Мнения
/ Интервью

11 апреля 2008 16:18

Нина Белоцерковец: "Журналист обязан быть патриотом"

Каковы основные принципы работы современных деловых изданий? Насколько самостоятельны петербургские СМИ и в чем их главные проблемы? Открыты ли деловые порталы, газеты и журналы для освещения проблем малого бизнеса? Чего ждут журналисты от нового президента? Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, Lenizdat.ru проводит опрос руководителей деловых СМИ Петербурга. Наш первый собеседник — Нина Белоцерковец, главный редактор и учредитель журнала "Бизнес и время", генеральный директор ООО "Деловая пресса".

Lenizdat.ru: Назовите основные принципы, которых должно придерживаться деловое СМИ в своей работе. Есть ли у вашего СМИ особые принципы работы?

— Журнал "Бизнес и время" точнее назвать информационным изданием для деловых людей. Мы информируем читателей о политике, экономике, культуре, о том, кто и как делает бизнес, кто и почему добивается в жизни успеха, кто терпит неудачу, какие проблемы возникают и как они решаются в деловом мире, какую роль в развитии предпринимательской деятельности играют власть и государственные чиновники.

На мой взгляд, принципы для журналиста любого издания должны быть одни: честность, патриотизм, свобода мыслей и профессионализм. Журналистика — это ведь не просто специальность, это образ жизни. От того, каким мы видим мир, страну, общество, что одобряем и к чему призываем, зависит качество жизни миллионов людей.

Lenizdat.ru: Кто основные авторы и эксперты вашего журнала? Как вы строите взаимоотношения с ньюсмейкерами?

— Главными авторами публикаций в нашем журнале являются специалисты, лидеры и представители деловых кругов, политики, люди, не равнодушные к тому, что происходит вокруг, и, конечно, журналисты. Журнал охотно сотрудничает с представителями бизнеса, конструктивно выстраивает отношения со всеми ветвями власти. Независимая позиция издания позволяет предоставлять трибуну для публикации самых разных точек зрения, позиций и мнений, вести открытый диалог на различные темы.

Lenizdat.ru: Каким образом осуществляется проверка информации? Кто несет ответственность в случае, если опубликованные сведения окажутся недостоверными?

— Вся ответственность за предоставленные материалы лежит на авторах публикаций и на редакции. Для проверки фактов особых способов не требуется, все делается в рамках закона о СМИ.

Lenizdat.ru: Как вы относитесь к утверждению, что деловые СМИ в Петербурге чаще всего развиваются как приложение к московским проектам? Или городские деловые СМИ достаточно самостоятельны?

— Возможно, я не владею информацией обо всех деловых изданиях города, но большинство тех, что оказываются на прилавках, действительно связаны с Москвой, если обратить внимание на их выходные данные. Могу смело утверждать, что журнал "Бизнес и время", учредителем которого я являюсь, абсолютно самостоятельное издание. Редакция никогда не пользовалась дотациями городских властей, не принимала спонсорской помощи от московских денежных магнатов, не позволяла политикам вмешиваться в работу коллектива.

Lenizdat.ru: Почему в городе закрываются некоторые деловые издания? Означает ли это, что бизнес-структуры, которые пытаются создать в Петербурге деловые СМИ, сталкиваются с препятствиями?

— Говорить о тенденции закрытия городских деловых изданий, пожалуй, не стоит. Чтобы закрыть журнал или газету, надо сначала их выпустить в свет. За последние десять лет я не наблюдала бума в деловой журналистике.

Почему деловые издания появляются в Москве, а не в Санкт-Петербурге? Ответ, очевидно, надо искать в состоянии экономики, в подготовке журналистов и в нежелании делового мира иметь такие издания. Если на рынке нет социального заказа, издание обречено на гибель.

Lenizdat.ru: Ряд издателей считают, что главными проблемами городских деловых СМИ являются недостаток кадров и ограниченность бюджетов. Так ли это? Какие еще проблемы деловых СМИ вы бы выделили?

— Конечно, основными препятствиями для развития деловой журналистики остаются отсутствие или ограниченность финансовых средств и уровень подготовки профессиональных журналистов-аналитиков, экономистов, политологов.

Практика такова, что для выживания на рынке СМИ редакция вместо творчества и сбора информации должна зарабатывать деньги на продаже рекламных площадей. Деловому, информационному изданию это несвойственно. При создании же нового издания необходимо иметь помещение и технические средства, что требует немалых вложений. Можно много говорить о независимых и самостоятельных деловых газетах и журналах. Но для выхода на рынок и конкуренции с московскими и зарубежными изданиями, бюджеты которых больше в разы, петербургским журналистам необходима поддержка, как и всему малому бизнесу.

Lenizdat.ru: Согласны ли вы с тем, что власти сегодня делают все возможное для развития малого бизнеса? Насколько петербургские СМИ (и ваше, в частности) открыты для освещения проблем малых предприятий?

— О поддержке малого бизнеса в Санкт-Петербурге власти и политики говорят с первых дней перестройки, но существенных перемен в этой сфере не происходит. Открываются консультационные пункты, создаются советы, общественные организации, которые финансируются из бюджета, но реальной помощи большинство предприятий не получает. Сегодня в Петербурге создаются бизнес-инкубаторы, где якобы должны стартовать и получить развитие фирмы инновационного направления и нанотехнологии. Один из бизнес-инкубаторов недавно показали журналистам. 40 малых предприятий из ста тысяч получили помещения и поддержку. В течение года обещают еще одиннадцать бизнес-инкубаторов открыть. Каким будет результат такой поддержки? Хорошо бы положительным.

Малый бизнес лучше всего могут поддержать сами владельцы, а властям надо создавать законы, способствующие развитию производственной, инновационной, научной сфер. Пока же элементарный вопрос о приватизации помещений, которые предприниматели привели в порядок и годами исправно оплачивают аренду, не решен. В Госдуме не могут принять закон, который бы позволил малым предприятиям выкупать эти помещения без выставления их на аукцион.

Можно ли в данной ситуации сказать, что власти делают все возможное для поддержки малого бизнеса? Заявлений о поддержке предпринимателей и о развитии малого бизнеса со стороны властей предостаточно, но реальная помощь пока не очень заметна. Если малый бизнес уже несколько лет не может преодолеть цифру 30% в наполнении городского бюджета, то как же он развивается?

Lenizdat.ru: Насколько активно вы освещаете в своем журнале проблемы, свойственные малому бизнесу?

— На страницах журнала регулярно освещаются все проблемы малого бизнеса. К сожалению, те, кто должен отвечать или реагировать на публикации и критику, не обременены законом о СМИ отвечать на них. Журналисты могут писать что угодно и сколько угодно, а власти и руководители могут это читать и делать вид, что все хорошо, или просто не замечать критики.

В петербургских СМИ проблемы бизнеса находят свое отражение, но публикации на эту тему нередко носят информационный, а порой и заказной характер. Мало аналитики и критики. Наш журнал открыт для освещения любых тем и проблем. Наемным редакторам, возможно, сложнее проявить самостоятельность, так как они в большей степени экономически зависимы от учредителей. В нашем издании это сделать проще.

Проблемы малых предприятий и частного бизнеса свойственны и деловой журналистике: это необходимость предоставления или приватизации помещений, снижение налогового бремени или освобождение деловых изданий от ряда налогов, возможность получения льготных кредитов или грантов на развитие.

Lenizdat.ru: Чего удалось добиться Владимиру Путину в сфере бизнеса? Согласны ли вы с мнением главы "Финансгрупп" Шварцмана о том, что сегодня практикуется множество "добровольно-принудительных" способов консолидации активов в руках государства, и о том, что российский бизнес контролируют силовые структуры?

— Оценку деятельности Путина в сфере бизнеса в последнее время дали множество ученых и политиков, и это довольно широко освещалось в прессе. Причем высказывались и советы, к которым власть редко прислушивается.

Нельзя не согласиться с мнением господина Шварцмана о том, что активы консолидируются в руках государства. Плохо это или хорошо для народа и экономики — вопрос спорный. В ряде стран государственная собственность сохраняется, и это не мешает развитию частного бизнеса.

Lenizdat.ru: Какими вы видите перспективы российского бизнеса в связи с избранием нового президента?

— От нового президента и журналисты, и предприниматели ждут, конечно, перемен в лучшую сторону. Ждут законов и решений по борьбе с коррупцией, сокращения раздутого штата чиновников и проверяющих, снижения налогового бремени для начинающих предпринимателей. В 1917 г. Максим Горький писал: "Мы добивались свободы слова затем, чтобы иметь возможность говорить и писать правду". Прошло почти сто лет, но, как и во времена Горького, сегодня писать и говорить правду может только независимая журналистика. Только есть ли она в Петербурге?

Lenizdat.ru: Расскажите о ближайших проектах и планах вашего СМИ.

— В планах нашей редакции — увеличение читательской аудитории и продаж тиража. Мы надеемся, несмотря на все трудности, найти возможности для широкой рекламной кампании журнала. В течение ряда лет редакция выступает информационным спонсором ансамбля "Маэстро", поддерживает пропаганду классической музыки, массовых культурных мероприятий, деловых и художественных выставок. Наша редакция принимает активное участие в освещении и проведении мероприятий, связанных с безопасностью бизнеса и борьбой с коррупцией. В этом году мы выступаем информационным партнером ряда крупных конференций. В мае, в частности, будем освещать работу конференции "Безопасность личности, общества, государства". Традиционно журнал освещает темы женского бизнеса, участия их в управлении, продолжим эти публикации и в этом году.