Мнения
/ Интервью

7 апреля 2008 18:26

Артемий Троицкий: "Телевидение — это жлобство, тупизм, смерть"

Нынче книжки пишут все, кому не лень. Долго молчал патриарх отечественной рок-журналистики 52-летний Артемий Троицкий, но и он не удержался от литературного соблазна. Тем более питерское издательство "Амфора" предложило мэтру работу непыльную: сначала была переиздана выходившая 20 лет назад на Западе книга Троицкого "Back in USSR" о русском роке. А недавно "Амфора" выдала на-гора двухтомник "Гремучие скелеты в шкафу" юношеских статей Троицкого 70—80-х годов, опубликованных в советское время не только в официальной прессе, но и в самиздате.

Согласитесь, не часто газетные статьи через 20 лет продолжают вызывать живой интерес, да еще складываются в толстый двухтомник!.. Обозреватель Lenizdat.ru встретился с Артемием Кивовичем.

— Идея "Шкелетоф" (смеется) действительно родилась без моего участия, в недрах издательства "Амфора", а я только сказал: "Почему бы нет!" Это просто два тома моих юношеских статей.

Вы ведь университетов не кончали!

— Впервые взялся за перо еще студентом-экономистом, не предполагая, что стану журналистом или музыкальным критиком. Сначала писал о западной музыке ("Лед Зеппелин", "Дип пепл" и так далее) в журналах "Ровесник", "Музыкальная жизнь" и прочих. Но только сейчас мои статьи увидели свет в том виде, как я их на самом деле писал — в томе с подзаголовком "Запад гниет".

Дело в том, что я никогда не умел печатать, не пользовался пишущей машинкой, да и теперь на компьютере могу только отстучать короткое письмишко одним пальцем. Я всегда писал от руки, сдавал рукописи в редакции, где их перепечатывали, а потом нещадно правили. Так что статьи выходили в сильно сокращенном виде. Не обязательно была какая-то страшная совковая цензура. Очень часто я писал слишком много, а надо было текст сократить под объем, что имелся в журнале. Или просто редакторы, не зная какие-то названия, специальную терминологию, полагали, что и читатель не поймет, брали жирную ручку и вычеркивали. В книге же все статьи напечатаны по рукописным оригиналам.

Когда вы начали писать о русском роке?

— Самую первую статью в 1976 году — о группе "Машина времени", для "Московского комсомольца". Ее не напечатали, она бесследно пропала. А следующую статью я написал все о той же о "Машине времени" уже в 1978-м. Она получилась большая и солидная — для журнала "Клуб и художественная самодеятельность". В журнале была сокращена раза в два, а в не урезанном виде вышла спустя года два, в самиздате. Этой статьей про "Машину времени" открывается серый том с подзаголовком "Восток алеет". Он интересен не только тем, что статьи там напечатаны целиком, но и тем, что он фифти-фифти состоит как из моих сочинений для официальной советской прессы, так и для того, что я писал для самиздата. В 80-е годы было много разных подпольных журналов, в Москве — "Зеркало", "Ухо", в Питере — "Рокси", "Бюллетень Ленинградского рок-клуба" и так далее. Понятное дело, статьи для самиздата сильно отличаются от того, что я писал для официальных изданий.

Перечитывая юношеский опыт, вы их сейчас наверняка правили?

— Как и в предыдущей книге "Back in USSR", ничего не менял. Вообще ни-че-го! Хотя иногда хотелось. Ошибок там нет, вранья тоже, но иногда я допускал стилистические огрехи. В 19 лет они простительны, но сейчас я вижу повторы, малограмотные обороты. Я подумал-подумал — и тоже их оставил…

Некоторые статьи тех лет написаны откровенно казенным языком, например, с реверансами в сторону комсомола. Это я все тоже оставил! Я в то время находился в довольно странном положении: с одной стороны, был человеком андеграунда, дружил с подпольными рок-группами, устраивал концерты и так далее. С другой стороны, не будучи номенклатурным лицом, а просто в силу своей способности писать о рок-музыке я мог печататься в органах ЦК КПСС (газета "Советская культура"), ЦК ВЛКСМ ("Комсомольская правда", "Ровесник") и так далее. В общем, и вашим и нашим — одна нога здесь, другая там. Будучи таким казачком из андеграунда в стране совков я пользовался этим положением — для того, чтобы, скажем, помочь Ленинградскому рок-клубу, когда его грозились закрыть. Писал кондовые, дубовые статьи: мол, хорошую инициативу проявили ленинградские комсомольцы (я тогда еще не знал, что на самом деле инициатива собрать рокеров под одну крышу принадлежала Ленинградскому КГБ!), и чем молодежи пить по подворотням, пусть лучше в рок-клубе проводят время. Такие тексты в книжке тоже есть. Конечно, забавно их сейчас читать. Но мне не стыдно — все было когда-то сделано во благо!

Правда, что готовится к переизданию книга "Тусовка", которая в начале 90-х вышла в Англии, Италии, Голландии, но не в России?

— Из того, что я написал — это лучшая книга, но с ней есть одна проблема. Я писал ее сразу на английском языке. Мне всегда казалось абсурдом — самого себя переводить с английского языка на русский, поэтому за истекшие двадцать лет я этого так и не сделал. Проблема еще и в том, что это портретная книга: 10 глав о разных музыкантах. Двое из них уже отошли в мир иной — Сергей Курехин и Александр Башлачев. Остальные, слава Богу, живы, но в любом случае надо дописывать биографии Гребенщикова, Агузаровой, Мамонова и других… Так что "Тусовка" выйдет никак не раньше 2009–2010 года.

А следующая моя книжка "Поп-лексикон" уже на подходе — выйдет осенью 2008-го. Это еще один слегка дописанный архивный труд. В свое время в журнале "Музыкальная жизнь" я вел рубрику под названием "Поп-лексикон", где подробно разжевывал всякие термины: что такое арт-рок, продюсер, синтезатор? Эту книжку тоже надо слегка дописать, поскольку в начале 80-х не было стиля "техно" или "хаус", а при сочетании r’n’b люди думали не про Би Би Кинга, а про каких-то жопастых девок, что нежно пищат на канале МТV…

Нет ли у вас в планах написать роман? Мне кажется, у вас бы получилось!

— Да, есть не то чтобы мечта, но такая легкая амбиция. Я очень люблю всякие смешные приключенческие книжки, и моя жизнь дает материал для авантюрных романов. Так что можно было бы что-то художественное написать, такие мысли у меня начинали роиться бессонными ночами или во время долгих самолетных перелетов. Но это серьезная работа, если не уподобляться донцовым-марининым. Требует концентрации. Я должен на полгода или хотя бы месяца на четыре выключиться из жизни. Бросить радиопередачи, колонки, интернет-ТВ, преподавание в двух университетах и бог знает что… Мне уже и аванс в 50 тысяч у. е. давали за роман, но не в деньгах счастье, а в том, что книга нарушит весь порядок моей жизни. Поскольку у меня имеются дети, семьи (у Троицкого восемь детей, сейчас он в очередном разводе. — Прим. авт.), всем надо платить, то пока не до романов!

На радио "Эхо Москвы" по субботам вы ведете программу "FM Достоевский", посвященную андеграунду… Есть ли в русском авангарде интересные имена?

— Есть, хотя мало. Русской музыки у меня там совсем мало, но в этом виноват не я…

Во многих своих интервью вы почем зря ругаете современное российское ТВ, а Первый канал называете "бандитским"!

— В Библии все сказано правильно по поводу греха и зрительных ощущений. То есть если вы смотрите телевизор, то значит все — это равнозначно абсолютному грехопадению! Никому из своих друзей не советую смотреть телевизор.

Неужели вы совсем-совсем не включаете ТВ-пульт?

— Смотрю один канал — Animal Planet. Вот там про настоящую жизнь!

И это говорит человек, что когда-то стоял у руля музыкального вещания на канале "Россия"!

— Да, целых три года. Было такое странное время, когда такого человека, как я, могли назначить начальником всего музыкального вещания государственного телеканала. У нас не то что нынче — было много разноплановых передач: "Программа А", "Тишина № 9" (посвященная современной академической музыке), "Глобальная деревня" (об этнической музыке и фольклоре), "Джаз-тайм", "Экзотика" (об электронной авангардной музыке), была и программа о ретро-советской эстраде… Я не давал повода заподозрить себя в лоббировании рок-н-ролла, своих любимчиков типа питерской панк-группы "Автоматические удовлетворители". Хотя "АУ" тоже были показаны мной на государственном телеканале. Правда, без демонстрации анатомических деталей солиста Андрея Панова…

В массмедиа было опубликовано интервью с вами, что Троицкий сказал, что интернет-ТВ в России пока себя не оправдывает, так как его попросту никто не смотрит…

— Я ничего такого не говорил! Вранье-вранье. Наоборот, я считаю, что интернет-ТВ на самом деле имеет очень мощную поддержку со стороны нашего основного телевидения. Пока у нас такое омерзительное телевидение, все эти первые-вторые-третьи-четвертые (не знаю, как ваш Пятый канал, в Москве его практически не показывают!) и прочие каналы, народ будет тянуться к интернет-ТВ. Нормальные люди ТВ в ящике смотреть уже просто перестали. Никто (я вам точно говорю: никто!) из людей моего круга ТВ не смотрит или никогда вам в жизни не признается, если он его действительно смотрит… Если они и у себя дома уединяются и, занавесив шторки, нажимают кнопку Первого канала, то и под пытками не признаются, что они это делают. В моих кругах все знают, что телевидение — это жлобство, тупизм, смерть.

В такой ситуации любая альтернатива, в том числе и такая еще вялая, шатающаяся, как интернет-ТВ, будет очень перспективной. Я сотрудничаю с одним таким проектом "ТВ-клик", который создали московские художники, компьютерщики… Пока что очень слабый канал, но я считаю, что будет развиваться. И в принципе, у интернет-ТВ очень хорошие перспективы.

Разбив в пух и прах отечественное ТВ, что вы скажете о нынешней прессе?

— Если говорить о политике, тут все намного сложней, но если вести речь о культуре и искусстве, то ситуация вполне достойная.

У нас вполне симпатичная пресса, есть отличные и вполне доступные журналы и газеты. Это не какая-то эзотерика, не самиздат. Вот вы открываете журналы Time Out или "Афиша" — и там очень много всего интересного, рецензии на хорошие книги и хорошие пластинки, рекомендации, как сходить на хорошие выставки. Довольно много всего хорошего в этих абсолютно доступных, популярных, массовых журналах.

Помимо всяких помойных газет, у нас имеется довольно много качественной ежедневной и еженедельной прессы. Например, "Ведомости", "Коммерсант", "Новая газета", "Известия", "Независимая газета" — да много всего, достаточно приличного.

И это я еще не упомянул интернет, а здесь вообще море разливанное!..