Медиановости

18 апреля 2008 18:35

Александр Кан рассказал о том, как начинался советский авангардный джаз

Известный джазовый критик и продюсер Александр Кан 17 апреля презентовал в магазине "Буквоед" свою новую книгу "Пока не начался Jazz...". Еще до выхода книги в свет ряд критиков сошлись во мнении, что она представляет собой "историю советского джаза и андеграунда от человека, олицетворяющего отечественную джазовую критику последних трех десятилетий".

Книгу "Пока не начался Jazz..." Александр Кан представлял совместно с Владиславом Крейниным, PR-директором издательства "Амфора". По словам автора, книга наконец увидела свет во многом благодаря этому издательству, которое вышло к нему с предложением помочь в ее написании.

Александр (Алик) Кан сообщил, что книга была написана за год, но идея ее создания возникла более 20 лет назад, когда рок и джаз стали только-только завоевывать популярность в нашей стране.

— Еще два десятилетия назад мой друг Артемий Троицкий написал книгу "Back in USSR", тогда же он стал призывать меня написать нечто подобное. Но долгие годы мне не удавалось это сделать. Музыкальный мир развивался так стремительно, что я не мог сделать остановку, боялся во время написания книги упустить что-то важное, — сказал джазовый критик. По словам Кана, он нашел время и возможность взяться за книгу, когда "революционный" накал страстей и событий в музыкальном мире несколько угас, когда музыкальное движение стало не столь интенсивным.

Со времени описываемых в книге событий (1978–1986 гг.) прошло немало лет. По словам Алика Кана, это было специфическое время, кульминация творческой жизни. В тот период Ленинград был настоящей культурной столицей, в том числе в сфере таких музыкальных направлений, как рок и новый джаз.

Отвечая на вопрос из зала о том, что такое новый джаз, Кан пояснил:

— Новый джаз, он же фри-джаз, или авангардный джаз — это один из терминов, появившихся в США в 50–60-е гг. прошлого века. От классического джаза эта музыка отличается гораздо большей свободой выразительных средств, даже неким радикализмом. Пионерами этого направления стали чернокожие музыканты, совершившие революцию в этом музыкальном жанре. Среди них — Джон Колтрейн, Орнет Колмен и другие.

По словам Кана, посредством нового джаза интеллигентные афроамериканцы боролись за свои права. Позднее в СССР, и особенно в Ленинграде, музыканты тоже начали таким способом отстаивать свои гражданские свободы и возможность заниматься тем, чем хочется. В этом жанре играли, а точнее, самовыражались Сергей Курехин, Анатолий Вапиров, Сергей Летов, Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков и другие наши земляки.

Кан был одним из первых российских журналистов, писавших о советской музыке для западных изданий. Многих интересовало, не испытывал ли он в связи с этим гонений со стороны органов госбезопасности?

— Уже в то время я хорошо знал английский язык и разбирался в музыке, что позволило мне сотрудничать с рядом западных изданий, таких как американский журнал "Джаз-форум", немецкий "Джаз-подиум" и другими. Особых гонений я не испытывал, но встречи с КГБ все же были, об этом я рассказал в главе "Инквизиция". У гэбэшников в основном были претензии по поводу моего общения с западными дипломатами, музыкантами и журналистами. И конечно, их очень интересовали мои взаимоотношения с "Би-би-си". Но в принципе писать о музыке мне никто не мешал, — сообщил Александр Кан.

Вопреки уже сложившемуся среди критиков мнению издатели книги подчеркивают: "Пока не начался Jazz..." не претендует на энциклопедичность, это не история отечественного нового джаза, а скорее, "документальный роман в воспоминаниях" человека, который всегда "болел за культуру андеграунда не потому, что было модно всем и всему противостоять, а потому, что вся его жизнь — это поиск эстетических ориентиров".

Справка:

Александр Кан — один из ведущих экспертов в области новой музыки, джазовый критик, продюсер, обозреватель русской службы "Би-би-си". В 70-80-е гг. прошлого века — организатор основных событий в области новой музыки в Ленинграде. В 1989-1993 гг. — организатор фестиваля "Открытая музыка" (первого фестиваля свободной музыки в СССР-России). С 1996 г. живет и работает в Лондоне. С 2005 г. — продюсер российской программы Лондонского джазового фестиваля.