Медиановости

23 апреля 2008 11:18

Михаил Прохоров осваивает медиа-пространство

Группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова, уступившая "Интерросу" Владимира Потанина оцененный в $1,8 млрд холдинг "Проф-Медиа", все-таки решила заняться медиабизнесом. Вместе с основателем ИД "Коммерсантъ" Владимиром Яковлевым ОНЭКСИМ создает медиагруппу "Живи!", в проекты которой стороны обещают вложить до $100 млн. Первый проект "Сноб" стартует в июне. Издатели и участники рекламного рынка сомневаются, что заявленная концепция этого проекта заинтересует рекламодателей.

Учредителями медиагруппы "Живи!" стали ОНЭКСИМ, ООО "Контент-бюро Владимира Яковлева" и частные лица, рассказал "Ъ" господин Яковлев. Заместитель гендиректора ОНЭКСИМ Сергей Черницын уточнил, что доля его группы в компании превысит 50%. Сам Михаил Прохоров через секретариат передал, что готов будет подробно рассказать о своих планах на намеченной на завтра презентации "Живи!".

Медиагруппа будет финансироваться по принципу фонда прямых инвестиций, максимальный размер вложений — $100 млн, говорит Владимир Яковлев. На каждый из задуманных проектов предусмотрено "примерно одинаковое" финансирование, обещает господин Черницын. "Один из проектов будет рассчитан на массовую аудиторию, другой — на детей, третий — на следящих за своим здоровьем и качеством жизни",— перечисляет господин Яковлев.

Первым проектом "Живи!" станет линейка продуктов под общим названием "Сноб". К лету должен появиться интернет-сайт, к июлю — журнал (периодичность два раза в месяц, объем — 120 страниц), к ноябрю — распространяемый через кабельные сети телеканал. Сегодня важно произвести востребованный аудиторией контент, а способ его доставки уже вторичен, поясняет Владимир Яковлев. Вся продукция "Сноба" рассчитана на "успешных профессионалов", зарабатывающих от $10 тыс. в месяц и позиционирующих себя как высококлассных наемных специалистов. Однако аудитория проекта "Сноб" будет формироваться не на основе социально-демографических характеристик, а на базе "общих жизненных ценностей". Запускаемый интернет-сайт будет построен по принципу закрытого комьюнити. Руководство "Живи!" разошлет приглашения 200 потенциальным членам, остальные смогут вступить в него по рекомендации двух уже зарегистрированных пользователей. Зарабатывать проект будет на рекламе. "Но не хотелось бы, чтобы ее было слишком много",— признался господин Яковлев.

В заявленной Владимиром Яковлевым концепции проекта "Сноб" опрошенные "Ъ" эксперты не увидели бизнес-модели. Рекламодателей прежде всего интересует качество аудитории, которое определяется как раз ее социально-демографическими параметрами (возраст, пол, доход), отмечает президент издательской группы АФС-ИМГ Виктор Шкулев. "Анализ психоличностных характеристик аудитории, безусловно, необходим, но и традиционные социально-демографические параметры никто не отменял. Клиентам нужны конкретные цифры",— соглашается гендиректор медиаагентства Vizeum Михаил Вощинский.

Гендиректор агентства MindShare Interaction Дмитрий Ашманов отмечает, что узкоцелевым и тем более закрытым комьюнити всегда сложно привлечь рекламодателей: "Те же пользователи ходят и на другие интернет-ресурсы, где их можно "зацепить", не переплачивая за специально отобранную аудиторию". По данным исследования Web-Index компании TNS Gallup Media, в феврале 2007 года месячный охват московской аудитории "Яндекса" только среди отдельно взятых руководителей составлял 690 тыс. человек, а у сообщества профессионалов E-xecutive (объединяет почти 163 тыс. зарегистрированных пользователей) — лишь 49 тыс. человек.

Начиная проект с группой ОНЭКСИМ Владимир Яковлев не до конца урегулировал свои отношения с бывшим работодателем — концерном "Системы массмедиа" (СММ; входит в АФК "Система"). В марте 2007 года владелец контрольного пакета АФК "Система" Владимир Евтушенков пригласил его на должность гендиректора компании "Стрим-Контент", а в августе господин Яковлев покинул компанию. При этом, по словам источника "Ъ" в АФК "Система", СММ предоставил ООО "Контент-бюро Владимира Яковлева" заем в размере 26 млн руб. (текст договора есть в распоряжении "Ъ") на создание телеканала о фитнесе Fit. Однако ООО не предоставило СММ в оговоренные сроки прав на готовый канал, срок возврата займа истекает 3 августа. PR-директор СММ Хабиб Абдуллаев подтвердил, что у СММ есть договорные отношения с "Контент-бюро", но содержание договора обсуждать отказался. Владимир Яковлев вчера заявил "Ъ", что условия его договоренностей с СММ являются конфиденциальными и их разглашение является нарушением условий договора. Ъ