Медиановости

11 апреля 2008 19:06

Будущее журнального бизнеса: международные тенденции, специфика России

Конференция посвящена двум крупнейшим мероприятиям о будущем журнального бизнеса, которые пройдут в Москве в 2008 году: Международной выставке-ярмарке журнальных брендов FIPP и выставке-конференции "Издательский бизнес/Publishing Expo". На вопросы, касающиеся тенденций развития журнального бизнеса в мире, ценности бренда в журнальном бизнесе и современных платформах его продвижения, мультимедийной продажи рекламы ответили участники конференции: Дональд Каммерфельд, президент и генеральный директор Международной федерации журнальной прессы (FIPP); Виктор Шкулев, президент "Насhette Filipacchi Shkulev", вице-президент ГИПП; Юлия Казакова, исполнительный директор ГИПП.

1. Инна Щербина, Челябинск: Какой сейчас основной журнальный тренд?

Дональд Каммерфельд: Я представляю FIPP (Международная федерация журнальной прессы ), членом которой являются 59 стран. И хотя наши журналы отличаются по странам и по регионам, могу сказать, что вся наша индустрия здорова на сегодняшний день, прибыльна и очень быстро растет и развивается в таких регионах, как Россия и Восточная Европа. Мы, также как и все остальные СМИ, сейчас стоим перед новой задачей, происходит много технологических изменений. Никогда у потребителей СМИ не было такого огромного выбора. Но в сутках все-таки 24 часа. И у пользователей СМИ сейчас есть не только сами СМИ, но и Интернет, и мобильный телефон, куда тоже могут поступать какие-то новости и информация. Именно потребители СМИ заправляют всеми делами. И поэтому мы сейчас должны приспосабливаться к желаниям и стилю жизни потребителей СМИ потому, что они решают, что они хотят потреблять и когда. И вот эти изменения в технологии, которые также отразились на изменении поведения наших пользователей СМИ, заставили всех, кто занимается СМИ, в том числе газетами и журналами, очень волноваться. Я думаю, что нам не стоит ничего бояться, кроме самого страха, как говорится. Я думаю даже, что у нас, кто делает газеты и журналы, есть сейчас прекрасная возможность добраться до более широкого круга потребителей благодаря новым платформам. Сейчас очень хорошее время для тех, кто занимается журнальным бизнесом. Я жалею, что я не так молод, а то я бы еще лет 40 в этой отрасли проработал.

2. Иван: Почему FIPP решил провести выставку-ярмарку именно в Москве? В чем будет принципиальное отличие этого мероприятия от предыдущих?

Дональд Каммерфельд: Почему FIPP решила провести выставку-ярмарку именно в Москве? Раньше мы проводили такие мероприятия, которые собирали тех, кто издает журналы и газеты со всего мира. Мы их собирали вместе для того, чтобы они делали совместный бизнес, несмотря на границы. Насколько вы знаете, журнальный бизнес самый международный после кино. Журналы гораздо легче пересекают границы чем газеты, радио и телевидение. И очень многие журналы, которые хорошо известны своими названиями, уже печатаются в 50-70 различных странах мира. До настоящего момента мы проводили эту выставку-ярмарку в Лондоне, где размещается штаб-квартира FIPP. Но, поскольку журнальный бизнес так бурно развивается и так активно развивается и растет в этих регионах, мы решили уже перенестись на место действия. То есть, в Восточную Европу, ну а самый подходящий город для этого - Москва. Кроме того, у нас здесь есть ГИПП - Гильдия издателей периодической печати. ГИПП уже продемонстрировал свою возможность проводить международные конференции на самом высоком уровне. Если я правильно помню, 2 года назад у нас проходил здесь Всемирный газетный конгресс. ГИПП так хорошо провел этот конгресс, что мы решили провести в Москве выставку-ярмарку совместно с Гильдией издателей. Вот почему мы и решили переместиться в Москву с нашей выставкой-ярмаркой, и я думаю, что она будет самая крупная и продуктивная.

3. Инна Щербина, Челябинск: Здравствуйте. В ближайшее 10-летие не умрет ли рынок журнальной прессы в связи с уходом рекламодателей в интернет?

Дональд Каммерфельд: Думаю, что журналы и вообще печатная пресса будут сохранять свое место и свою активную работу в том, что касается рекламы. По нескольким причинам – первое, поскольку, конечно же, качество изображения в печатной прессе намного лучше в том, что касается графики и картинок. Вторая причина психологическая – люди очень любят тактильный контакт, им нравится трогать, щупать, и им не нравится, что что-то может пропасть на экране. В-третьих, журналы являются самой дружелюбной средой для рекламодателей. Когда людям задают вопрос, где им не нравится видеть рекламу – на первом месте до недавнего времени стояло телевидение, сейчас уже Интернет. Люди ненавидят рекламу в Интернете. То есть с точки зрения потребителей газеты и журналы – самые дружественные с точки зрения потребителей. Поскольку она является ненавязчивой, страницу можно перелистнуть. Четвертая и последняя причина – это то, что читатели журналов гораздо больше любят СМИ, чем кто-либо еще. То есть у них больше разброс внимания, если другое какое-то СМИ тоже работает одновременно с журналом, например, телевизор или радио, то получается, что все равно нужно больше внимания уделять журналу, больше сконцентрироваться, чтобы понять о чем пишет журнал. Рекламодатели прекрасно понимают, что если человек внимательно изучает то или иное СМИ, то и реклама лучше до него дойдет. То есть главное – не сколько человек увидят рекламу, а сколько обратят на нее внимание. К тому же не замечено, что рекламодатели уходят из журналов в Интернет. Менее 5% объявлений, которые мы видим в Интернете в последнее время, могли бы переместиться в журналы .В основном это электронная коммерция. 40% сделок происходит благодаря поиску. Это не какая-то брэндовая реклама, которая обращена к тем или иным потребителям, но это реклама сделок, так сказать. Я не думаю, что те красивые брэнды, которые сейчас так замечательно представлены в журналах, переместятся в Интернет. Я уверен, что нам еще ждет очень светлое будущее, и рекламодатели будут еще долго поддерживать журналы.

4. Вальцов Афанасий, Москва: Не кажется ли вам, что на сегодняшний день слишком очевидно размывание границ между газетой и журналом: журналы стали оперативнее, газеты изобилуют аналитикой... А вот читатели все больше и больше заглядывают в интернет...Есть ли еще у печатных изданий мощный потенциал, готовый противостоять интеренету и упаду отрасли?

Виктор Шкулев: Получается так, что тема, которую сейчас начал освещать Дональд, чрезвычайно важна, потому что на сегодняшний день это один из наиболее болезненных вопросов и актуальных для издателе журналов и газет. Потому что происходит глобальное внедрение изменений и в издательский бизнес, где появление новых технологий представляет новые возможности прессе, а с другой стороны, читателям газет и журналов предоставляются новые возможности в других медиа - интернет, телефония, телевидение и так далее. И нас об этом спрашивают, и мне думается, что на самом деле имеет смысл сказать о том, что, действительно, и газеты, и журналы сегодня очень сильно меняются, во всем мире, но Россия как пример, что издания становятся более актуальными и оперативными, сокращаются сроки производства журналов и газет, и так называемые последние новости чаще имеют возможность попадать в прессу. В частности, в журналы, о которых мы сейчас говорим. Другой аспект, достаточно важный – вырастает новое интернет-поколение, которое свое детство начинало с детских электронных игр, для которых общение с компьютером становится таким же легким, как и общение с книгой, журналом, поэтому меняется, скажем так, способ общения с различными медиа. И в результате мы, конечно, можем замечать, что у интернет-поколения происходит некое перемещение интересов из прессы в интернет, и это заметно сегодня на подростковых и юношеских изданиях, которые начинают терять свою аудиторию, которая переходит в интернет. Но, в то же время, мы видим, что по мере взросления интернет-поколения, они все чаще и активнее возвращаются в прессу , в частности, в журналы. В этой связи думается, что у большинства журнальных брендов, традиционно сильных журнальных берндов, есть возможность развивать те самые мультимедийные платформы, о которых говорил Дональд. Часть аудитории, которая традиционно читала подростковые журналы, перемещается в интернет, но, в то же время, совокупная аудитория тех, кто получает информацию под одним и тем же брендом, остается прежней или растет. И , по сути, бренд, медиа-компании предоставляют комплексный сервис своим читателям-пользователям, потому что на выбор пользователя информацию можно получить в виде либо электронной версии в интернете, либо в виде печатной версии. Напротив, в целом ряде ниш, например, таких, как журналы о моде, в связи с приходом новых технологий, наоборот укрепляются позиции. Потому что основной способ потребления информации о моде, это фотография очень высокого качества. Такого качества, которое можно увидеть в журнале.

5. Эля Крыжановская: Мне кажется, что доход, выручаемый от рекламы более высок, чем доход, получаемый от реализации. Не стали ли российские журналы инструментом рекламы, утратив при этом свою первоначальную роль носителя информации?

Дональд Каммерфельд: Есть такие журналы, для которых реклама является содержанием, например, журналы моды. Но есть, конечно и такие журналы, например, очень технические, где появляется информация, не связанная с содержанием журнала, и тогда она, конечно, не достигает своей цели и не представляет такого интереса. Но большинство журналов как раз совмещают рекламу и ее содержание. Содержание отображается в журнале и соответствует интересам потребителей этого журнала. Еще я хотел бы добавить, что обычно две трети дохода мы получаем от реализации, и одну треть – от рекламы. Но есть две страны, которые представляют исключения – США и Россия. В США рынок рекламы очень живой, и в России тоже. В других странах, в Великобритании, в Германии, во Франции дело обстоит наоборот – две трети доходов приходят от рекламы и одна от реализации. Таким образом, мы видим, что все неоднозначно, если брать разные страны. Но здесь у России и США экономическая ситуация одинаковая.

Виктор Шкулев: Я, по сути, хотел бы подчеркнуть то же самое, о чем говорил в начале своего ответа Дон: мне думается, что у нас в России отношение к рекламе суперконсервативное, поскольку выросло несколько поколений людей, у которых не было привычки пользоваться услугой по рекламированию товара и, благодаря рекламе, совершать те или иные покупки. На самом деле реклама – это великое благо и очень качественный сервис, который все мы получаем. Мне бы хотелось особо подчеркнуть, что в журналах этот сервис предоставляется на самом высоком уровне. То, что сказал Дон, это очень важно, что в большинстве журналов реклама является частью контента. Не потому, что рекламная информация инкорпорирована в информационный текст, а напротив – чисто рекламная страница несет в себе информацию, чрезвычайно важную для читателей – новые модные линии, новый парфюм, новый крем для ухода, новый стиль одежды и так далее. Поэтому и покупаются журналы мод, чтобы попользоваться рекламными страницами. То же самое, когда человек покупает автомобиль, он покупает автомобильный журнал и пользуется рекламными страницами, и т.п. Поэтому я убежденный сторонник той точки зрения, что мы должны иначе смотреть на те услуги, которые получаем через рекламные сообщения. В газетах и журналах этот сервис – самый дружественный.

6. Женя, Москва: Как на ваш взгляд повлияет на развитие издателського рынка принятие закона об ограничении иностранного капитала? Есть ли подобный опыт в зарубежных странах?

Юлия Казакова: На самом деле, этот закон еще не принят, то есть можно говорить о законопроекте, который вызвал уже много шума в нашей индустрии. Этот закон, действительно, будет ограничением на покупку долей или покупку крупных медиа-компаний. Если говорить о практике, которая существует в других странах, мы постарались изучить подобную практику в других странах. Во многих странах мирах существует довольно жесткие ограничения на участие иностранного капитала в электронных медиа, т.е в телевидении и радио. Я не говорю сейчас о недемократических странах. Что касается журналов, я такой практики и не знаю. Что касается газет, мы нашли несколько европейских стран, в которых такие ограничения есть – Франция, и 2-3 страны, в которых исторически просто существует закон о монополиях. То есть законодательство этих стран не распространяется только на медиа. Оно распространяется на все крупные сделки. В любом бизнесе. Ограничения в полиграфии, если не брать, опять же недемократические страны, где существует ограничения на монополию, таких ограничений тоже нет. В нашей стране получается очень интересно. Если этот закон вступит в действие, то под его возможное действие попадут такие издания, как, например, Антенна-Телесемь (ТВ-гид), пятничные выпуски ежедневных газет, ряд еженедельников. Такой критерий вообще очень странный для мировой практики. Чем эти издания актуальны и важны для национальной безопасности страны? А закон направлен на защиту национального достояния, куда входят космос, недра, ядерное оружие, и попали еще СМИ. Конечно, мы счастливы, что СМИ получили такую высокую оценку в нашем государстве. Но мы надеемся, что такого рода ограничениями интерес государства к нашему рынку не закончится. Потому что у нас существует масса вопросов, связанных с регулированием налогового законодательства, дистрибуции, и так далее.

7. Кирилл, Москва, журнал "Курьер печати": Супермаркеты одна из проблем последних лет. Для решения этого вопроса предлагаются различные способы решения. Один из них – законодательный. На Ваш взгляд, должно ли правительство законодательно регулировать схему работы сетей супермаркетов с поставщиками?

Виктор Шкулев: Если мы говорим про системы распространения прессы вообще в России, то надо сказать – сегодня это одно из наиболее проблемных направлений в силу ряда причин. Прежде всего в силу того, что Россия - огромная страна, огромная территория, и необходимо прессу доставлять на продолжительные расстояния. Это означает, что для такой страны, как наша, нужно построить достаточно дорогостоящую и непростую модель распространения, чтобы в итоге пресса доставлялась вовремя. Во-вторых, на рубеже распада СССР и становления рыночных отношений российский издательский рынок получил осколки советской системы распространения, которая не была адаптирована под современный рынок. И по сути, рынок оказался в ситуации, когда очень многое нужно было достраивать и доделывать под современные реалии, потому что, например, советская модель не предполагала, что в киосках будут распространяться очень толстые глянцевые журналы, и что их будет очень много. И почтовые ящики делались под четырехполосные газеты и не предполагалось, что в них будут опускаться такие журналы. Другая проблема – сами распространители, которые решили заниматься этим как бизнесом, считают, что самое лучшее направление – это эффективная эксплуатация издательских домов. Тогда как нам кажется, что самый лучший бизнес – это сотрудничество между издателем и распространителем с целью продажи максимального количества копий. Исходя из того, что сегодня на рынке существует такое недружественное отношение распространителей к издателям, которых они обслуживают, издателю приходится решать проблемы такого порядка, как проникновение в торговые сети, потому что нет свободного проникновения для вновь открывающихся изданий, приходится оплачивать самые разные тарифы, придуманные дистрибьюторами, например информационные сборы, сборы за присутствие, сборы за нерентабельность, за выкладку и так далее. Хотя издатели понимают, что сегодня нужно обязательно вкладываться в активный маркетинг, который позволял бы и издателям, и распространителями делать бизнес лучше. Важнейшая задача, которая сегодня стоит перед издательским рынком – перейти на модель, когда большинство средств, которые издатели инвестируют в распространение, направлялось на стимулирование продаж, а не на то, чтобы оплатить эти дистрибуторские поборы. В связи с этим нам кажется, что для дистрибутора важнейшим вопросом должна быть эффективность его работы, максимальная производительность. Сегодня же, когда существует модель поборов с издателей различными дополнительными средствами, дистрибьютор покрывает свою некачественную работу. Не потому, что журналы плохо продаются, а потому что так организован бизнес дистрибуторов. Все эти проблемы наиболее остро стоят в зоне распространения прессы в супермаркетах. Нам кажется, что на сегодняшний день дистрибуторы занимают неправильную позицию с точки зрения того что они предпочитают консолидироваться не столько с издателями, сколько с супермаркетами и принимать практически любые условия для работы, которые предлагают супермаркеты. Нам же кажется что условия продажи прессы в супермаркетах должны формироваться в сотрудничестве между издателями и распространителями с одной стороны и супермаркетами с другой стороны.

8. Татьяна, Москва: Уважаемый Дональд.Опишите пожалуйста современную европейскую типографию, которая печатает периодические СМИ? Какие технические, сервисные и инфраструктурные параметры она имеет? Что меняют типографии в своей работе, чтобы отвечать к изменяющимся требованиям издателей, на которых также влияют предпочтения читателей. Какую роль занимает маркетинг на полиграфических предприятиях Запада? Какие способы своего продвижения используют крупнейшие типографии? Спасибо за Ваш ответ.

Дональд Каммерфельд: Во многих странах мира сегодня журнальная индустрия сейчас не защищается, а наступает - Нидерланды, Бельгия, Германия, Великобритания и США. И вся эта индустрия очень активно рекламирует ценность журналов и рекламодателями и читателям, например, в США в прошлом году весь рекламодательский рынок увеличился на 0,2%. То есть это практически ноль. Но журнальная индустрия повысила свою рекламодательскую деятельность на 7%. И это было самое значительное повышение за последние много-много лет. Почему? Потому что они начали промоушен-программу на 40 млн долларов, которая была нацелена на то, чтобы показать ценность журналов именно для рекламодателей. Бесплатно печатались объявления в журналах, которые объясняли, какими ценностями руководствуется журнал, и были встречи с ведущими руководителями компаний, которые дают рекламу. Таким образом, мы видим, что промоушн окупается. И я думаю, что и во многих других отраслях тоже будет сделан такой же шаг, и те, кто работают в той или иной отрасли, будут гордиться ей и широко ее рекламировать. Итак, я уже говорил, что печатным изданиям не угрожает ничего, в дополнение к тому, что скал Виктор Шкулев, у нас наоборот появились дополнительные.возможности и инструменты, которые позволяют нам более активно общаться с нашими читателями Например, письма редактору тоже играют важную роль. Но у нас есть сейчас такой ресурс, как интернет, который позволяет общаться с редактором в режиме реального времени. Таким образом, мы можем подойти еще ближе к читателям. И сделать свои контакты с читателями более частыми, а не только раз в месяц или неделю, когда им доставляется наш журнал. И там, где у журнала есть хорошо разработанный вебсайт, мы видим, что аудитория у таких журналов даже намного крупнее, чем у тех журналов, которые ограничиваются только печатным изданием. Таким образом, мы жаждем донести нашу информацию и наш бренд до более широкого круга читателей. Кроме того, маржа в интернете гораздо выше, чем в печатных издания. Дам вам пример: www.forbes.com – продает 1,1 млн экземпляров в США, но у них есть еще и 16 млн уникальных читателей или пользователей в интернете. И сегодня они получают 60% своего дохода от печатной продукции, 40% от сайта – совокупный доход является суммой этих двух составляющих. Несмотря на то, что доля дохода вебсайта меньше (40%, в чистом виде), доля прибыли от вебсайта больше – 60%. И, конечно же, у нас нет таких проблем с дистрибуцией, которые отметил господин Шкулев, говоря об интернете. То есть, у нас прибавляются возможности. То есть, я сказал, что интернет не только не представляет угрозу для печатных изданий, но и, наоборот, дает им огромные дополнительные возможности. И мне кажется, что будущее интернета – не текст, а видеоинформация. Людям не нравится читать длинный текст на экране, гораздо легче для глаз его читать на бумаге. И я думаю, что эта тенденция, когда увеличивается видеоконтент в интернете и сокращается текстовый, будет продолжаться. И сейчас самые прогрессивные компании, занимающиеся изданием журналов, учатся делать видео в интернете. И я даже в Восточной Европе посетил несколько журнальных компаний, у которых есть видеостудия. Например, в Таллинне в Эстонии я посетил одну компанию, еще одну в Будапеште в Венгрии. То есть мы уже не прост печатные издание, мы печатное издание–плюс.

9. Татьяна, Москва: Какие очевидные преимущества имеются на зарубежных типографиях, которых на Ваш взгляд пока нет в российских? Пошлины - это единственная причина, по которой 60% тиражей издателей все еще печатаются не в России? Некоторые издатели утверждают что печать ТАМ более качественная и рекламодатели настаивают на этом, хотя давно известно,что зарубежное оборудование износилось, в то же время российские типографии предлагают печататься на новом современном оборудовании. Прокомментируйте, пожалуйста. Какая типография, с какими возможностями и услугами будет интересна издателю через 5-10 лет?

Виктор Шкулев: Возвращаясь к типографии – сегодня действительно значительная часть российских издателей печатает свои журналы за рубежом. Какие для этого есть причины? Их несколько. Первая – экономическая. Целый ряд типографий за пределами России, например в Польше, в Украине, в Прибалтике предоставляют услуги высокого качества по ценам ниже, чем в России, именно полиграфические услуги. Плюс к этому в России существуют ввозные пошлины на мелованную бумагу. Поэтому услуги по печати в России совокупно с тем, что приходится платить издателям при ввозе бумаги, делают печать в России более дорогостоящей. Вторая причина – в России не развит рынок полиграфии, на нем нет конкуренции. Или она в таком состоянии, что ее издатели не замечают. И у издателей выбора нет, издательский рынок насколько разный, что журналы в России очень толстые, в них много вкладок. Не каждая типография сможет печатать такие журналы, в России только две таких типографии. Третья причина- это сервис. Зарубежные типографии предоставляют гораздо лучший сервис. Четвертая причина – прозрачность предоставляемой услуги. Когда издатель оплачивает услуги типографии в Польше, он видит все до мельчайших подробностей, у нас в России этого нет. И контракты, по которым приходится работать в России, пока сделаны в интересах полиграфиста, а не обеих сторон. Но тем не менее, российскому издателю деваться некуда, часть своих изданий он печатает за рубежом, и часть в России. Ему сейчас угрожает еще и то, что есть угроза принятия нового закона, о котором здесь уже говорилось и который будет ограничивать иностранные инвестиции в полиграфию – это означает реальную угрозу для развития российского издательского рынка, снижение темпов его развития.

10. Татьяна, Москва: Юлия, есть ли сайт выставки-ярмарки журнальных брендов FIPP? Предполагается ли участие в ней полиграфических предприятий? Какой предполагается формат выставки? В чем его отличие от выставки Publishing Expo и Пресса?

Юлия Казакова: Русскоязычный сайт выставки-ярмарки журнальных брендов FIPP, которая состоится в Москве 6-7 ноября этого года, появится в ближайшее время. Отличие этой выставки-ярмарки в том, что она имеет очень четкую тему. Эта выставка, если говорить об отличии от российских выставок "Издательский бизнес" и выставка "Пресса" посвящена сугубо журнальному бизнесу. Более того, там есть очень четкая тема, связанная с вопросами лицензирования в журнальном бизнесе. И в таком четком формате большой плюс этого мероприятия. Что касается полиграфических предприятий, то мы будем рады видеть их на этой выставке в качестве участников деловой программы. Потому что в течение двух дней пройдет несколько семинаров, в том числе семинары для российских издателей. Если сравнивать выставку "Издательский бизнес" и выставку "Пресса" по форматам – выставка "Пресса" больше нацелена на читателей по формату проведения и организации. Выставка "Издательский бизнес" изначально позиционируется ГИПП как профессиональная выставка. Параллельно, кроме выставки, три дня на трех площадках проходит очень серьезная и насыщенная деловая программа. Если говорить про темы этого года, у нас будет тема, посвященная тенденциям развития издательского бизнеса, в частности журнального бизнеса. Традиционно каждый год открывать выставку приезжают руководители ведущих международных отраслевых ассоциаций. Каждый из них рассказывает о тенденциях. В этом году мы ожидаем прогноз развития индустрии до 2020 года с точки зрения развития газетного бизнеса, журнального бизнеса и издательских технологий. Отдельная тема у нас будет посвящена ценности бренда для издательского бизнеса, о чем мы сегодня говорили. Конечно, большую часть программы мы будем говорить об изменении издательского бизнеса сегодня, новых технологиях и платформах для распространения контента. Кроме того, мы не успели сегодня ответить на многие вопросы из регионов. В этом году одна из специальных тем выставки будет – развитие издательского бизнеса в регионах России. Подробнее вы можете узнать на сайте выставки www.press-expo.ru

11. Юрий, Москва: Каковы основные направления развития "глянца" в России на ближайшие годы?

Виктор Шкулев: Я думаю, что в таком формате, в котором мы сегодня работаем, невозможно ответить на такой глубокий вопрос, как основные направления развития глянца в России, но мне хотелось бы сделать несколько ремарок. Идет очень активная дискуссия о будущем глянцевой прессы в связи с развитием Интернета и других медиа. Первая тенденция – у глянцевой прессы в России просматривается светлое будущее. Мне думается, это главная тенденция. Это связано с тем, что несмотря на то, что в российском рынке существует миф о переполненности рынка, это далеко не так. Ядро российского журнального рынка сегодня составляют примерно всего лишь 300 журналов, несмотря на то, что в России зарегистрировано около 20 тысяч журналов. Но эти 300 журналов в основном и зарабатывают средства для издателей. Если мы сравниваем количество эффективных журналов, которые выходят регулярно в России, по сравнению с другими странами, то мы видим – сегодня уровень проникновения журналов в России в 2,5 раза ниже, чем в Германии, во Франции. Поэтому при такой обманчивой ситуации, когда полки в супермаркетах и газетных киосках заполнены, на самом деле все не так. У нас по-прежнему не такое количество журналов, как в развитых странах. Количество людей, читающих журналы, тоже в разы меньше, в том числе по вине распространителей. В этом плане у нас есть замечательные перспективы. Количественно мы можем расти, потому что журналов не так много, а население нашей страны – 145 млн, и потенциально большее количество людей может их читать. К этому две предпосылки – рост уровня жизни, с которым все большее количество людей будет читать журналы. И второе – большее количество свободного времени, которое даст возможность лучше организовать свой досуг, потому что появляется возможность для путешествий, где читаются журналы, появляется возможность лучше обустроить свое жилье. Когда появляется удобная гостиная, то там всегда появляются журналы. Не говоря про салоны красоты. Следующее обстоятельство - с ростом доходов идет очень активное распределение по интересам. Появляется доход, свободное время, возможность заниматься тем, что мы называем хобби, у одних рыбалка, у других охота, автомобильный спорт, мода, сигары, дайвинг, велосипеды, моторные лодки и так далее. А это все ниши для журналов. У нас таких журналов сегодня очень мало, нишевых журналов, обслуживающих избирательный интерес. Словом, перспективы российского глянца очень неплохие. Главное – благосостояние населения. Потому что, когда Дон говорил о том, что большинство доходов в издательском бизнесе приходится на рекламу, это еще и потому, что российская пресса продается по цене чрезвычайно низкой. Если мы сравним стоимость глянцевого журнала в России и Европе, то она на 50-60% ниже в России, чем в Западной Европе.

Дональд Каммерфельд: Журнальная индустрия в США и Западной Европе насчитывает уже более 150 лет. А глянцевой индустрии в России лет 20. То есть она фактически в младенческом состоянии находится. В прошлом году доход этой индустрии во всем мире составил 100 млрд. американских долларов, по данным Price Water House Coopers. Одна треть приходится на США, одна треть в западной Европе. И меньше 4 млрд. приходится на территорию от Польши до Уральских гор. Таким образом, есть еще огромный потенциал для роста.

12. Надежда, Москва: Кто приезжает на ноябрьскую выставку FIPP в Москве? Что является основной идеей мероприятия?

Дональд Каммерфельд: Это международная конференция, а не национальная. Обычно раз в год мы проводим такое мероприятие, на которое приезжают издатели со всего мира, для того, чтобы они делали свой бизнес в международном масштабе, встречались друг с другом. У нас будут представители, по крайней мере, из 35 стран. Это, в первую очередь, не российское событие, а международное мероприятие. Но, поскольку это мероприятие проводится в России, то, конечно же, мы ожидаем, что на него приедет гораздо больше российских гостей, если бы оно проводилось в Сингапуре, Лондоне или Нью-Йорке. И для тех россиян, которые хотят узнать, что происходит сейчас в журнальной индустрии во всем мире, не будет лучше возможности, чем наша выставка-ярмарка. В последние 3 недели я путешествовал по Восточной Европе. Болгария, Румыния, Венгрия, Польша и другие страны, и Украина тоже. И я понял, что издатели журналов в этих странах не знают друг друга. И это будет прекрасная возможность для российских издателей встретиться со своими соседями и узнать, что происходит в тех странах, где история с журнальной индустрией похожа на историю в России. И, конечно, же это будет замечательная возможность встретиться с издателями из различных стран мира, с которыми вы хотите совместно делать бизнес. И в этом году мы будем также обсуждать один такой специальный вопрос: как экспортировать через границу успешные веб-сайты, основанные на журналах. Веб-сайты, это достаточно новая вещь в этой части света. И для тех, кто хочет более успешно научиться управлять веб-сайтом журнала, это будет замечательная возможность, потому что они встретятся с людьми, которые имеют достаточно опыта в этой области. И мы знаем, что начало ноября – это очень хорошее время для приезда в Москву. И мы уверены, что те иностранные гости, которые впервые приедут в Москву, получат замечательные впечатления. Я хочу назвать несколько компаний, которые приедут на эту выставку. Среди участников будут крупные международные игроки: Herst, Conde Nast, IPC, Axel Springer, Burda, Lagardere, Edipress, Sanoma, Mondodori.

Виктор Шкулев: Поскольку выставка будет проходить в Москве, мы рассчитываем, что приедет значительное количество издателей из бывших советских республик. Мы ждем издателей из Украины, Казахстана, Прибалтики и других стран. Сейчас уже очень большой интерес проявляют российские региональные издатели к этой выставке. И сегодня мы получили очень много вопросов, связанных как раз с тем, как лучше организовать свой бизнес в сотрудничестве с известными международными издательскими домами. Я согласен с Доном, что выставка-ярмарка – это наиболее эффективная площадка для установления контактов и получения нового опыта.

Юлия Казакова: Эта выставка-ярмарка будет анонсирована на выставке "Издательский бизнес" 23-25 июня в Москве. И подробную информацию об тих двух мероприятиях можно узнать на сайте Гильдии издателей периодической печати www.gipp.ru и на сайте www.fipp.com

Завершающее слово:

Юлия Казакова: Благодарим всех, кто проявил интерес к теме нашей конференции и задал свои вопросы. Приглашаем всех желающих посетить выставку-конференцию "Издательский бизнес/Publishing Expo-2008" (23-25 июня) и Международную выставку-ярмарку журнальных брендов FIPP (6-7 ноября). РИАН