Медиановости

7 апреля 2008 13:46

Провайдеры пошли на разгон

Рынок широкополосного доступа Петербурга переживает настоящий бум. Снизив свои доходы в результате ценовой конкуренции, но сделав широкополосный доступ в Интернет массовой услугой, операторы перешли от уменьшения цен к росту скорости доступа "за те же деньги". В итоге на рынке появились предложения, которые еще несколько лет назад казались фантастикой — домашний Интернет на скорости 10 Мбит/сек.

Широкополосная эволюция

Еще несколько лет назад стоимость ADSL-доступа в Интернет на черепашьей, по сегодняшним меркам, скорости 64 Кбит/сек в направлении абонента и 16 Кбит/сек — к провайдеру составляла целых $50 в месяц. Более скоростные тарифы — например, безлимитный доступ 128 Кбит/сек, и вовсе относились к разряду "корпоративных предложений" и стоили на порядок дороже. В такой ситуации частные абоненты предпочитали использовать коммутируемое соединение, стоимость которого была заметно ниже ADSL-услуг при сопоставимой скорости. К тому же большинство пользователей выходило в Интернет лишь для просмотра почты и не отягощенных видеоконтентом веб-страниц.

Революционные изменения в сегменте домашнего Интернета начались в 2006 году. К этому времени крупные петербургские провайдеры широкополосного доступа(операторы ADSL, кабельного телевидения и домашние сети) уже обладали развитой инфраструктурой, а модемный доступ резко подорожал из-за случившихся в законодательстве изменений. По данным ОАО "Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение"(ТКТ), в 2006 году объем рынка широкополосного доступа в Петербурге вырос на 425%. Ключевым катализатором роста выступил крупнейший провайдер региона ОАО "Северо-Западный телеком", приступивший к предоставлению ADSL-услуг под маркой "Авангард". В 2007 году рост рынка широкополосного доступа несколько замедлился, но все равно оказался внушительным, составив 220-250%. Зато конкуренция между провайдерами существенно обострилась.

Конкурентное ускорение

Сначала операторы пытались конкурировать на уровне технологий, представляя свою как самую лучшую. Например, ADSL-провайдеры заманивали потребителей простотой организации услуг, для получения которых не требуется прокладывать в квартире дополнительные провода и т.п. Операторы кабельного телевидения позиционировали свой сервис как самый надежный, а домашние сети — как самый быстрый. Однако быстро выяснилось, что пользователю, по сути, все равно, какая технология используется тем или иным оператором, и провайдеры дружно переключились на продвижение в своих сетях дополнительных сервисов. Домашние сети приступили к развитию локальных ресурсов и игровых серверов, но их примеру незамедлительно последовали ADSL- и КТВ-операторы.

В итоге операторам ничего не осталось, как бороться за абонентов самым простым способом — снижением стоимости своих услуг. За прошлый год цены на широпоколосный доступ существенно снизились: сейчас абонентская плата за безлимитный Интернет на скорости 512-1024 Кбит/сек составляет всего 300-400 рублей в месяц. "Тарифы на ШПД за последний год значительно снизились, продолжая тенденцию последних двух лет. Увеличение числа интернет-провайдеров, расширение зон охвата, конкурентная борьба, серьезные инвестиции в отрасль — вот основные причины снижения цен. Выиграли от этого, в первую очередь, потребители. Домашний Интернет стал более доступным. Борьба за лояльность абонентов ведет не только к снижению цен, но и к увеличению числа дополнительных сервисов, таких как IP-TV, а также повышению качества предоставляемых услуг", — считает Константин Никитин, руководитель отдела по работе с жилыми домами "Простор телеком". По словам Даниила Воронова, руководителя службы внутренних ресурсов домашней сети "Цифра", летом 2007 года месячный пакет безлимитного Интернета на скорости более 1 Мбит/сек стоил как 4 обеда в "МакДоналдсе". "На сегодняшний день 1 Мбит/сек стоит дешевле еще в 2 раза. Норма прибыли при этом падает. На мой взгляд, тарифы снижаются быстрее темпов освоения рынка операторами", — говорит господин Воронов.

Действительно, ценовые войны хоть и являются драйвером роста абонентской базы, но все же заметно ухудшают финансовые показатели. Поэтому провайдеры придумали новый ход и стали конкурировать за счет увеличения скорости доступа. Оказалось, что "скоростная" конкуренция обходится операторам куда дешевле ценовой — существующие линейные сооружения имеют значительный запас по пропускной способности, внешние же каналы расширять тоже не обязательно — во-первых, полностью использовать полученную скорость у абонента вряд ли получится: она будет ограничена возможностями сервера, с которого осуществляется загрузка. Во-вторых, ни один провайдер не гарантирует заявленной в тарифном плане скорости. В предложениях операторов всегда прямо или косвенно говорится, что указанная при подключении скорость является максимальной — то есть, надо понимать не "10 Мбит/сек", а "до 10 Мбит/сек". Другими словами, скорость, предлагаемая провайдерами, имеет оттенок виртуальности.

Разгон

Сравнительно безболезненный способ привлечения пользователей понравился операторам. В начале этого года большинство участников рынка обновили свои тарифные линейки, и если раньше "массовыми" скоростями были 128 и 256 Кбит/сек и, соответственно, безлимитный доступ стоил 300-400 рублей в месяц, то сейчас за эти же деньги предлагаются скорости в 512 и 1024 Кбит/сек, а за 600-700 рублей в месяц можно подключиться на скорости 2-3 Мбит/сек. При этом "медленные" тарифные планы не становятся дешевле, а просто закрываются — операторы переводят абонентов на новые автоматически. "За прошедший 2007 год стоимость доступа в Интернет для абонентов домашних сетей снизилась существенно, а диапазон предоставляемых скоростей сместился до 10 Мбит/сек. Низкоскоростные тарифы — 64, 128, 256 Кбит/сек все чаще встречаются в качестве бесплатных или 'социальных'. Современный Интернет на таких скоростях некомфортен", — говорит Даниил Воронов. С ним соглашается и директор по маркетингу ТКТ Елена Паснюк. "Подобными предложениями можно повысить коммерческую привлекательность услуги и наращивать объем трафика в рамках существующих тарифных планов. Сейчас этот ход используется многими игроками на рынке широкополосного доступа. Так как цена и скорость являются основными определяющими факторами при подключении, то и игра происходит на этом поле", — говорит госпожа Паснюк.

Например, домашняя сеть "Ниеншанц-Хоум" планирует в апреле этого года запустить акцию "Разгонись до 10 Мбит/сек" на тарифах "Анлим". Для всех тарифов этой линейки (кроме "Анлим.Лайт") повышение скорости будет происходить ежемесячно на 1 Мбит/сек, пока она не достигнет максимального значения в 10 Мбит/сек. Единственным условием участия в этой программе является своевременная абонентская плата. "Основная идея при запуске этой программы — действительно удивить и заинтересовать наших пользователей. Еще никто из операторов в Петербурге не заявлял скорость в 10 Мбит/сек по доступным ценам и никто не выводил повышение скоростей на регулярную, ежемесячную основу. К тому же, вся система повышения скоростей сама по себе максимально прозрачна и проста для абонентов — каждый сможет увидеть текущую скорость и просчитать количество шагов/месяцев до достижения 10 Мбит/сек. Что касается основной цели запуска этой программы, то это, безусловно, повышение лояльности наших абонентов", — говорит заместитель генерального директора "Ниеншанц-Хоум" Алина Табачук.

Стремительно наращивает скорость доступа своих абонентов и СЗТ. "В петербургском филиале было уже 3 увеличения скоростей, последнее из которых произошло в марте этого года. Таким образом, абонент за те же деньги получает Интернет с более высокой скоростью. Соответственно, ARPU абонента остается прежним", — сообщили в СЗТ.

Скоростной предел

В дальнейшем, считают провайдеры, конкуренция начнет смещаться от увеличения скорости доступа к дополнительным услугам, таким как IP-TV, IP-телефония и др. "Возможность увеличения и поддержания ARPU на приемлемом уровне при снижении стоимости тарифов мы видим в предоставлении абонентам домашней сети широкого спектра услуг, таких как: IP-TV, IP-телефония, другие медиасервисы. Многие из этих услуг в настоящее время тестируются нашими инженерами и абонентами и готовятся к запуску в коммерческую эксплуатацию. На наш взгляд, операторы, которые смогут вовремя подготовить свои транспортные сети для предоставления разнообразных услуг большому количеству клиентов на больших скоростях, смогут быть конкурентными и добиться успеха", — прогнозирует Александр Нижегородцев, директор департамента домашних сетей компании "ВестКолл". С коллегой соглашается и господин Воронов. "Операторы широкополосного доступа все сильнее ощущают конкурентное давление со стороны гиганта — СЗТ. ADSL-связь на сегодняшний день представляет собой надежную и недорогую альтернативу для среднего пользователя Интернета, подкрепленную, к тому же, мощной рекламой. Если рассматривать пакетные предложения типа "телефон+Интернет", то конкурентами СЗТ можно назвать лишь ограниченное число операторов, предлагающих IP-телефонию как дополнительную услугу. Поэтому развитие технологий TriplePlay является обязательным для тех операторов, кто хочет оставаться в лидерах в ближайшем будущем. Тем более, что технологии волоконно-оптической связи обладают рядом перспективных конкурентных преимуществ", — говорит господин Воронов. Впрочем, пока никто из операторов домашних сетей не начал активное продвижение дополнительных услуг в своих сетях. "Внедрение IP-TV требует инвестиций минимум в сотни тысяч долларов. Большинство домашних сетей, которые, кстати сказать, имеют крайне слабую техническую базу и практически не управляемы, попросту не готовы к подобным капитальным затратам", — говорит гендиректор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин. Ъ

Илья Шатилин

0 Последние комментарии / остальные комментарии

К этому материалу еще нет комментариев




Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.