Медиановости

3 апреля 2008 14:44

Убийство журналиста НТВ осталось нераскрытым

Гражданин Молдавии Игорь Вельчев обоснованно признан невиновным в убийстве журналиста НТВ Ильи Зимина, совершенном в феврале 2006 года, к такому выводу пришла апелляционная палата суда молдавского города Бельцы. Таким образом, палата оставила в силе приговор суда первой инстанции, полгода назад оправдавшего господина Вельчева.

Вчера в апелляционной палате выступили представители обвинения и защиты. После этого председатель судейской коллегии Георге Скутельник оставил в силе оправдательный приговор Игорю Вельчеву, вынесенный 25 декабря 2007 года судом города Окница.

Напомним, что Игорь Вельчев обвинялся в убийстве спецкорреспондента телекомпании НТВ Ильи Зимина. Автор программы "Профессия — репортер" Илья Зимин был убит в своей квартире на улице Академика Королева в Москве вечером 26 февраля 2006 года. Прокуратура возбудила уголовное дело по статье "Умышленное причинение тяжких телесных повреждений, повлекшее по неосторожности смерть". В ходе расследования выяснилось, что Зимин вечером накануне убийства познакомился с молдавским гражданином Игорем Вельчевым и привел его к себе на квартиру. Там, по версии следствия, между мужчинами вспыхнула ссора, и гость избил журналиста до смерти, после чего скрылся.

Через месяц после происшествия руководство НТВ объявило награду 1 млн руб. за информацию об убийце своего сотрудника. 23 июня 2006 года молдавская полиция задержала господина Вельчева в городе Кагуле, где он родился. Игорь Вельчев с самого начала не признавал свою вину, однако судебные инстанции трижды продлевали срок предварительного заключения.

Первоначально молдавские власти намеревались выдать задержанного России, однако позже заявили, что расследование будут проведено в их стране. Основанием для такого решения стала конвенция стран СНГ от 1993 года, в соответствии с которой уголовное преследование по факту преступления расследуется в стране проживания подозреваемого.

Суд над господином Вельчевым проходил в Окнице, поскольку кроме обвинения в убийстве журналиста ему инкриминировался также незаконный переход молдавской границы, который он совершил именно в этом районе республики.

Адвокат Игоря Вельчева Георге Амихалакиоае отметил в разговоре с "Ъ": "Все обвинение строилось лишь на показаниях моего клиента". "Вельчев рассказывал, как он познакомился с Зиминым, как они выпивали и далее до эпизода, когда журналист предстал перед ним в обнаженном виде. Между тем есть объективные факты и свидетельские показания, прозвучавшие в суде и запротоколированные соответствующим образом,— сказал защитник.— В частности, видеокамера наблюдения, установленная у квартиры Зимина, не зафиксировала его приход с гостем. В журнале консьержки в доме также нет записи о приходе молодых людей".

Кроме того, напомнил адвокат, в день убийства в квартиру репортера дважды приходили его коллеги с НТВ. Так вот в первый приход, в 11 часов, они утверждали, по словам защитника, что дверь жилья была закрыта, а вторая группа журналистов показала, что дверь была открыта, а вещи из квартиры пропали.

Адвокат также отметил, что следствие, по его мнению, не обратило должного внимания на два момента. Во-первых, после убийства сообщалось, что среди прочих вещей и тележурналиста пропал ноутбук. При этом имеются свидетельские показания одной из бывших руководительниц Ильи Зимина, данные ею в Окнице, что господин Зимин в последний месяц перед смертью занимался подготовкой материала о теневых сторонах ресторанного бизнеса в Москве. Все файлы он хранил именно в этом ноутбуке. Второй факт — показания соседки тележурналиста, которая выгуливала в день убийства собаку. По словам свидетельницы, около 7.00 она слышала с балкона журналиста его призывы о помощи, но не придала этому значения. Между тем судебные медики констатировали, что смерть господина Зимина наступила в 5.30.

Все эти разночтения и ошибки следствия, считает адвокат Амихалакиоае, и легли в основу как оправдательного приговора, так и решения апелляционной палаты. Теперь по молдавскому законодательству решение апелляционной палаты может быть обжаловано в течение двух месяцев в последней инстанции страны — Высшей судебной палате республики. Ъ