Медиановости

8 апреля 2008 12:48

Суд закрыл молдавско-российскую границу

Мещанский суд Москвы признал вчера законными действия пограничной службы аэропорта Домодедово, не пустившей в декабре 2007 года в Россию корреспондента журнала The New Times, гражданку Молдавии Наталью Морарь. В ходе прошедшего в закрытом режиме разбирательства суд согласился с представителями ФСБ, заявившими, что "Морарь занималась деятельностью, несопоставимой со статусом журналиста".

Мещанский суд рассматривал вчера жалобу адвоката журналистки The New Times Натальи Морарь Юрия Костанова. Адвокат намеревался оспорить действия погранслужбы аэропорта Домодедово, которая 16 декабря 2007 года отказалась впустить в Россию прилетевшую из загранкомандировки госпожу Морарь. Являющаяся гражданкой Молдавии журналистка была вынуждена улететь в Кишинев, хотя она жила и работала в России более пяти лет и претендовала на получение гражданства РФ. Заседание по просьбе отказавшихся представляться прессе представителей ФСБ прошло в закрытом режиме. Они объяснили, что намерены показать суду документы, на которых стоит гриф "для служебного пользования". Как выяснилось, это были находящиеся в закрытом доступе совместные постановления ФСБ и правительства России, где указан порядок действий иностранных журналистов на территории РФ.

Как сообщал "Ъ", погранслужба аэропорта Домодедово задержала прибывшую из командировки в Израиль Наталью Морарь и объявила, что ей отказано в праве въезда в РФ "по распоряжению центрального аппарата ФСБ". Посольство РФ в Молдавии вскоре разъяснило журналистке, что ей запрещен въезд в Россию на основании п. 1 ст. 27 закона "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ". В этом пункте говорится, что иностранцу не разрешен въезд в Россию, если это необходимо "в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения". Официальных разъяснений от российских властей так и не последовало. А попытка получить эти объяснения через суд оказалась безуспешной — в марте суд отклонил этот иск. Руководство The New Times связывает запрет с публикациями госпожи Морарь о выводе за рубеж российскими чиновниками денег через банки "Дисконт" и Raiffeisen. В феврале Наталья Морарь вышла замуж за гражданина РФ Илью Барабанова, после чего молодожены попытались попасть на территорию РФ, однако пограничники вновь отказались пустить журналистку в страну.

Господин Костанов настаивал, что ФСБ, не пустившая госпожу Морарь в Россию, нарушила ряд ее конституционных прав. Журналистке не объяснили, на основании чего ее не пускают в страну, не пропустили к ней адвоката и нарушили ее конституционное право на труд. "У Натальи Морарь были все необходимые документы, позволяющие ей жить и работать в России",— напомнил адвокат.

Представители ФСБ заявили суду, что действия погранслужбы Домодедово были законными и что "гражданка Морарь занималась деятельностью, несопоставимой со статусом журналиста". После короткого совещания суд отклонил жалобу адвоката. Причины такого решения пока неизвестны, так как была оглашена только его резолютивная часть. Сотрудники ФСБ после суда от комментариев уклонились, а Юрий Костанов заявил "Ъ", что обжалует решение в Мосгорсуде, как только получит на руки его мотивировочную часть.

"Меня никто не знакомил с правилами для иностранных журналистов, потому что я им не являюсь,— заявила "Ъ" Наталья Морарь.— Я российский журналист, который работает в российском СМИ. И поэтому аргументы сотрудников ФСБ мне кажутся надуманными". По словам госпожи Морарь, решение суда ее абсолютно не удивило, и, после того как ее дело будет рассмотрено в Мосгорсуде, журналистка намерена обратиться в Европейский суд по правам человека. Ъ