Медиановости

7 апреля 2008 18:15

Сталин и Мадонна

Телевизионный март прошел под знаком внимания мастеров ТВ к этим двум не последним ньюсмейкерам нашего времени.

1. Мертвому Сталину исполнилось 55. Практически все сколько-нибудь уважающие себя телеканалы отозвались на смерть бывшего вождя хроникально-документальными фильмами о его последних днях.

Чтобы телевизор так смаковал их, как это случилось 5 марта сего года, не было, пожалуй, ни разу за все 55 годовщин его смерти. Все, что мы увидели, было посильнее горьковской "Девушки", не говоря уж о гетевском "Фаусте".

В связи с этим фактом и с тем, сколь горячо иные из наших современников оплакивают душегуба из душегубов, стоит вспомнить несколько строчек из понравившейся товарищу Сталину поэмы "Девушка и Смерть".

"Беспощадною рукой // Люди ближнего убьют.// И хоронят. И поют: // "Со святыми упокой!" // Не пойму я ничего! — Деспот бьет людей и гонит, // А издохнет — и его // С той же песенкой хоронят!".

Кстати, о святых. 55 лет назад день в день умер величайший композитор ХХ века Сергей Прокофьев. О нем 55 лет спустя не вспомнил ни один телеканал. Включая телеканал "Культура".

Разговоры о блокировании на государственных каналах неудобной политической информации стали общим местом в либеральных СМИ. Но с неполитической информацией дело обстоит немногим лучше.

Ни на первой, ни на второй кнопке не заметили приезда в Москву Анджея Вайды со своим фильмом "Катынь" и премьерных показов последнего, состоявшихся при большом стечении публики.

2. На "Первом канале" в рамках торжеств по случаю женского праздника показали шоу Мадонны. Оно смотрелось как неудержимый и победительный триумф того, что называется "масскультом". Но не эрзаца массовой культуры. Не контрафакта. А массовой культуры в подлиннике, с экспансией которой, хочешь не хочешь, надо считаться.

Нам бы осознать, что мы живем в сложно-пересеченном пространстве, где язычество, мифология, религия и искусство не просто соседи или враги, но и кровные родичи. Отсюда многие общественные коллизии.

Религия уж сколько веков старается размежеваться с язычеством, и чего только для этого не делала, а все не выходит. И потому Церковь злится на Масскульт, ревнует к Масскульту. В свою очередь массовая культура истово дразнит религиозные институты, чем набивает себе цены на рынке. Мадонна, по ходу шоу распявшая себя на прозрачном кресте, — самый выразительный тому пример. ВН