Медиановости

8 апреля 2008 12:44

"Литейный, 4": служба и опасна, и трудна

В начале апреля телезритель смог, наконец, увидеть сериал "Литейный, 4", о котором так долго говорили всевозможные СМИ. На телеэкранах вновь появились капитан Ларин, подполковник "Мухомор" и лейтенант Дукалис. Правда, теперь все эти заслуженные телементы России наделены другими именами и званиями. И это далеко не единственное отличие от классических "Улиц разбитых фонарей": "Литейный, 4" - сериал о принципиально новой России.

"Ментовская" эпопея стартовала на нашем ТВ десять лет назад: 4 января 1998 года канал "ТНТ" показал первую серию "Улиц разбитых фонарей". Именно тогда зритель познакомился с блистательной командой питерских милиционеров – героями Алексея Нилова (Ларин), Александра Лыкова (капитан Казанцев, он же – "Казанова"), Михаила Трухина (лейтенант Волков), Сергея Селина (Дукалис) и Александра Половцева (майор Соловец). Руководил же ими бесконечно обаятельный персонаж Юрия Кузнецова ("Мухомор"), который не то что голоса не повысит на подчиненных – мухи не обидит. Компания главных героев была подобрана создателями сериала безупречно: типичный питерский меланхолик Ларин, вспыльчивый юнец Волков, франт и гедонист Казанова, простодушный толстячок Дукалис, матерый "опер" Соловец – по гармоничности такой ансамбль не уступал Д'Артаньяну и трем мушкетерам.

"Менты" (так культовый сериал назывался в видеопрокате) стали рубежным проектом для нашей экранной масс-культуры. С одной стороны, милиция здесь – в пику раннему постсоветскому кино – не состояла сплошь из продажных подонков. С другой, – не идеализировалась. По крайней мере, образ человека в погонах в "Улицах" не выглядел ни плакатным до тошнотворности (как в советских фильмах о родной милиции), ни лубочным (как в сериале "Участок"). Герои казались не михалковскими дядями Степами, а нормальными людьми со своими слабостями и комплексами. Бесспорно, это была заслуга не только занятых в проекте артистов, но и режиссеров классических эпизодов многосерийного телефильма, среди которых значатся имена таких мэтров, как Владимир Бортко, Дмитрий Светозаров и Александр Рогожкин.

По итогам 1998 года актерский состав "Ментов" получил специальную премию МВД России – "За создание высокохудожественных произведений, способствующих распространению правовой пропаганды". За несколько неадекватной формулировкой скрывался серьезный социальный подтекст. "Улицы разбитых фонарей" сделали то, чего не смогла бы сделать ни одна государственная PR-кампания, направленная на улучшение имиджа Органов – "очеловечили" милицию в глазах населения.

Действительно, в первых сезонах сериала главные герои выглядели самыми обычными гражданами, типичными для 90-х обывателями. Они ездили на тех же трамваях (поскольку бензина для служебной машины часто не хватало), месили ногами ту же извечную кашу из снега и грязи, носили те же угрюмые пуховики. Точно так же, как и 99 процентов населения, жили от зарплаты до зарплаты. Сериал стал подлинным документом эпохи, с абсолютной беспристрастностью зафиксировавшим унылую панораму "культурный столицы" образца прошлого десятилетия. Грязные подворотни, озлобленная сутолока рынков, заснеженные пустыни спальных районов – подобный реализм не мог не сделать телевизионных борцов с преступностью еще роднее и понятнее для зрителя.

Прошло время, и проект "Улицы разбитых фонарей" из наивного, но самобытного сериала превратился в конвейер по производству второсортных детективов. Запоминающихся сценариев и громких имен режиссеров становилось все меньше, в то время как амбиции исполнителей главных ролей, осознавших свою "звездность", росли. Негативно сказались на судьбе "ментовской" телеэпопеи бизнес-проекты, начавшие появляться вокруг сериала. Так, в 2001 году в Петербурге открылся ресторан "Улицы разбитых фонарей". Лицами заведения стали Трухин и Половцев, жена последнего - Юлия Соболевская – заправляла работой ресторана. При этом остальные артисты остались ни при делах.

Бесконечные обиды по поводу того, кто и как использует имена и лица "Ментов" в коммерческих целях, помноженные на неудовлетворенность качеством новых сценариев привели в итоге к расколу классической актерской команды. В конце 2003 года Нилов, Селин, Кузнецов (а вместе с ними – Анастасия Мельникова, исполнительница роли лейтенанта Абдуловой) ушли в новый проект "Опера´. Хроники убойного отдела". "Улицы" были продолжены уже без них: взбунтовавшуюся четверку заменили Евгением Дятловым, Оскаром Кучерой, телеведущей Лерой Кудрявцевой и Леонидом Куравлевым. Стоит ли говорить, что все серии "Оперов" и новых "Ментов" вместе взятые не стоили и одного классического эпизода "Улиц"?

Как и следовало ожидать, проект "Опера" оперативно выдохся. Занятый в нем квартет артистов перебрался в сериал "Литейный, 4". Амбиции его создателей поражают: "Литейный, 4" — не сериал в привычном понимании, каждая серия — это самостоятельный блокбастер", - гласит официальный сайт телефильма. Бывшие "менты" больше не ездят на трамваях и не открывают пивные бутылки пистолетом. Они пересели на сверкающие иномарки, сменили растянутые свитера на стильные "прикиды" и получили в пользование новейшую компьютерную технику. Да и рабочие места у главных героев теперь находятся не в обшарпанных кабинетах обычного отделения милиции, а в роскошных интерьерах с едва ли не антикварной мебелью.

По сюжету, персонажи нового сериала являются сотрудниками некоего Специального отдела по расследованию особо сложных дел, который располагается по фигурирующему в названии проекта адресу. Какого рода организация на самом деле находится в "Большом доме" на Литейном, знает каждый петербуржец. Согласитесь, в действиях создателей сериала, взявших на щит один из самых суровых брендов Питера, просматривается какая-то бессердечность. Вернее – отсутствие любви к "маленькому человеку", на которой изначально строился проект "Менты", где главным источником драматизма была извечная беззащитность обывателя перед озверевшей реальностью.

Герои "Литейного" прошли через настоящий ребрендинг. Теперь у них не только новый имидж, но и новые звания, биографии, имена. Кузнецов стал генералом, Селин – подполковником, при этом Мельникова (играющая эксперта-психолога) и Нилов (фигурирующий в проекте как юрист-аналитик) воинских званий не имеют вовсе. Кстати, все четверо появляются в новом проекте под своими собственными именами и фамилиями. Привычный для зрителя квартет ментов-оперов разбавили персонажи "лицедея" Анвара Либабова и актера Андрея Федорцова. Первый играет эксцентричного "гуру" электронной слежки. Второй – заносчивого майора, любящего женщин и дорогую обувь.

Глянца на своих персонажей создатели "Литейного" навели, а вот сохранить в них хоть какой-то намек на человечность не сумели. Герой Юрия Кузнецова из беззлобного отца-командира превратился в угрюмого и тяжеловесного государственного мужа. Персонаж Сергея Селина, лицо которого украшает зловещий шрам, стал чем-то средним между Рэмбо и терминатором. Сыгранный Федорцовым майор Ухов выглядит бесконечно желчным человеком. Пожалуй, таких "ментов" не полюбит никто.

С экшеном в сериале все в порядке. Погони на роскошных автомобилях, взрывы и перестрелки, ежесекундное мелькание в кадре новейшей компьютерной техники – все это сделано недурно, недешево и не без претензии на звание "русской бондианы". Об оригинальности умолчу – ее в таких проектах давно не демонстрирует Голливуд, так откуда взяться чему-то новому у нас? Вот и получается, что серия "Литейного" с заминированным вагоном метро до неприличия напоминает "Скорость" Яна Де Бонта, "В осаде – 2" со Стивеном Сигалом и еще с десяток аналогичных заокеанских лент.

Бесспорно, гламурно-блокбастерный аттракцион состоялся. Но вот сделать что-то, хоть отдаленно напоминающее "Блюз осеннего вечера", "Моль бледную" или другие мини-шедевры из прежних "Ментов" у авторов "Литейного" не получилось.