. 603-я аудитория — наша гордость. Это красивый конференц-зал для проведения телеконференций, который позволяет студентам общаться в интерактиве. Теперь можно смело сказать: на факультете создана мощная техническая база, намного расширились технические возможности.

Здание факультета еще и подросло на целый этаж!..

— Да, мы надстроили мансарды и ввели в строй 7-й этаж, потому что в здании факультета очень тесно. Полторы тысячи студентов в одном здании! Бережем каждый квадратный сантиметр, потому что здание, как мы говорим, "намоленное". Журфак здесь находится с 1974 года. Все знают: 1-я линия Васильевского острова, дом 26. Сколько уже выпусков сделано.

Раньше все мы были выпускниками, а теперь факультет выпускает не только бакалавров, но и магистров… Расскажите, в чем разница?

— У нас уже давно многоуровневая система. Можно сказать, еще и многоканальная... Университетское образование правильно делить на образовательные программы. Не на кафедры, не на факультеты, а на программы. Вот была у нас программа "Международная журналистика", она и создавалась как бакалавриат. А классическую журналистику мы перевели на бакалавриат три года назад. Программа называется "Журналистика", реализуется на двух уровнях: бакалавры и магистры. Программы "Связи с общественностью" и "Реклама" пока реализуются на одном — пятилетнем уровне. То есть студенты учатся по пятилетней программе. Перестроить всю систему образования одновременно на Болонскую невозможно. Это многоканальный процесс.

Кто такие бакалавры? Это базовый, общепрофессиональный уровень. Он дает, можно сказать, базовые "терапевтические" навыки. А магистры — это люди, которые на уровне магистерских программ осваивают глубины отраслевой профессии. Они получают навыки исследовательской, теоретической работы, а если обращаются к практической деятельности, то на более высоком уровне.

Кто и как может стать магистром? Это бюджетные или платные места обучения?

— Поступающие на эту программу будут претендовать на бюджетные места, они ограничены. Для магистров у нас в этом году всего 40 бюджетных мест. Платных — примерно столько же, сколько бюджетных.

У нас десять программ: "История отечественной журналистики", "Теория и методика журналистского творчества", "Социология журналистики", "Международная журналистика", "Психология журналистики", "Функционирование сетевых СМИ", "Деловая журналистика и бизнес-коммуникации", "Политическая журналистика", "Менеджмент в СМИ", "Дизайн СМИ".

На магистерские места претендуют наши студенты, закончившие бакалавриат; а также студенты, закончившие бакалавриат по другим направлениям, из других вузов; специалисты, ранее получившие пятилетнее образование.

Многие считают, что бакалавр — это не совсем "полноценный" выпускник!..

— Почему же? Бакалавр — это первая ступень высшего образования. Очень уважаемая ступень, после которой выпускник обучен и готов к трудовой деятельности. В магистратуру можно ведь поступать и не сразу, а поработав несколько лет, прийти, когда вы созреете для дальнейшего обучения.

Конечно, четыре года — не очень привычная форма обучения. Всегда было пять. Четыре — непривычная нашему менталитету цифра, поэтому кто-то спокойно это воспринимает, а кто-то во что бы то ни стало решает доучиваться на магистра.

А что бы вы посоветовали выпускникам-баклаврам: идти работать или штурмовать магистратуру?

— Каждый решает для себя. Какие здесь могут быть советы!

Почему-то многие считают, что все меньше и меньше выпускников идут именно в журналистику…

— Мне, как доктору социологических наук, такие мнения кажутся нереферентными… Скажите, а кто и когда подсчитывал?

В творческой профессии всегда трудно проследить, сколько выпускников вуза идет работать в данную область. Могу сказать, что наши ребята идут и в классическую традиционную журналистику, то есть в СМИ, идут также в рекламные, PR-кампании. Просто классическая журналистика нынче слабее, чем в прежние годы — это ни для кого не секрет. И нашим выпускникам все трудней найти подходящую работу — они ограничены в вариантах.

Нынче много глянцевых журналов, а достойных общественно-политических газет становится все меньше. Численность журналистов в редакциях сокращается. На телевидении ситуация не лучше. Заработки у журналистов невысокие, престиж профессии снижается. Студенты все это понимают... Вот и уходят туда, где больше платят. Уезжают в Москву. Сейчас там очень много наших выпускников. Рынок в столице огромный, а питерские кадры очень хорошие, конкурентоспособные. Кто-то идет работать в другие сферы, связанные с коммуникацией…

Я к этому отношусь спокойно. Мне важно, чтобы человек нашел себе работу по душе и которая позволяла бы содержать семью. Пойдет в политику — пусть будет политиком, нравится работать в библиотеке — пусть идет в мир книг. Хочет стать театральным критиком — ради бога. Не обязательно все должны становиться репортерами, общественно-политическими публицистами...

Почему вы столь лояльны?

— Все очень индивидуально. Ну как можно загнать человека в журналистику? Обязательности ведь нет такой, как в советское время. Важно, что студенты учатся и получают классическое университетское образование. Но очень трудно связывать образование с будущей профессией. Буквально связывать!.. А выпускник наш, может быть, пойдет в аспирантуру или получит второе высшее образование…

Кто же тогда пойдет трудиться в редакции СМИ?

— Когда говорят, что, мол, нынче в журналистике сплошь и рядом работают экономисты, юристы и так далее, то это ошибочное мнение. Все-таки журналистов среди сотрудников газет и ТВ-каналов намного больше, чем историков, филологов, социологов. Они все равно составляют ядро. Если мы, конечно, говорим о журналистском продукте, а не каком-нибудь гламурном журнале.

Тема трудоустройства для нас всегда важна. Но могу сказать, что она для нас важна в меньшей степени, чем для самих редакций, которые и должны заниматься профессиональным рекрутингом!

Чем-чем?..

— Рекрутингом. Нормальный бизнес-процесс.

Говоря проще, редакция должна сама позаботиться о новых кадрах!

— Конечно. А она все твердит: "Дайте нам!" Наше дело — обучить студента и отправить в жизнь. Мы занимаемся и трудоустройством тоже, но в меньшей степени — у нас функция другая.

А как в редакциях должна строиться эта работа?

— Есть система рекрутинга, она широко известна. Чтобы добиться реального результата, надо вложить средства в обучение, сформулировать техзадание, найти людей, кто будет заниматься кадрами. Это серьезная работа — управление персоналом.

В редакциях таких служб практически нет…

— Поэтому у них и проблемы с кадрами. По-советски работают!.. А в любой коммерческой структуре — это первый человек, что работает с персоналом и занимается поиском кадров. Кадры решают все. Приходят в редакцию студенты-птенцы, их можно бросить, а можно заниматься обучением, довести до кондиции. Не сразу, не за месяц практики, а за годы обучения. Студентов надо пасти, холить, лелеять…

В серьезных питерских редакциях занимаются рекрутингом. Я считаю, что РТР очень хорошо это делает. Антон Губанков — серьезный руководитель, уделяет много внимания кадрам. Сейчас телеканал 100ТВ начинает эту работу — надеюсь, у них получится. А где иначе они людей возьмут? Только у нас. Но это труд, средства, время, деньги...

Как раньше все четко было: отучился студент — поезжай отработай три года по распределению!..

— Сейчас тоже все очень четко. Только редакция — это бизнес-структура, которая должна работать в бизнес-пространстве. И коммерческий директор должен понимать, как и где ищут кадры. Это же отлаженная маркетинговая схема. Проще всего названивать на факультет журналистики: "Обеспечьте нас талантами!" Нам кажется, что это двухсторонний процесс.

Цена за обучение все время растет… Вот уже перевалила за четыре тысячи у. е. в год…

— Растет, но не намного. Мы пытаемся ее удерживать на доступном уровне для разных слоев населения.

То есть сегодняшняя цена — это еще недорого?

— Нет, это недорого относительно наших реальных затрат. Что такое 4 тысячи долларов в год, если вы хотите создать студентам технические возможности, систему безопасности, качественных педагогов?.. Это же Санкт-Петербургский университет! У наших студентов все должно быть самое лучшее.

Устраивает ли вас уровень педагогов, преподающих на факультете журналистики? Не слишком ли далеки они от реальной журналистской практики?

— Это проблема состоит из двух частей. В преподавательском процессе есть два типа преподавателей. Первый тип — академический, второй — это преподаватели-практики. Совместить одно с другим невозможно. Есть преподаватели, которые учат истории, литературе, а есть преподаватели-практики, что ведут практические занятия, учат профессии. Это два разных типа преподавателей. Поэтому вопрос должен звучать так: насколько хватает у вас академических преподавателей и преподавателей-практиков? А ответ мой будет таким: хороших преподавателей всегда не хватает!

Мы привлекаем самых лучших. В том числе и журналистов-практиков. Привлекаем тех, кто способен вести практические занятия, учить профессии. Но попробуйте найти в нашем городе людей, способных вести эти занятия!.. Мы с удовольствием возьмем специалистов с именем, имиджем, авторитетом, тех, кто придет и скажет: "Я могу вести занятия, ощущаю в себе педагогические навыки!" Нам недостаточно только рассказов о жизненном пути, нам нужны педагоги-методисты. Но таких профессионалов, мне кажется, собрано уже много...

Кто из известных журналистов-практиков у вас преподает?

— По моей кафедре — Андрей Константинов, Александр Горшков, Галина Леонтьева, Дмитрий Травин, Марина Гончаренко, Диана Качалова, Наталья Ипатова, Анатолий Аграфенин… И это далеко не все. По кафедре радио и телевидения — Игорь Страхов, Светлана Агапитова, Антон Губанков, Татьяна Мартыненко… На других кафедрах тоже много хороших практиков.

И ведь работают они не из-за денег!

— Конечно. Мы оплачиваем их труд, но все время просим: "Ребята, отдайте факультету то, чему он вас научил!"

Какие у факультета взаимоотношения с Союзом журналистов?

— Хорошие. Я ведь секретарь правления Союза журналистов Санкт-Петербурга. И с Союзом нормально, и с Лигой журналистов, и с Медиасоюзом — со всеми, кто хочет сотрудничать. Факультет — открытая площадка, нейтральная полоса, на которой цветет много разных цветов. У нас учатся студенты разных национальностей, вероисповеданий. Факультет наш очень толерантный.

Получается, у нас лучший факультет журналистики в России?

— Лучший! Я уверена в этом. У нас открытая и доброжелательная среда. На сайте факультета форум открыт: ребята могут говорить все, что их тревожит и волнует. По-другому сегодня невозможно.

Марина Анатольевна, согласны ли вы с тем, что бумажную периодику вскоре сменят интернет-издания?

— Но это же разные вещи. Как можно читать онлайновую газету в метро, магазине, самолете? Только офлайновую. Это же разные культуры чтения, потребления.

Да, но посмотришь на тиражи питерских газет — они же просто смешные! Ну что такое 10 тысяч экземпляров для городской газеты в пятимиллионном Питере?! А у нас почти все городские газеты с такими тиражами…

— Это в Питере! А возьмите Екатеринбург, какой-нибудь другой крупный город — там городская пресса куда более активная, и тиражи выше. У нас же пресса скудная… Почему? Этот вопрос ко всему нашему медиасообществу.

Получается, что в лидерах сегодня бесплатная газета "Метро" или вкладки центральных газет...

— В то же время Питеру, несомненно, нужна хорошая, боевая, городская газета! На ТВ такие же проблемы: 5-й канал из города ушел, став федеральным, а "Сотка" тогда еще не пришла. Если бы не "Вести" ГТРК, где бы вы видели городские новости?

Если такие маленькие тиражи, то и заработки журналистов низкие…

— Нищая газетная питерская журналистика. Нищая…

Что же делать? Какие нас ждут перспективы?

— Как говорил мудрец, пройдет и это. Нынешний период — временный. Все равно СМИ — это отрасль, индустрия, и она не потерпит вакуума.

Но будущее все равно за интернетом?

— У интернет-изданий большое будущее…

Марина Анатольевна, какие масштабные проблемы, стоящие нынче перед медиа Петербурга, вы назвали бы наиболее актуальными?

— Нашему городу нужны крупные медийные проекты. Если, конечно, Петербург хочет иметь лидерские позиции. Чтобы не только "Зенит" был чемпионом!.. Понятие "лучшее" — это наличие крупных проектов. Нам нужны крупные медиапроекты. Их надо "тащить" в город, заинтересовывать, вкладывать деньги и так далее.

А насколько это реально сделать?

— Это же медийная индустрия, бизнес. Если эта отрасль интересна для бизнеса, то это надо делать.

Пока что питерские медиагруппы оставляют странное ощущение…

— Если редактор воспринимает свою газету прежде всего как политический ресурс, так оно и будет. Если же воспринимает как нормальный профессиональный проект, тогда не будет ощущения, что он отмывает деньги в момент избирательной кампании. Вот и все. Еще одна острая проблема — городу нужна своя журналистика, посвященная Питеру. Она исчезает, чахнет. Вот в Москве очень много журналистики, посвященной Москве. ТВ-каналы, газеты… А в Питере ее становится все меньше.

И многие воспринимают это спокойно, даже равнодушно. Я считаю, что в городе разрозненное медийное сообщество. Оно не то чтобы не дружное, вроде бы есть, но его голос не сильный. А он должен быть жестким, чтобы власти прислушивались… Это вообще для страны характерно. Но Питер же город особый, специфический. Почему же в наших медиа все одинаково? Почему такая благостная розовая картинка? Все мы знаем, сколько в городе проблем, почему их не показать. Это очень большая профессиональная проблема.

А где в Питере медиажизнь бьет ключом?

— Я считаю, что Фонтанка.Ру — сильный, качественный ресурс, российского уровня. Я читаю ряд газет, например газету "Дело", мне она нравится. Мне нравится, как поднимается канал 100ТВ — быстро прогрессирует. Люблю "Коммерсант", "Эхо Москвы", читаю журнал "Город".

Марина Анатольевна, а вы верите в журфак настолько, что отдадите своих детей на факультет журналистики?

— Старшая дочь хотела, но я сказала: "Нет!" Я считаю, что учиться там, где мать руководит, не совсем хорошо. Она окончила филфак, специалист по датскому языку. А младшему сыну три годика…

А тем, кто считает, что факультет нынче "не тот", что ответите?

— Конечно, факультет стал другим. Особенно для тех, кто помнит журфак 20-летней давности. Да и все мы живем уже в другой стране. Это же объективные вещи.

Мы свой факультет любим, ценим, считаем самым лучшим… А скептикам я всегда говорю: спросите студентов, они всю правду скажут, что у нас плохо, что хорошо! О том, какой у нас факультет, надо спрашивать нынешних студентов. Не тех, кто когда-то окончил журфак, а молодых, сегодняшних…