Медиановости

21 апреля 2008 12:48

IT-социалисты

Последний день конференций всегда выглядит чуть более расслабленным, чем предыдущие. В кулуарах уже обо всем переговорено, сделки заключены, соглашения подписаны, визитки перешли из рук в руки. Так было и на КИБе. В последний день конференции участники забыли про бизнес. Они хвастались инновациями, обсуждали социальные сети и пытались заглянуть в будущее.

День начался с круглого (на самом деле - прямоугольного) стола с кратким названием "Поиск". В нем участвовали Игорь Ашманов из "Ашманов и партнеры", Сергей Кузнецов из SmartUs, Михаил Костин из Mail.ru, Илья Сегалович из "Яндекса" и Аркадий Морейнис из "Рамблера".

Игорь Ашманов привел данные по доле рынка и качеству поиска крупнейших подобных сервисов и предложил участникам объяснить, почему они не занимаются серьезным анализом запросов.

На самом деле, конечно, анализом запросов занимаются во всех поисковиках. Изюминкой последовавшего обсуждения было то, что оно дало возможность конкурентам рассказать о своих будущих сервисах. Например, и "Яндекс" и "Рамблер" работают над структурированным поиском, подмешиванием в результаты полезной информации.

Для этого "Рамблер" запустил свой новый вертикальный поиск, а "Яндекс" днем позже - обновление "Магадан".

Их подходы разнятся в том, что "Рамблер" активнее использует так называемые "вертикали" - виды поиска, а "Яндекс" фокусируется на введении поправок в алгоритмы ранжирования, пытаясь в большинстве случаев правильно угадывать, чего хочет пользователь, без уточнения запроса. Для этого применяются анализ запроса на опечатки, транслитерация и другие методы.

Точка зрения "Рамблера" основывается на том, что есть запросы, ответ на которые не надо представлять в виде привычной поисковой выдачи. Речь идет, например, о расписаниях и списках цен.

Очень интересным было выступление Сергея Кузнецова. SmartUS пытается занять нишу тематических поисковиков. Речь идет об агрегации информации и создании на основе внешней информации портала на определенную тему.

Такие поиски уже существуют на Западе, но в России они только начинают появляться. В качестве примера можно привести финансовый портал Google Finance, объединяющий поисковый интерфейс с новостями, котировками и данными о компаниях.

Предполагается, что тематический поиск займет ту часть рынка, где обычные поисковики оказываются бессильны. Фактически речь идет об автоматической каталогизации информации по определенному предмету.

Кузнецов показал три примера, когда обычные поисковики могут не сработать. В первом примере строитель безуспешно искал ответ на вопрос про специальную замазку. Во втором девочка хотела с кем-то подружиться и ввела в поисковую строку "девочки". В третьем студент пишет реферат, используя непроверенную и искаженную информацию с различных сайтов.

Закончился круглый стол забавным рассказом об особенностях поиска видео на Gogo.ru. Оказалось, что тридцать процентов запросов на этом сервисе относятся к эротике и порнографии, 28 процентов запросов приходится на музыкальное видео, а 27 процентов - на кино. Юмор и видеоприколы ищут только в пяти процентах случаев. Остаток примерно в равных долях распределен между всеми остальными клипами и запросы, которые поисковику просто непонятны. В Mail.ru надеются, что со временем ситуация изменится.

Полет в блогосферу

Тем временем начался круглый стол, на котором обсуждалось состояние блогосферы и общественного мнения в интернете. В качеств затравки был представлен яндексовский обзор блогосферы, вышедший 15 апреля.

Напомним, там говорилось о том, что в русскоязычной блогосфере 3,8 миллиона дневников (в мире их полгода назад было 112,8 миллиона). Там же нарисован портрет среднего блогера - москвички 22 ле, которая обновляет дневник, который читают 19 друзей, раз в пять дней.

Согласно данным "Яндекса", скорость роста блогосферы (числа блогов) падает, хотя число блогохостингов растет по экспоненте. Делается вывод - отметки в 10 миллионов блогов, которую обещали в предыдущем исследовании представители "Яндекса", блогосфера достигнет не скоро.

Совсем другую картину показал Борис Овчинников из компании SUP. Он представил данные статистики ЖЖ.

В марте 2008 года, по данным SUP, в ЖЖ существовало 1,53 миллиона зарегистрированных аккаунтов. В месяц активными было 550 тысяч пользователей. На один аккаунт приходится в среднем 64 поста, на одно сообщество - 96 постов. Это в два раза больше среднеблогосферных показателей "Яндекса". Посетители в среднем просматривают 10,5 страниц ЖЖ, причем этот же показатель у залогиненных пользователей составляет 21,7 просмотра.

На 100 самых посещаемых блогов приходится только 15 процентов трафика, а на 1000 самых посещаемых - всего 31 процентов. Таким образом основная часть трафика - это малопосещаемые блоги.

Самым интересным было то, что ЖЖ посещает почти 10 миллионов человек в месяц, но при этом логинится из ни только один миллион.

Рост числа пишущих блогеров в ЖЖ за год составил 0 процентов, а вот общее число посетителей за год выросло в полтора раза. Таким образом, LiveJournal по структуре своей аудитории все больше походит на средство массовой информации, где число читателей во много раз превосходит число писателей.

Это и стало камнем преткновения для представителей "Яндекса" (Романа Иванова) и SUP (Антона Носика). Первый определяет блогосферу как совокупность блогов, а второй как совокупность тех, кто пишет в блоги и тех, кто их читает.

Если принять первое определение, то блогосфера переживает не лучшие времена - активное ведение собственных блогов постепенно выходит из моды. Во втором случае блогосфера стабильно растет, хотя темпы роста и не ускоряются.

Досталось и пресловутой москвичке 22 лет. Дело в том, что она не соответствует мужчине 25 лет, который является "средним" пользователем ЖЖ. Более того, по сравнению с прошлым годом она не постарела, хотя все остальные блогеры отпраздновали день рождения. Это означает, что блогеры в целом помолодели. Для сравнения - в 2007 году средняя девушка-блогер все же постарела на год.

Кроме того, в настоящее время ее возраст выводится путем вычисления среднего арифметического. В случае неравномерного разброса данных может оказаться, что возраст "обычного" блогера следует считать иначе (другой способ). Авторы обзора "Яндекса" пообещали попытаться в следующий раз рассчитать возраст и иначе.

Платформеры

В последний день КИБа прошла довольно интересная секция "Платформы и приложения". Это была такая встреча веб-программистов, обсуждающих, как использовать новые технологии для извлечения прибыли. Речь шла в основном о том, что надо создавать платформу, которую будет полезна другим.

Ключевым выступлением стал доклад Александра Москалюка, представителя социальной сети Facebook. Он начал с цифр. В Facebook зарегистрировано 67 миллионов пользователей, то есть в четыре с лишним раза больше, чем в "Одноклассниках.ру". В среднем пользователь проводит на ресурсе в день по 25 минут.

Посещаемость Facebook составляет 65 миллиардов показов страниц в месяц. Получается, трафик Facebook соответствует двум третям всего рунетовского (оценки последнего по докладу "Трафик" Льва Глейзера). Facebook пятый по посещаемости сайт в мире и первый по посещаемости фотохостинг, куда ежедневно загружается по 14 миллионов фотографий. Для платформы написано 20 тысяч приложений.

Он рассказал о том, как Facebook зарабатывает на рекламе в так называемых Facebook Pages, которые создают в качестве своих представительств компании, музыканты и многие другие. Для этого были разработаны бесплатные приложения, а создателям Pages разрешили в свои приложения вставлять свою рекламу. Таким образом, развитие собственной Facebook Page стало выгодным как для компаний, так и для некоммерческих организаций - там можно оплачивать продукты, услуги и даже собирать деньги на благотворительные цели..

Представители российских компаний про рекламу и заработок особенно не рассказывали, сконцентрировавшись на технологиях. Например, сервис MойМир@Mail.ru заявил о том, что будет в будущем поддерживать инициативу Open Social, которая позволяет социальным сетям обмениваться информацией о пользователях и их контактах. А "Яндекс" объявил о запуске сервиса поиска по комментариям в любом блоге (раньше их число было ограничено).

Завершался КИБ обсуждением социальных сетей. На самом деле, вся конференция была буквально пронизана ощущением социальности интернета. Почти на каждой секции в той или иной форме задавался вопрос о том, как заработать на социальных сетях. Тех, кто брался отвечать, впору называть IT-социалистами.

Речь шла не обязательно о том, чтобы создать десятый клон "Одноклассников.ру". Гораздо больше интересующихся интересовало создание лояльных сообществ с элементами социальных сетей. Идея о том, чтобы обязательно найти своих друзей и чем-нибудь с ними обмениваться, в 2008 году накрепко засела в головах.

Привыкшие к обстоятельным дискуссиям граждане больше часа пытались определить, что является социальной сетью, а что - нет. С одной стороны, не все ли равно, как называть ЖЖ - блогохостингом или социальной сетью? С другой стороны, от типа интернет-сервиса, который, скорее всего, будет включать в себя самые оригинальные элементы, может зависеть инвестиционное решение.

Было видно, что эти терминологические тонкости не волнуют Александра Авдеева, представителявшего "Одноклассников", да и представителей других сервисов - ведь у них проекты уже есть.

Чуть больше их волновала все та же проблема заработка на социальных сетях, так как пока большинство социальных сервисов не приносит прибыли и не использует возможности фокусирование показа рекламы по полу, возрасту и другим параметрам.

Наконец,не вполне понятно, что делать пользователям дальше, когда они загрузили свои фотографии и посмотрели чужие. "Одноклассники" в настоящее время решают эту проблему с помощью раздела "Звезды", модерации фотографий, а также партнерских программ. Говорят, скоро можно будет запустить в одноклассника помидором.

Больше IT-социалисты придумать ничего не успели. Конференция закончилась. L