Медиановости

14 апреля 2008 12:54

Общественность переоценила связи

По темпу роста выручки (около 20%) российские PR-агентства в минувшем году уступили лишь своим коллегам из Турции и Индии, подсчитала Международная ассоциация консультантов по связям с общественностью (ICCO). Совокупная выручка отечественных агентств в 2007 году достигла €160 млн при выделенных клиентами бюджетах $0,55-1 млрд (€401-730 млн).

Прошедший год оказался крайне успешным для мировой PR-отрасли, говорится в итоговом отчете ICCO. PR-агентства увеличили свои доходы во всех 22 странах, принявших участие в исследовании. В среднем прирост по миру составил 14%, свидетельствуют данные национальных отраслевых объединений, входящих в ICCO. Наибольший прирост продемонстрировали Турция (27%) и Индия (25%), наименьший — Ирландия (4%) и Франция (2%). В США, самом крупном рекламном рынке мира, совокупный доход 105 агентств, входящих Council of Public Relations Firms, вырос на 12%, до €3,5 млрд.

В России выручка, то есть гонорары, 20 PR-агентств, входящих в Ассоциацию компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС), в минувшем году увеличилась на 20%, до €80 млн, говорится в отчете ICCO. В АКОС сегодня входят такие компании, как "Михайлов и партнеры", "Николо М", "Тайный советник", Edelman Imageland, Maslov PR, SPN Ogilvy PR. Финансовые показатели своих членов АКОС не раскрывает. Известна лишь выручка в 2007 году группы Imageland — $6,2 млн (плюс 25% к 2006 году, штат 100 человек). Такие данные привела американская сеть Edelman, в январе этого года купившая 70% бизнеса Imageland в России и 50% на Украине.

По оценке председателя АКОС, гендиректора агентства Fleishman-Hillard Vanguard Елены Фадеевой, члены ассоциации контролируют около 50% рынка. Таким образом, совокупный заработок всех российских PR-агентств в минувшем году составил примерно €160 млн. При этом до сих пор у АКОС нет консолидированной оценки клиентских бюджетов, выделяемых на PR. В агентстве "Сокур и партнеры" полагают, что в 2007 году объем всего российского рынка PR-услуг достиг $550-600 млн (около €401-438 млн). В агентстве Fleishman-Hillard Vanguard считают, что с учетом бюджетов, которые PR-отделы компаний осваивают самостоятельно, без помощи внешних агентств, объем рынка достиг уже $800 млн (около €584 млн). Причем из них 40% компании тратят на внешние связи, 30% — на PR-продвижение своей продукции, 20% — на внутренние коммуникации и 10% — на кампании за рубежом и другие услуги. Владелец группы Point Passat Сергей Трофименко не исключает, что бюджеты приближаются к $1 млрд (около €730 млн). "Мы в АКОС уже решили привлечь к работе независимую исследовательскую компанию, которая даст нам объективную оценку",— обещает госпожа Фадеева.

В ICCO рост заработков PR-агентств по всему миру объясняют тем, что связи с общественностью все активнее обособляются от других маркетинговых дисциплин: креатива, медиапланирования, промоакций. К тому же бурный рост интернета и цифровых медиа привел к тому, что сегодня любой человек может высказывать свои суждения на самые разные темы перед максимально широкой аудиторией. Тем самым менеджмент компаний больше не обладает единоличным контролем над сообщениями, формирующими ее репутацию. Поэтому спрос на PR-услуги и, соответственно, заработки агентств будет расти и дальше. ICCO прогнозирует, что в 2008 году дальнейший рост индустрии составит от 5 до 30%, в зависимости от страны. В частности, выручка российских агентств в этом году должна вновь увеличиться на 20%, уверены в АКОС. Ъ